1917 Mitsubishi Model A
В 1917 году японцы производят революцию. Они не свергают своего императора – они делают первый японский легковой автомобиль. Из названия может показаться, что они выпускают лицензионный Ford, как это сделали в Советской России, но японцы создают свой автомобиль, основываясь на итальянском Fiat Tipo 3. Японский первенец имел четырехцилиндровый бензиновый двигатель объемом 2,8 литра, который выдавал 35 лошадиных сил и, как говорят, отличался очень плавным ходом, несмотря на отсутствие у тогда бедной Японии более-менее нормальных дорог.
Автомобиль собирался вручную, и материалы для своего первого автомобиля японцы выбрали исключительно лучшие. Вся кабина кузова делалась из лакированного белого кедра – автомобиль оказался чрезвычайно дорогим. Чувство японского патриотизма не перевесило цену Mitsubishi Model A, которая не выдержала конкуренции с дешевыми американскими машинами. Компания Mitsubishi вернулась к производству грузовиков, забыв о легковых моделях вплоть до окончания Второй мировой войны.
1951-1980 Toyota Land Cruiser
Американский Forbes считает, что Toyota является третьим в мире старейшим производителем полноприводных автомобилей после американского Jeep и английского Land Rover. В Штатах не учли русский ГАЗ-64, который считается первым советским серийным джипом. Land Cruiser тоже начал жизнь в качестве военного транспортного средства и, по сути, получил весьма незначительные изменения кузова и двигателя, чтобы стать гражданской моделью. Land Cruiser заслужил себе славу дешевого и неприхотливого автомобиля, который завоевал рынки всех стран третьего мира в Южной Америке, Азии и Африке. В наши дни Toyota решила вспомнить свой первый легендарный внедорожник и выпустить модель FJ Cruiser, отдающий честь знаменитому предку. Дизайн решетки радиатора новенького FJ Cruiser целиком взят из прошлого.
1958-1966 Datsun 1200 Pickup
В 1958 году в Штатах начались официальные продажи японских автомобилей. Первыми на территорию США, где в это время властвовали легковушки длиной по 6 метров, въехали крошечные Toyopet S30 Crown и Datsun 1200 Pickup. Datsun, эта тележка на колесиках, передвигалась и возила грузы с помощью всего лишь 1,2-литрового мотора и менее 50 л.с. мощности. Но именно эти модели завоевали совсем небольшой японский плацдарм на рынке США, на который впоследствии высадился такой десант автомобилей, что американской автопромышленности пришлось изрядно подвинуться. В частности, Datsun 1200 Pickup стал прародителем класса небольших пикапов, где в 80-е годы властвовали Nissan и Toyota.
1967 Toyota 2000GT
История этого автомобиля началась довольно странно. Его хотел строить Nissan, используя 150-сильный двигатель компании Yamaha. Но в последний момент Nissan отказался от проекта, и Yamaha продала лицензию Toyota. Впервые Toyota 2000GT была показана в 1965 году на Токийском мотор-шоу. Однако в продажу 2000GT пошли только в 1967-м. Модель стала настоящей мировой сенсацией после того, как Шон Коннери в шкуре легендарного Джеймса Бонда ездил на открытой версии 2000GT в фильме “Живешь только дважды”. Уже тогда Toyota, цена на которую достигала $6800, была дороже, чем сопоставимые модели Porsche и Jaguar. Toyota собрала только 360 автомобилей этой модели. Из-за того что Toyota 2000GT очень редкая модель, а ее родной двигатель Yamaha оказался настолько надежен, что оставшиеся в живых экземпляры все еще на ходу, цены на них умопомрачительны.
1968-1974 Toyota Corolla
Первая Corolla 1968 года для США оснащалась слабым 1,1-литровым двигателем мощностью 67 л.с., однако к 1971 году автомобиль получил супернадежный 1,6-литровый двигатель. А с 1974 по 1977 год, в ходе арабского нефтяного эмбарго, экономичный двигатель Toyota Corolla сделал эту модель самой продаваемой в мире. Оказалось, что японцы уже построили надежный, дешевый и экономичный автомобиль, в то время как американская автопромышленность находилась в кризисе и правительство буквально заставляло американских производителей сокращать на новых моделях расход топлива и вредные выбросы.
1968-1973 Datsun 510
Для людей, которые не могли позволить себе BMW 1600, недорогой японский Datsun 510 с мощным мотором и полностью независимой подвеской стал отличной альтернативой. Седан быстро завоевал признательность американских покупателей. Даже актер Пол Ньюман тренировался на таком в школе вождения, чтобы пересесть затем на Datsun 240Z. За свои деньги “510-й” был отличным автомобилем с превосходными характеристиками. Предлагались седан, универсал, а позже и двухдверная модификация Datsun 510.
