Взаимоотношения АвтоВАЗА с дилерами становятся все более драматичными. Коллективное письмо крупнейших московских дилеров с просьбой остановить рост цен на автомобили на заводе пока не рассматривалось. Дилеры грозятся переключиться на продажу иномарок, но отечественный автогигант этого не боится. Более того, многие участники рынка допускают, что автомобили Lada в ближайшие годы могут подорожать до $15 000.
На самом деле, повышением цен на автомобили уже никого сегодня не удивить. АвтоВАЗ регулярно повышает цены примерно раз в 2 месяца на 1-2%. Но очередное повышение на 2% (1000-4000 рублей в зависимости от модели) вызвало небывалый ажиотаж, поскольку сопровождалось коллективным письмом восьми крупнейших московских дилеров к руководству завода, где они попросили остановить рост цен. Дилеры считают, что постоянный рост цен на вазовскую продукцию тормозит продажи и двигает приоритеты покупателей в сторону иномарок. А главная заповедь любого автодилера, как известно, – удовлетворять запросы клиента. Уже сегодня большинство крупных вазовских дилеров имеет в своем портфеле, помимо Lada, множество других, весьма популярных иностранных брендов, и тенденция по отходу от работы с АвтоВАЗом только усиливается.
Взаимоотношения АвтоВАЗа и дилеров всегда были очень непростыми: это и борьба за статус дилера и за квоты, постоянные перебои с поставками, конфликты из-за несоблюдения корпоративных стандартов. Надо отметить, что позиция завода по отношению к своим партнерам никогда не отличалась особой последовательностью и согласованностью решений. В результате еще в прошлом году ряд тольяттинских дилеров решил добровольно отказаться от торговли вазовскими машинами и выставил некогда прибыльный бизнес на продажу, в этом году их примеру последовали москвичи. Смена руководства на заводе прибавила хлопот автопродавцам, некоторые отмечали, что после этого на рынке начался “настоящий беспредел”. Постоянный рост цен только усугубил ситуацию.
Мелкие столичные игроки просто начали разоряться. “Середнячок” страховался популярными иномарками. Как посетовал один из дилеров АвтоВАЗа, “уже давно никто не возмущается, потому что все привыкли к тому, что цены на автомобили постоянно растут”. Дошла очередь и до акул бизнеса – среди компаний, подписавшихся под письмом, “Элекс-Полюс”, “Ростокино-Лада”, “Гермес-Лада”, “Инком-Авто”, “Лада Форвард” и др.
АвтоВАЗ письмо получил, это AutoNews.ru подтвердили официальные представители завода. Правда, и.о. генерального директора завода Максим Нагайцев письма пока не видел, оно попадет к нему на стол в ближайшее время. “Мы очень внимательно относимся к пожеланиям наших дилеров и, конечно, принимаем во внимание их точку зрения, учитываем ее в нашей работе”, – заявили на автозаводе, комментируя ситуацию. И все же, вряд ли можно ожидать моментальной конструктивной реакции от руководства завода. Судя по всему, снижать цены на свою продукцию АвтоВАЗ не собирается.
“Не совсем верно называть это повышением цен, – говорят на заводе. – Это индексация вслед за ростом стоимости сырья, тарифов и услуг естественных монополий, а также комплектующих”.
Резонными такие действия находят и многие бизнес-аналитики. “Другое дело, что рост цен на автомобили ВАЗа с начала года уже превышает запланированные темпы инфляции на весь год практически по всем позициям, тогда как обычно автомобили дорожают заметно медленнее, – комментирует аналитик Инвестиционного банка “Траст” Евгений Шаго. – Я думаю, что никакой дополнительной реакции на письмо дилеров не последует, максимум, что можно ожидать – каких-то разъяснений такой ценовой политики от руководства. Это было бы не лишним, поскольку равномерное повышение цен на весь модельный ряд действительно выглядит странным, завод раньше так никогда не поступал”.
На АвтоВАЗе считают, что пока беспокоиться не о чем. “4 тысячи рублей – это не те деньги, которые влияют на выбор потребителя, – говорят на заводе. – Мы будем делать все возможное, чтобы удержать цены на текущий модельный ряд ниже $10 000 в ценовом сегменте национального массового автомобиля, которым и является Lada. В этом же ценовом сегменте будет находиться и автомобиль класса С 2009 года”.
