branding imagebranding image
РБК АВТО
How to Алина Распопова

«Она отказала мне два раза». Что не так с «короткими» ОСАГО

В нескольких страховых компаниях водителю отказали в оформлении ОСАГО на три месяца. Сначала «не давала система», потом сослались на мошенников. Разбираемся, что делать всем, кто столкнулся с такой же проблемой
Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Фото: Александр Рюмин / ТАСС

В странную ситуацию попал автомобилист из Москвы, который попытался оформить полис ОСАГО сроком на три месяца на свой новый автомобиль. Сразу в двух страховых компаниях за один день ему отказали по разным причинам. Чтобы найти страховую, которая согласится оказать услугу, пришлось потратить весь день, а потом еще и уговаривать сотрудника «обойти систему».

О проблеме с оформлением обязательного документа рассказал Autonews.ru сам автомобилист. На момент покупки полиса на него уже был зарегистрирован один автомобиль. Документ на вторую машину требовался не более чем на три месяца. 

Однако сразу же возникли проблемы. «Девушка-консультант категорически отказала в оформлении документа два раза, ссылаясь на какие-то нормы Гражданского кодекса, — пожаловался водитель. — Я четко объяснил, что полис был нужен на три месяца, но она как робот повторяла, что не может оформить документ, и что я должен ехать в центральный офис. Но я и так приехал в официальное отделение компании, центральный офис никак не отличается от этого. К сожалению, продолжить беседу с консультантом было невозможно. Сложилось впечатление, что она сама не понимала, в чем проблема, и выдавала заученные фразы».

Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва» How to 30 апреля 2020 По ОСАГО отказываются платить. Что делать?
Фото: Ярослав Чингаев / ТАСС Статьи 9 июня 2020 «Каждому по тарифу». ОСАГО подорожает, но не для всех

Тогда автомобилист с таким же запросом обратился в другую страховую компанию, также приехав лично в офис. И неожиданно тоже получил отказ. По его словам, сначала сотрудник действительно пытался оформить документ сроком действия три месяца, но жаловался, что «система не давала этого сделать».

«Такие проблемы сотрудник страховой компании объяснил тем, что «короткие» полисы страховщики стараются не продавать из-за мошенников, которые якобы оформляют их, чтобы получить выплату по подставным ДТП.

«Консультант пытался оформить мне документ, но постоянно получал отказы системы. Он рассказал, что предыдущему клиенту тоже пришлось отказать по этой же причине, — поделился водитель. — Он как-то по-человечески вошел в мою ситуацию и пообещал «поколдовать». В итоге с трудом, но я получил страховку на нужный мне срок».

Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»
Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

Autonews.ru обратился в страховые компании с просьбой объяснить проблемы с оформлением полиса ОСАГО на нужный срок и рассказать, как действовать в случае отказа.

В компании «АльфаСтрахование» произошедшее списали на ошибку конкретного сотрудника и способов решения проблемы не предложили.

«Этот случай был связан с технической проблемой в системе компании, которая используется для оформления полиса, и не носит системный характер. При этом сотрудник повел себя непрофессионально, дав неверную информацию клиенту, с ним были проведены разъяснительные беседы», — сказали в пресс-службе.

В свою очередь в компании «РЕСО-Гарантия», где полис все-таки получилось оформить, затруднились объяснить причину, не зная обстоятельств обращения конкретного клиента (редакция не стала разглашать данные сотрудника, который помог в оформлении и пожаловался на ситуацию с мошенниками). Там отметили, что факт оформления полиса говорит о возможных частных проблемах конкретного офиса или дежурного агента.

«Тысячи автомобилистов ежедневно оформляют полисы с коротким периодом использования автомобилей, в том числе в компании «РЕСО-Гарантия», — рассказали в страховой. — С 1 января по 19 июня 2020 г. динамика продаж полисов, период использования автомобилей в которых меньше полного года, не изменилась. Их не стали продавать меньше, как было бы, если бы действительно была какая-то проблема».

Фото: Донат Сорокин / ТАСС
Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Также в страховой компании отметили, что не все автомобилисты при обращении в офисы понимают разницу между сроком действия договора и периодом использования автомобиля или мотоцикла.

«Но закон об ОСАГО предусматривает именно такую конструкцию: полис заключается со сроком действия один год, при этом в нем можно установить период использования от трех месяцев», — объяснили в страховой компании.

При возникновении недопонимания при оформлении в компании посоветовали обращаться сразу к более компетентному, обычно вышестоящему сотруднику — менеджеру, руководителю офиса — либо в службу качества страховой компании. Там напомнили о возможности самостоятельно оформить электронный полис и готовности личных страховых агентов помочь в оформлении нужных полисов.

В свою очередь в Российском союзе автостраховщиков (РСА) рассказали, что в 2020 году к ним не поступило ни одной жалобы от автовладельцев на отказы в продаже «сезонных» полисов ОСАГО. «Поэтому представляется, что такие случаи носят единичный характер», — заявили в РСА.

Тем не менее в РСА подчеркнули, что отказ со стороны страховой компании в продаже «сезонного» полиса ОСАГО незаконен. Если автовладелец столкнулся с таким отказом, то в РСА советуют в первую очередь обратиться с жалобой в головной офис страховой компании, поскольку с большой вероятностью отказ в продаже «сезонного» полиса — ошибка конкретного специалиста страховщика. Одновременно можно обратиться с жалобой в РСА — ее можно направить как обычным письмом, так и в электронном виде.

Фото: Дмитрий Серебряков / ТАСС
Фото: Дмитрий Серебряков / ТАСС

Юрисконсульт в компании «Правокард» Наталья Майбах не исключила ситуаций, в которых страховые компании действительно могут искусственно препятствовать оформлению сезонных полисов ОСАГО.

«Случается, что у офиса стоит установка такие полисы не оформлять. Причины разные — это может быть и отсутствие выгоды при оформлении такого полиса, и защита от мошенников. Потому что такие документы действительно могут использовать при совершении автоподстав. Напрямую, конечно, это сказать клиенту никто не может. Но избежать оформления страховки можно, например, «по техническим причинам» — система просто не сможет подключиться к базе центрального офиса», — объяснила Майбах. 

В каждом таком случае от страховой компании эксперт советует требовать именно письменный отказ. Как правило, это сразу должно помочь разрешить ситуацию в пользу автомобилиста.