1969-1973 Datsun 240Z
Появление Datsun Z-серии ознаменовало изменение отношения покупателей к японским автомобилям. Кузов в форме пули, очень надежный 2,4-литровый шестицилиндровый двигатель, 150 лошадиных сил и полностью независимая подвеска сделали Datsun превосходным спортивным автомобилем при цене, гораздо меньшей, чем любая другая машина в этом классе. На Datsun Z-серии передвигались все американские мажоры 70-х.
Datsun 240Z разгонялся до 100 км/ч за 9 секунд и имел максимальную скорость в 200 км/ч. Хотя появившийся в 1990 году 300ZX оказался и быстрее, и комфортнее, эта модель перешла в класс премиум и никогда уже не была столь любима и популярна, как первая спортивная модель серии Z.
1974 Honda Civic
Знаменитый 1,4-литровый двигатель CVCC (Compound Vortex Controlled Combustion) на Honda Civic появился как раз вовремя. Он позволил американцам выжить (без автомобиля настоящий янки жить не сможет) в тяжелые 70-е, когда цены на нефть взлетели до невиданных ранее высот. Honda уже была мировым лидером по продаже мотоциклов и американцы уже знали эту марку. Но именно Civic заставил американцев уважать Honda как компанию, производящую хорошие автомобили.
1976-1979 Honda Accord
После успеха Honda Civic на североамериканском рынке в США был привезен Accord. Первым в Штатах появилась трехдверная модель, а затем американцам показали и седан. Внешний вид Accord не захватывал дух и не приводил в восторг, но это была надежная машина уже вполне приемлемых для американцев размеров. В то время в конкурентах у Accord были ужасные прожорливые и ломающиеся машины “большой американской тройки”. Многие смышленые покупатели предпочитали Accord как свой первый иностранный автомобиль.
1978 Mazda RX-7
Mazda сделала себе имя в автомобильном мире, создав отличный новаторский двигатель. В случае с Mazda RX-7 это необычный роторный двигатель. Он развивает всего 105 л.с., но способен раскручиваться до 7000 об/мин. До 100 км/ч RX-7 разгоняется менее чем за 10 секунд. Роторная Mazda достойно смотрелась на фоне Datsun Z и даже Porsche 924. В 80-х годах Mazda удалось продать достаточное количество RX-7, чтобы остаться в памяти автомобилистов вплоть до сегодняшнего дня.
1984 Toyota MR2
Эту машину называли ни много ни мало “Ferrari для бедных”. И в этой фразе было больше восхищения, чем сарказма. Центральное расположение передового двигателя с четырьмя клапанами на цилиндр, 130 л.с. при минимальной массе автомобиля, а еще идеальная развесовка и великолепная управляемость делали Toyota MR2 сумасшедшим на дорогах.
1989 Mazda Miata/MX-5
В то время когда английские MG и итальянские Alfa Romeo теряли американский рынок из-за катастрофических проблем с надежностью, Mazda показала впечатляющий родстер Miata. Несмотря на свой скромный 1,6-литровый двигатель мощностью 115 л.с., автомобиль оказался на удивление резв, предсказуем и очень приятен в управлении. Довольно быстро эта машина приобрела статус культовой. К 1999 году Mazda продала 500 000 Mazda Miata, что сделало эту модель самым популярным двухместным родстером в истории автомобилестроения.
1990 Lexus LS400
Lexus LS400 первый японский автомобиль, который действительно мог конкурировать с лучшими Mercedes, Audi и BMW. Toyota доказала что может строить большие мощные люксовые седаны, с V8 и 250 л.с. мощности под капотом. К тому же Lexus заставил весь мир равнятся на качество своей продукции. LS400 был очень надежен, несмотря на сложность элементов конструкциив среди которых была, например, регулируемая пневмоподвеска.
1990 Honda NSX
Непревзойденный настоящий японский суперкар. Алюминиевое шасси, простая но эффективная подвеска, центральное расположение двигателя V6. Поскольку Honda NSX была настолько легкой, то для того, чтобы конкурировать с другими суперкарами ей не нужен сверхмощный мотор. Из-за уникальной, полностью независимой подвески, автомобиль имел великолепную управляемость. Honda NSX хоть и не поднялась до высот Ferrari, но заставила итальянскую марку уделить качеству своих автомобилей гораздо больше внимания.
Кирилл Орлов