Завод считает, что дилеры сами виноваты в том, что продажи падают: поднимают цены почти на 30% за счет дополнительного оборудования. Таким образом, Kalina, чья рекомендованная цена сегодня составляет 250 тыс. рублей, в итоге может продаваться за все 300 тыс. рублей. Более того, в ближайшее время намерены “заняться ситуацией более плотно” и пресечь существенное превышение рекомендованной цены, как только начнет работать торговый дом. Напомним, что это должно произойти в октябре. На ВАЗе не боятся, что повышение цен переориентирует покупателя на дешевые иномарки. “Например, те же “китайцы” сейчас испытывают проблемы с качеством, в то же время российский потребитель хорошо знает автомобили Lada и их ремонтопригодность, это, несомненно, скажется на выборе, – уверены вазовцы. – К тому же, если реально посмотреть на рынок, иномарки все равно выходят дороже”.
Дилеры в свою очередь уверены, что повышение скажется на спросе. “Цена в $10 000 сегодня являет собой некий психологический барьер для покупателя, – отмечает начальник отдела продаж компании “Гермес-Лада” Олег Архипов. – Конечно, покупатели будут еще более внимательно относиться к иномаркам”. В то же время большинство дилеров сходится во мнении, что говорить о радикальной смене интересов покупателей пока не стоит. По мнению заместителя гендиректора компании “Элекс-Полюс” Василия Цехановича, спрос на вазовские автомобили стабилен, а цены на автомобили поднимает не только АвтоВАЗ, но и другие автопроизводители. Более того, некоторые эксперты сегодня склонны считать, что уже в течение ближайших трех лет цена на вазовские машины достигнет $15 тыс., и дилеры считают, что это может быть оправдано.
“Это вполне реально, потому что нынешнее качество сборки вазовских автомобилей вполне это позволяет, – говорит О. Архипов. – Качество вазовских автомобилей становится все лучше, каждые полгода к нам приходят какие-нибудь доработки: гидроусилители руля, новые классы токсичности, новые классы безопасности, улучшенная приборная панель и др.”.
Елена Костякова
На самом деле, повышением цен на автомобили уже никого сегодня не удивить. АвтоВАЗ регулярно повышает цены примерно раз в 2 месяца на 1-2%. Но очередное повышение на 2% (1000-4000 рублей в зависимости от модели) вызвало небывалый ажиотаж, поскольку сопровождалось коллективным письмом восьми крупнейших московских дилеров к руководству завода, где они попросили остановить рост цен. Дилеры считают, что постоянный рост цен на вазовскую продукцию тормозит продажи и двигает приоритеты покупателей в сторону иномарок. А главная заповедь любого автодилера, как известно, – удовлетворять запросы клиента. Уже сегодня большинство крупных вазовских дилеров имеет в своем портфеле, помимо Lada, множество других, весьма популярных иностранных брендов, и тенденция по отходу от работы с АвтоВАЗом только усиливается.
Взаимоотношения АвтоВАЗа и дилеров всегда были очень непростыми: это и борьба за статус дилера и за квоты, постоянные перебои с поставками, конфликты из-за несоблюдения корпоративных стандартов. Надо отметить, что позиция завода по отношению к своим партнерам никогда не отличалась особой последовательностью и согласованностью решений. В результате еще в прошлом году ряд тольяттинских дилеров решил добровольно отказаться от торговли вазовскими машинами и выставил некогда прибыльный бизнес на продажу, в этом году их примеру последовали москвичи. Смена руководства на заводе прибавила хлопот автопродавцам, некоторые отмечали, что после этого на рынке начался “настоящий беспредел”. Постоянный рост цен только усугубил ситуацию.
Мелкие столичные игроки просто начали разоряться. “Середнячок” страховался популярными иномарками. Как посетовал один из дилеров АвтоВАЗа, “уже давно никто не возмущается, потому что все привыкли к тому, что цены на автомобили постоянно растут”. Дошла очередь и до акул бизнеса – среди компаний, подписавшихся под письмом, “Элекс-Полюс”, “Ростокино-Лада”, “Гермес-Лада”, “Инком-Авто”, “Лада Форвард” и др.
