branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Mitsubishi готовит наступление на Россию

Сделка по продаже 40% компании “Рольф Импорт” Mitsubishi Corporation призвана усилить позиции японской марки на российском рынке. Однако японцы, похоже, все еще не готовы взяться за активное продвижение: в следующем году цены на Mitsubishi могут вырасти почти на 40%...
На прошлой неделе ГК “Рольф” завершила сделку по продаже 40% компании “Рольф Импорт”, которая является официальным дистрибьютором марки Mitsubishi компании Mitsubishi Corporation. Сделка совершена путем продажи доли в голландской холдинговой компании FF Sheffe B.V., которая является владельцем ООО “Рольф Импорт”. Mitsubishi получит ограниченное количество мест в совете директоров компании FF Sheffe B.V., а также несколько менеджерских позиций в “Рольф Импорте”. От японцев “Рольф Импорт” получил cуммарное вознаграждение, состоящее из минимальной цены в размере $72 млн с возможными дальнейшими выплатами в размере, не превышающем $128 млн, подлежащими осуществлению в течение последующих пяти лет, в зависимости от финансовых показателей группы. Mitsubishi также возьмет на себя 40% от общей суммы финансирования, необходимого для текущей операционной деятельности “Рольф Импорта”.

“Рольф Импорт” стала последней крупной компанией, которая отдала дистрибуцию производителю, пусть пока и частично. Последними аналогичным образом вышедшими на российский рынок автопроизводителями стали “корейцы”: один за другим дистрибьюторский бизнес забрали Hyundai и KIA. В 2007 году тот же “Рольф” передал контрольный пакет компании “Карнэт 2000”, которая являлась официальным дистрибьютором марки Hyundai, компании Hyundai Motor, в результате чего в России начала работу компания “Хендэ Моторс СНГ”, фактически выполняющая роль представительства, хотя бизнес Hyundai по-прежнему носит разрозненный характер, и вторым дистрибьютором выступает ТагАЗ. KIA поступила проще: просто не стала продлевать контракт с компанией Sokia (группа “СОК”) и самостоятельно занялась продвижением продукта в России, перезаключив контракты со всеми работающими с KIA дилерами, образовав представительство в марте 2009 года. Аналогичным путем могла пойти и Mitsubishi – если бы захотела. Но неслучайно компания в начале этого года продлила эксклюзивный контракт с “Рольфом” еще на пять лет, до 2014 года. Это говорит о том, что японцы, скорее всего, пока не намерены брать на себя ответственность за локальный рынок и не готовы двигать весьма перспективную марку в полной мере.

Как объяснил AutoNews.ru главный управляющий директор ГК “Рольф” Андрей Гунин, контроль за бизнесом по дистрибуции автомобилей Mitsubishi в России останется за “Рольфом”, разделения зон ответственности между двумя акционерами не будет. “Компанией управляет генеральный директор, который отвечает за результаты деятельности перед советом директоров, в котором пропорционально долям владения представлены оба акционера. Данная сделка не изменила стратегию и задачи дистрибьютора, а именно дальнейшее развитие и укрепление дилерской сети, вывод на рынок новых моделей, дальнейшее совершенствование послепродажного обслуживания”, – сказал А. Гунин.

Несмотря на то что “Рольф” в последнее время испытывает финансовые сложности, нельзя сказать, что продажа доли в одной из компаний воспринимается в группе трагически. Как следует из слов А. Гунина, о продаже “Рольф Импорта” или ее доли в “Рольфе” задумались еще в 2007 году, когда аналогичная сделка была инициирована в отношении Hyundai. Сегодня большинство экспертов, включая самих рольфовцев, уверены, что сделка пойдет Mitsubishi только на пользу. Дилеры, переживавшие подобное и с Hyudai, и KIA, рассказывают, что практически сразу же после “укрупнения” почувствовали улучшение работы дилерской сети. “Привязка к производителю – это однозначно позитивный момент, – комментирует член правления ГК “Автомир” Игорь Кроливец. – В случае с Hyundai на первых же порах стало понятно, что автомобили стали гораздо более доступными, что было очень важно в тот момент. Корейцы имели прямой выход в производство и доступ к руководству компании. То, что мы оказались встроены в глобальный маркетинг, тоже сразу стало очень заметно”.

Аналитики добавляют, что речь можно вести не только о дополнительных средствах: возможно, японская компания будет непосредственно участвовать в управлении бизнесом и сможет получать информацию о состоянии рынка, предпочтениях покупателей, действиях конкурентов и деловом климате в России и политике властей напрямую. “Это позволит оперативнее реагировать на изменения и качественнее удовлетворять запросы потребителей, – говорит ведущий эксперт УК “Финам Менеджмент” Дмитрий Баранов. – Хотя показатели компании зависят не от смены собственника, а от восстановления российского авторынка и роста продаж на нем”. Сам Сергей Петров, основатель группы “Рольф” и депутат ГД, согласился с идеей, что сделка благотворно повлияет на позиции марки Mitsubishi в России. По прогнозу депутата, уже в следующем году можно ожидать 5%-ного роста рынка, хотя полное его восстановление возможно не ранее 2014 года. Не будем забывать, что у Mitsubishi строится сборочная площадка под Калугой, и, как сообщил С. Петров, завод будет запущен вовремя, то есть в 2011 году, а может, и раньше (хотя в Минпромторге намекали, что старт завода будет отложен на два года, дилеры Mitsubishi также настроены скептически).

