branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Наличные за автохлам вытягивают США из кризиса

Взрыв автопродаж в США, вызванный правительственной программой стимуляции спроса, приведет к спасению автомобильного Детройта...
Наличные за автохлам вытягивают США из кризиса
Германия – единственная страна, чей авторынок не просто не подвержен кризису, а претерпевает значительные изменения и существенное омоложение автопарка. Связано это с самой действенной на сегодня антикризисной мерой в автомобильной отрасли – стимуляцией потребительского спроса через денежные премии людям, меняющим свой старый автомобиль на новый.

Положительный немецкий опыт с разной долей успеха приняли в разных европейских странах. После многомиллиардных вливаний в американскую автомобильную отрасль, которые не принесли ощутимых результатов (две из трех крупнейших автомобильных компаний Америки объявили о банкротстве), в США тоже опробовали систему стимуляции спроса.

1 млрд государственных долларов был потрачен в США на программу “Cash for Clunkers” (“Наличные за автохлам”). Максимальная выплата в размере до $4500 зачитывалась владельцу драндулета как часть выплат за новый автомобиль, что помогло конкретным американским гражданам сэкономить на покупке новой машины. Например, сданный государству старый автомобиль может принести американцу почти треть от стоимости нового автомобиля: цена американского Ford Focus начинается примерно от $15 500.

Американцы с энтузиазмом взялись за освоение выделенной государством суммы, и более 200 000 автомобилей было куплено с использованием программы “Cash for Clunkers”. Достижение положительного эффекта обрадовало сенат США, и вчера конгрессмены выделили на эту программу еще 2 млрд бюджетных средств. По некоторым оценкам, выделенные в общей сложности 3 млрд долл. США в результате действия программы “Cash for Clunkers” могут привести к росту в 18 миллиардов долларов для американской экономики в целом.

Это не так просто, конечно. Но многие экономисты согласны с тем, что наличные деньги для популярной программы “Cash for Clunkers” могут оказать более значительное влияние на отрасль, чем просто поддержание автомобильной промышленности.

Десять автомобилей, которые покупают чаще всего, пользуясь программой “Cash for Clunkers” (“Наличные за автохлам”):
– Ford Focus;
– Toyota Corolla;
– Honda Civic;
– Toyota Prius;
– Toyota Camry;
– Ford Escape;
– Hyundai Elantra;
– Dodge Caliber;
– Honda Fit;
– Chevrolet Cobalt.

Семь из десяти автомобилей принадлежат в Штатах к низкой ценовой категории. У нас эти автомобили назвали бы “народными”.

Экономисты считают, что данная программа может добавить примерно полпроцента к ВВП Соединенных Штатов. На слух эта цифра воспринимается как небольшая, но учитывая, что полпроцента достигаются за счет относительно скромных затрат налогоплательщиков, влияние программы в течение ближайших двух кварталов оценивается экспертами как значительное.

Если ВВП США за первый квартал 2009 года снизился на 5,5%, а во втором квартале 2009 г. – еще на 1%, то далее прогнозируется рост. Причем после сообщения о вливании дополнительных 2 млрд долларов в “Cash for Clunkers” банк UBS, например, теперь прогнозирует увеличение ВВП в третьем квартале на 2,5% вместо 2%. Другие банки также повысили прогнозы по ВВП США на 0,5-2%. Агентство Moody’s Economy повысило прогноз на четвертый квартал до 2,1% с 0,2%.

Автоэксперты считают, что в рамках этой программы будут утилизированы порядка 750 000 старых автомобилей . Что, соответственно, должно привести к продаже 750 000 новых автомобилей. Но руководители автокомпаний признали, что около половины этих транспортных средств, вероятно, были бы приобретены и без содействия всяких программ. Тем не менее Майк ди Джованни, руководитель продаж General Motors, говорит, что еще 200 000 автомобилей будут проданы покупателям, которые не участвуют в программе. И все это потому, что наличные деньги, попавшие в отрасль и к дилерам, вызовут их дополнительную активность.

Сейчас товарные запасы большинства автопроизводителей находятся на рекордно низком уровне из-за резкого сокращения производства в начале этого года. Предприятиям необходимо будет увеличить объемы производства во второй половине года примерно на 600 000 автомобилей. Рост производства автомобилей вызовет цепную реакцию. Смежные отрасли тоже будут работать в полную силу.

Последствия программы “Cash for Clunkers” затронут и другие регионы, а не только Соединенные Штаты. Некоторые модели, которые хорошо продаются именно по данной программе, производятся в Азии, например, такие как Toyota Prius или Hyundai Elantra. Даже некоторые американские популярные модели строятся на мексиканских заводах.

Если бы эти меры правительство США применило год назад, вместе с началом кризиса, то автомобильная отрасль страны могла пережить этот год без серьезных потрясений. Россия же до сих пор тянет с внедрением проверенных антикризисных мер, и авторынок страны продолжает стремительно падать.

Кирилл Орлов