АвтоВАЗ письмо получил, это AutoNews.ru подтвердили официальные представители завода. Правда, и.о. генерального директора завода Максим Нагайцев письма пока не видел, оно попадет к нему на стол в ближайшее время. “Мы очень внимательно относимся к пожеланиям наших дилеров и, конечно, принимаем во внимание их точку зрения, учитываем ее в нашей работе”, – заявили на автозаводе, комментируя ситуацию. И все же, вряд ли можно ожидать моментальной конструктивной реакции от руководства завода. Судя по всему, снижать цены на свою продукцию АвтоВАЗ не собирается.
“Не совсем верно называть это повышением цен, – говорят на заводе. – Это индексация вслед за ростом стоимости сырья, тарифов и услуг естественных монополий, а также комплектующих”.
Резонными такие действия находят и многие бизнес-аналитики. “Другое дело, что рост цен на автомобили ВАЗа с начала года уже превышает запланированные темпы инфляции на весь год практически по всем позициям, тогда как обычно автомобили дорожают заметно медленнее, – комментирует аналитик Инвестиционного банка “Траст” Евгений Шаго. – Я думаю, что никакой дополнительной реакции на письмо дилеров не последует, максимум, что можно ожидать – каких-то разъяснений такой ценовой политики от руководства. Это было бы не лишним, поскольку равномерное повышение цен на весь модельный ряд действительно выглядит странным, завод раньше так никогда не поступал”.
На АвтоВАЗе считают, что пока беспокоиться не о чем. “4 тысячи рублей – это не те деньги, которые влияют на выбор потребителя, – говорят на заводе. – Мы будем делать все возможное, чтобы удержать цены на текущий модельный ряд ниже $10 000 в ценовом сегменте национального массового автомобиля, которым и является Lada. В этом же ценовом сегменте будет находиться и автомобиль класса С 2009 года”.
Завод считает, что дилеры сами виноваты в том, что продажи падают: поднимают цены почти на 30% за счет дополнительного оборудования. Таким образом, Kalina, чья рекомендованная цена сегодня составляет 250 тыс. рублей, в итоге может продаваться за все 300 тыс. рублей. Более того, в ближайшее время намерены “заняться ситуацией более плотно” и пресечь существенное превышение рекомендованной цены, как только начнет работать торговый дом. Напомним, что это должно произойти в октябре. На ВАЗе не боятся, что повышение цен переориентирует покупателя на дешевые иномарки. “Например, те же “китайцы” сейчас испытывают проблемы с качеством, в то же время российский потребитель хорошо знает автомобили Lada и их ремонтопригодность, это, несомненно, скажется на выборе, – уверены вазовцы. – К тому же, если реально посмотреть на рынок, иномарки все равно выходят дороже”.
Дилеры в свою очередь уверены, что повышение скажется на спросе. “Цена в $10 000 сегодня являет собой некий психологический барьер для покупателя, – отмечает начальник отдела продаж компании “Гермес-Лада” Олег Архипов. – Конечно, покупатели будут еще более внимательно относиться к иномаркам”. В то же время большинство дилеров сходится во мнении, что говорить о радикальной смене интересов покупателей пока не стоит. По мнению заместителя гендиректора компании “Элекс-Полюс” Василия Цехановича, спрос на вазовские автомобили стабилен, а цены на автомобили поднимает не только АвтоВАЗ, но и другие автопроизводители. Более того, некоторые эксперты сегодня склонны считать, что уже в течение ближайших трех лет цена на вазовские машины достигнет $15 тыс., и дилеры считают, что это может быть оправдано.
“Это вполне реально, потому что нынешнее качество сборки вазовских автомобилей вполне это позволяет, – говорит О. Архипов. – Качество вазовских автомобилей становится все лучше, каждые полгода к нам приходят какие-нибудь доработки: гидроусилители руля, новые классы токсичности, новые классы безопасности, улучшенная приборная панель и др.”.
Елена Костякова