branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Renault станет главной иномаркой в России

В компании Renault решили бросить все ресурсы на укрепление позиций на российском авторынке. Для этого в российский офис Renault в начале года была прислана новая команда управленцев. Местный рынок французы обозначили для себя как “Регион Россия”...
В компании Renault решили бросить все ресурсы на укрепление позиций на российском авторынке. Для этого в российский офис Renault в начале года была прислана новая команда управленцев. Местный рынок французы обозначили для себя как “Регион Россия”...

После покупки в прошлом году 25% акций АвтоВАЗа компанией Renault “французы” начали консолидировать в отчетности продажи автомобилей собственного бренда Renault с автомобилями Lada . В результате оказалось, что Россия попадает в тройку самых больших рынков Renault наряду с “домашним”, традиционно главнейшим для компании французским рынком. Проанализировав итоги 2008 года, Renault вслед за некоторыми другими автопроизводителями решила выделить Россию в отдельный регион и целенаправленно заняться усилением здесь своих позиций. Новая команда управленцев из Европы спешит в российский офис реализовывать новые цели и задачи. В ближайшей перспективе Renault вполне может войти в топ рейтинга, подвинув лидеров последних лет: Chevrolet, Toyota, Ford и Hyundai.

Мировые автокомпании продолжают подсчитывать миллиардные убытки прошлого года. Как отмечается в официальном релизе Renault, если в первом полугодии показатели компании соответствовали годовым целям, то во втором полугодии они резко ухудшились, в особенности в последнем квартале. Именно в этот период финансовый кризис распространился в мировой экономике, поглощая практически все достижения первых трех кварталов.

Чистая прибыль Renault в 2008 году составила 599 млн евро, тогда как в 2007 году она составляла 2734 млн евро. Результат деятельности группы убыточен на 117 млн евро по сравнению с прибылью в 1238 млн евро в 2007 году. Прочие прибыли и убытки от деятельности в общем составили чистый убыток в размере 329 млн евро, в основном состоящий из расходов на реструктуризацию персонала (489 млн евро) и реструктуризацию модельного ряда (150 млн евро), повышение добавочной стоимости продаж (150 млн евро).

Как сказано в итоговом отчете компании, финансовый результат представляет собой выручку в размере 441 млн евро в 2008 году, что на 365 млн евро больше, чем в 2007 году. В основном это связано со снижением стоимости ценных бумаг. Доля Renault в прибылях ассоциированных компаний составила 437 млн евро по сравнению с 1675 млн евро в 2007 году, из которых 345 млн евро приходятся на Nissan и 92 млн евро – на другие компании, такие как Volvo AB и АвтоВАЗ. Продажа лицензий АвтоВАЗу внесла вклад в размере 165 млн евро.

“Финансовый и экономический кризис, с которым в 2008 году столкнулась мировая экономика, оказался жесточайшим и исключительным по своим масштабам, – заявил президент Renault Карлос Гон. – Начиная с июля Renault внедрил дополнительный план действий, основывающийся на контроле складируемой продукции и сокращении расходов и инвестиций, для того чтобы как можно быстрее адаптироваться к новой рыночной реальности. В 2009 году группа усилит данные действия, чтобы оптимизировать свои свободные денежные потоки”.

В текущем году Renault предвидит ухудшение условий рынка. Эти условия уже привели компанию к необходимости сосредоточить свои действия на оптимизации свободных денежных потоков, а также сделали невозможным выполнение двух обязательств плана Renault Contract 2009, касающихся объемов продаж и операционной маржи.

Некоторые глобальные проекты Renault уже заморожены, в частности строительство завода в Ченнай (Индия), проект в Танжере (Марокко) отложен. В целом компания решила сократить сумму инвестиций как минимум на 20%. Таким образом, приоритетом 2009 года останется сосредоточение инвестиций и исследовательских программ развития по созданию электромобиля и экологическому усовершенствованию двигателей. Уже сделанные инвестиции будут использоваться в полном масштабе, отмечается в отчете. Кризис не отменяет и выход новых (обновленных) моделей. В 2009 году “французы” обещают восемь новых машин, включая новый Renault Scenic, новый Megane Renault Sport, а также Clio, Trafic и другие.

Одним из локомотивов, призванных вытянуть “французов” из кризиса, для Renault должна стать Россия, где продажи французской марки пока еще держатся на уровне. Минувший год компании удалось закончить на российском рынке даже в “плюсе”: в 2008 году было продано 108 070 автомобилей, что составило +7% по сравнению с 2007 годом (101 166 шт.). Несмотря на то что сейчас Renault занимает лишь седьмую строчку рейтинга продаж (из-за слабого продвижения импортного модельного ряда), модель Renault Logan, которая собирается на московском заводе “Автофрамос”, на протяжении нескольких лет входит в тройку самых популярных автомобилей в России.

Выделение России в отдельный стратегический регион (на что уже пошли Mitsubishi, Skoda, General Motors) обусловлено потенциалом российского авторынка. “В перспективе Россия – самый большой автомобильный рынок Европы, и его важность для Renault является стратегической, – говорит пресс-атташе Renault в России Ольга Сергеева. – Поэтому было принято решение выделить Россию из региона Евромед (страны Восточной Европы) в отдельный регион в структуре управления компанией, которая включает регионы Америка, Азия и Африка, Европа (с Францией), Евромед. В регион Россия будут также присоединены страны СНГ (кроме Молдовы). Развитие производства Renault в России позволит нам сохранить конкурентоспособность и быть среди первых в момент выхода из кризиса”.

“Французы” обещают, что в ближайшее время, несмотря на кризис, все же расширят производственные мощности на московском предприятии “Автофрамос” до 160 тыс. автомобилей в год (сейчас 80 тыс. шт. в год). Отметим, что у большинства иностранных автозаводов заявлены мощности в 50-80 тыс. в год, только у VW –115 тыс. автомобилей в год. Начиная с 2005 года на “Автофрамосе” выпускается лишь одна модель, Renault Logan, которой сегодня принадлежит 70% в объеме продаж Renault в России. В 2009 году, как и было заявлено ранее, гамма выпускаемых моделей начнет расширяться: сначала на конвейер пойдет хэтчбек Renault Sandero, а за ним, может быть, последуют и другие. Какие-то новые модели Renault должны встать и на тольяттинский конвейер АвтоВАЗа – что именно это будут за модели, в компании все еще не сообщают.

Учитывая такие “козыри”, как крупная собственная сборочная площадка в Москве, стратегическое сотрудничество с крупнейшим автопроизводителем в России АвтоВАЗом (700 тыс. автомобилей в год), достаточно богатый и симпатичный импортный модельный ряд и адекватная ценовая политика на модели местной сборки, у французского автопроизводителя есть все шансы стать действительно “народной” иномаркой в ближайшее время. Если, конечно, не случится чего-то поистине страшного и непредвиденно “кризисного”.

Елена Костякова