“Теперь станет ясно, насколько Mitsubishi готова работать на других условиях, – комментирует И. Кроливец. – “Рольф” все-таки коммерческая структура, у нее нет маржи, заложенной при производстве, поэтому все убытки, которые несет дистрибьютор, просто ложатся на компанию и ничем не покрываются. Даже Hyundai при тех ценовых акицях, на которые она вынуждена была пойти, в целом неубыточна. За счет маржи, заложенной в производство, они оказались в плюсе. Для многих производителей загрузить производство гораздо важнее, чем локальные рынки, – это мы видим на примере Nissan, KIA, Hyundai и др. Конечно, “Рольфу” очень тяжело справляться с валютным курсом из-за укрепления иены, поэтому ситуация там достаточно грустная”.

Дела компании в последнее время и правда шли неважно. На конец марта задолженность группы составляла $520 млн, и договориться о рефинансировании кредитов удалось лишь к началу зимы. Еще в 2008 году компания показывала прирост в 11%, а 2009 год рискует закончить на уровне -65%. По свежим данным AEB , в октябре 2009 года продажи упали еще на 62% по сравнению с октябрем прошлого года (3607 автомобилей против 9549 шт.). Всего за десять месяцев 2009 года компания продала 36 631 шт., что составило -63% по сравнению с результатом прошлого года (99 011 шт.).

Вина за упущенный рынок лежит не на “Рольфе”, а на самих японцах, которые тянули свой выход на росийский рынок до последнего, хотя и объявили его стратегическим, считают другие эксперты. “Доля Mitsubishi в продаже новых иномарок в России неуклонно снижалась в период с 2002 по 2009 год. Это было, несомненно, следствием открытия примерно в тот же период National Sales Companies (NSC) почти всеми ведущими мировыми производителями. Я уж не говорю о заводах, – комментирует ситуацию глава автомобильной практики Ward Howell Борис Рохин. – Кто этого не сделал – остался на задворках рынка. Несомненно, никакой независимый импортер не имеет достаточной мощности, чтобы конкурировать с NSC. “Рольф” делал все, что мог, при перекрытом кислороде. Маленькая, ультраконсервативная, всего боящаяся японская компания давно должна была прийти на российский рынок всерьез – но не делала этого. И сейчас покупка 40% акций “Рольф-Импорта” – это скорее использование временной слабости партнера, который сильно нуждается в деньгах, чем демонстрация агрессивности производителя”. По мнению Б. Рохина, cделка сможет выправить позиции Mitsubishi, только если японский офис поведет себя агрессивно: удлинит сроки товарных кредитов, выведет на рынок дешевые потребительские кредиты, снизит ставку нормо-часа. Сомнительно, что компания приступит к активным действиям в самое ближайшее время, но делать это необходимо, если она хочет удержать хоть какую-то стабильность. Ведь грядущий год принесет с собой новый кошмар, а именно – новые цены.

В настоящее время “Рольф” прилагает все усилия, чтобы распродать запасы автомобилей 2008 года и договориться с Mitsubishi о ценах на 2010 модельный год. Экономический кризис и курсовые колебания сильно подкосили возможности рольфовских клиентов – машины стали слишком дороги. Дилеры, ознакомленные с планами компании на следующий год, уже ломают голову: разница между сегодняшними дисконтными предложениями на 2008 год и ценами 2010 года, по преварительным оценкам, должна составить 40% и более. Цена на новый компактный SUV, который должен появиться в России в 2010 году, пока неизвестна, но она будет явно намного выше, чем цена на Nissan Qashqai, который считается основным конкурентом новинки. “Эти машины, к сожалению, рискуют оказаться не в рынке, – комментирует И. Кроливец. – Такого увеличения цены рынок не выдержит. Но переговоры на эту тему постоянно продолжаются”. Кроме того, импортер прилагает все усилия, чтобы добиться поставок не столько новых автомобилей, сколько наиболее “облегченных” версий знакомых автомобилей, чтобы сделать их как можно более доступными.

Как рассказал главный исполнительный директор ООО “Рольф Импорт” Андрей Панков, первые поставки машин 2010 модельного года должны поступить в конце февраля следующего года. С объемами поставок в компании пока не определились – они находятся в процессе финальной оценки и будут зависеть от развития автомобильного рынка в 2010 году. Помимо New Compact SUV (его название будет объявлено в конце этого года) среди новинок 2010 года: обновленный Outlander XL (конец февраля); будут также представлены новые двигатели среднеразмерного внедорожника Mitsubishi Pajero Sport (трехлитровый бензиновый V6 и новый дизельный объемом 2,5 литра) и трехлитровый бензиновый агрегат для модели Pajero IV. Помимо этого осенью будущего года поступит в продажу Mitsubishi Lancer Sportback с мотором объемом 1,5 литра. Тем не менее ставку как на самый ходовый товар рольфовцы все-таки делают не на новинки, а на старый знакомый Mitsubishi Lancer IX (сегодня от 469 тыс. рублей), поставки которого группа решила возобновить в 2009 году. По словам А. Панкова, модель продолжает производиться на японском заводе Mitsubishi Motors в городе Мицусима (Mitsushima), и в 2010 году ее поставки в Россию продолжатся (размер квоты в настоящее время согласовывается).

Елена Костякова