branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Российских автомобилистов распределят по клубам

Автоклубы начинают вербовать автомобилистов по всей стране. На рынок сервисных услуг выходит Российское автомобильное товарищество (РАТ). Новый игрок не скрывает, что намерен развернуть деятельность национального масштаба...
Членам европейских автоклубов гарантирована круглосуточная техпомощь
Членам европейских автоклубов гарантирована круглосуточная техпомощь
Тотальная автомобилизация заставила инвесторов внимательнее приглядеться к перспективному направлению – рынку услуг для автомобилистов. Конкуренция между иностранными автопроизводителями в России уже сейчас постепенно смещается в сторону сервиса. Например, сразу несколько компаний в течение последнего времени запустили специальные программы помощи на дорогах: Audi Service (2005 г.), GM Assistance (2006 г.), Nissan Roadside Assistance (2007 г.). При покупке автомобиля клиент круглосуточно может рассчитывать на пакет услуг, включающий оказание быстрой технической помощи, бесплатную эвакуацию в ближайший официальный дилерский центр, дозаправку и некоторые другие.

В России до недавнего времени более или менее были известны три организации, предоставляющие комплексный набор услуг для автовладельцев на дороге: это автоклубы “Ангел”, “Автомобильный клуб России” и “АКАР”. Нельзя сказать, чтобы каждая из них была очень популярна, но, учитывая устойчивый количественный и качественный рост российского автомобильного парка, многие эксперты прочили этому сегменту развитие в самое ближайшее время.

Начало мощной конкуренции и превращение захудалых российских автоклубов в продвинутые организации должно начаться с приходом нового игрока в этом году. Решение о создании Российского автомобильного товарищества было принято его учредителями (имена которых не разглашаются) на основании исследования рынка автоуслуг. Одним из факторов, как говорят инвесторы, послужило “отсутствие единой национальной сети предоставления качественных услуг автомобилистам России, в отличие от национальных торговых сетей, страховых компаний, операторов мобильной связи”.

Создание товарищества, несмотря на некую идейность в названии, конечно, в первую очередь является коммерческим проектом. Инвесторы не скрывают, что во многом ориентировались на успешный опыт работы международных автоклубов, которые давно превратились в богатейшие и влиятельнейшие организации. Наиболее известным автоклубом Европы является общегерманская организация ADAC, созданная еще в 1903 году, ежегодный оборот которой составляет более 1,5 млрд евро. К результатам клубных крэш-тестов прислушиваются автопроизводители, иногда результаты прямо влияют на импорт той или иной марки в Европу, как, например, это произошло с автомобилями китайских марок.

Пакет услуг, предоставляемых любым европейским автоклубом, стандартен: это экстренная техническая помощь на дороге, скидки (сервис, заправки, мойки, автозапчасти, страхование и т.д.), юридическая помощь, информационные услуги.

Деятельность наиболее продвинутых организаций этим не ограничивается. Клуб помогает в организации финансовых операций, консультирует по транспортным вопросам, оказывает помощь в приобретении новых и подержанных автомобилей. Кроме того, автоклуб предоставляет комплексные услуги, связанные с предоставлением займов на приобретение автомобилей, с системой сбережения средств, со страховыми услугами и различными операциями, которые позволяет осуществлять кредитная карта ассоциации.

Сегодня все европейское население состоит в том или ином автомобильном клубе, это и престижно, и выгодно. Например, в ADAC в настоящее время насчитывается 15,4 млн человек. Всего же в Европе около 100 автомобильных клубов. Что касается российских действующих автоклубов, то численность каждого из них, по разным оценкам, едва ли превышает 500 тысяч человек, а поэтому говорить о высокой доходности не приходится.

Российское население численностью 150 миллионов человек планирует вовлечь в свою клубную систему новоявленное Российское автомобильное товарищество. Как сообщает пресс-служба организации, в 2007 году офисы РАТ откроются в 15 крупнейших городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Красноярске, Новосибирске, Уфе, Казани, Ростове-на-Дону, Челябинске, Волгограде, Самаре, Саратове, Перми, Воронеже. “Мы рассчитываем за первые два года реализовать порядка 400 тыс. карт РАТ, – говорит директор по связям с общественностью РАТ Елена Чернова. – Стоимость клубной карты РАТ составит 3 тыс. 600 рублей в год. Благодаря мировым стандартам качества предлагаемых услуг по доступной цене, мы рассчитываем занять лидирующую позицию на российском рынке услуг автомобилистам”.

Удастся ли новичку вовлечь россиян во всероссийскую клубную систему, будет зависеть от политики продвижения. Амбициозные планы подкрепляются солидным капиталом и могущественными лицами, правда, ни объем инвестиций в проект, ни персоналии не разглашаются. Во многом задачу РАТ облегчат его партнеры: Росгосстрах и Lukoil Intercard – через региональные сети этих компаний будут продаваться клубные карты.

Страховые компании давно приглядываются к автоклубам как к выгодному бизнесу. “Нашей компании предложили принять участие в качестве одного из партнеров, – говорит заместитель руководителя департамента по связям с общественностью Росгосстраха Андрей Бирюков. – Нам это предложение показалось интересным, и мы его приняли”.

Другие страховщики подходят к вопросу скептически – ведь автоклубы станут их непосредственными конкурентами. “Те клубы, которые предоставляют услуги на дорогах, не несут целевого значения, по сути, это сбор денег, – считает исполнительный вице-президент страховой компании НАСТА Сергей Ефремов. – Нам это неинтересно: дорогой сегмент в клуб типа “Ангела” вступать не будет, а дешевому сегменту мы предоставляем аналогичные услуги: эвакуатор, аварийные комиссары”.

По словам г-на Ефремова, его компании больше интересны тематические автоклубы, в которых собираются владельцы автомобилей определенных марок: “Поскольку каждый такой клуб – это определенный менталитет, уровень достатка, и нам с ними было бы проще работать. Мы заинтересованы в сотрудничестве с такими клубами, а в случае заключения партнерского соглашения могли бы предоставлять им льготы на обслуживание”.

Елена Костякова