В прошлом году у российских водителей появилась возможность не доводить спор со страховой компанией до суда — благодаря институту финансового омбудсмена, который помогает урегулировать спорные вопросы без долгих судебных разбирательств. Должность финансового уполномоченного была создана государством для помощи автомобилистам в решении споров по ОСАГО и каско, а его работа не требует оплаты.
Из-за самоизоляции и продолжительных выходных некоторые водители стали испытывать сложности в общении со своей страховой. Прикрываясь карантином, страховщики все чаще не выполняют условия договоров — затягивают с выплатами или вовсе отказывают в них. За минувшую неделю число обращений к финансовому уполномоченному из-за спора по выплатам по ОСАГО выросло в пять раз.
Финансового омбудсмена также называют финансовым уполномоченным. Это служба, учрежденная Банком России, которая решает денежные споры между гражданами и финансовыми организациями до суда. По закону страховые компании обязаны исполнять решения финомбудсмена точно так же, как решения суда. Обращение к такому специалисту не требует дополнительных юридических знаний, а заявление можно отправить через интернет.
Как рассказали корреспонденту Autonews.ru в пресс-службе финомбудсмена, несмотря на нерабочие дни, институт финансового уполномоченного продолжает прием и рассмотрение обращений, а дистанционный режим работы не повлиял на эффективность деятельности службы. За неделю финансовому уполномоченному поступило более 3,4 тыс. обращений, а количество принятых решений составило более 2,1 тысячи.
«За отчетную неделю все обращения касались споров потребителей со страховыми компаниями, среди которых впервые оказались обращения по ОСАГО. Десять обращений поступило о нарушении страховыми компаниями срока выплаты страхового возмещения в период длительных нерабочих дней, которые установлены до 30 апреля. Девять заявителей сообщили финансовому уполномоченному о несогласии с размером выплаты по ОСАГО, а еще троим заявителям страховые компании в выплате страхового возмещения отказали», — рассказали Autonews.ru в пресс-службе ведомства.
Больше всего обращений поступило от жителей Ростовской области, следом идут Архангельская, Нижегородская области и Удмуртская Республика.
Появление обращений по ОСАГО в работе института финансового омбудсмена из-за коронавируса сказалось и на росте размера выплат. «По итогам прошлой недели средний размет требований составил 314 180 руб. против 125 685 руб. неделей ранее», — пояснили в пресс-службе.
Служба финансового уполномоченного также сообщила о рекордной на сегодняшний день выплате по решению омбудсмена. Жителю Московской области страховая сначала в выплатах по ОСАГО отказала, но после решения омбудсмена пострадавшему выплатили 950 тыс. рублей.
«У обратившегося к финансовому уполномоченному гражданина в ДТП погибли родители. Они ехали в машине с водителем, который не был виновником аварии, у него был полис ОСАГО. В обращении житель Подмосковья потребовал компенсации за причинение вреда жизни своим родителям. Сначала он обратился c претензией в страховую компанию водителя, однако она отказала ему в выплате, потому что владелец автомобиля не является виновником ДТП», — объяснил корреспонденту Autonews.ru финансовый уполномоченный в сфере страхования Виктор Климов.
Несмотря на доводы страховой компании, финансовый уполномоченный посчитал, что автомобиль является источником повышенной опасности и при причинении вреда жизни или здоровью третьих лиц (пассажиров или пешеходов) в случае аварии ответственность для владельца автомобиля наступает независимо от его вины.
Как пояснили в службе, часто омбудсмены рассматривают обращения по возмещениям от вреда жизни или здоровью по договорам ОСАГО. «Когда происходят такие тяжелые случаи, пострадавшему или близким погибших особенно трудно судиться, разбираться со страховой компанией. И в этом смысле очевидна важность упрощенной процедуры рассмотрения споров и института финансового уполномоченного», — объяснил Климов.
К финансовому уполномоченному обращаются при любых нарушениях договора со стороны страховой компании. Например, страховая отказалась платить деньги или занизила сумму выплаты либо по вине страховой компании произошла задержка выдачи автомобиля после ремонта.
«Споры могут касаться лишь денег и имущества. Финансовый омбудсмен принимает решение в течение 15 рабочих дней, если не требуется экспертиза. Среди всех государств, где действует институт финансового уполномоченного, в России установлен самый короткий срок на рассмотрение обращения потребителя», — пояснили Autonews.ru в службе финансового уполномоченного.
Самый простой путь обратиться к финомбудсмену — оставить заявку через личный кабинет на официальном сайте службы. Можно также отправить обращение обычной почтой на юридический адрес — 119017, г. Москва, Старомонетный пер., д. 3, АНО «СОДФУ». Или позвонить и получить консультацию по телефону 8-800-200-00-01 (звонок по России бесплатный).