branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

VW и Suzuki не будут счастливы вместе

Приобретая 19,9% акций Suzuki, концерн Volkswagen рискует повторить судьбу GM. В портфеле VW уже девять брендов из европейских стран, вскоре к ним добавится Porsche. Другое дело – межконтинентальные автомобильные браки, говорят эксперты. Они редко бывают успешны...
Volkswagen и Suzuki не будут счастливы вместе
Volkswagen и Suzuki не будут счастливы вместе
Еще одной сделкой ближайшего времени станет выкуп германским концерном Volkswagen AG 19,9% акций японской компании Suzuki Motor Corp. На днях компании заключили рамочное соглашение о сотрудничестве. В рамках альянса Volkswagen приобретет 19,9% акций Suzuki за 222,5 млрд иен (2,5 млрд долл.), позже Suzuki половину вырученных денег инвестирует в акции Volkswagen. Завершение сделки должно состояться в январе 2010 г. Приобретение доли в Suzuki станет второй сделкой VW за последнее время: только что концерн приобрел 49,9% акций компании Porsche, и в 2011 году последняя должна окончательно войти в состав VW Group. В то время как представители VW и Suzuki уверяют, что обе компании останутся независимыми, реальные выгоды от такого сотрудничества пока просматриваются с трудом.

Пока остается не совсем понятным, над какими именно проектами будут работать компании. Как сообщают в Suzuki, общей должна стать работа над экологичными автомобилями – похоже, что именно это и интересует японцев в первую очередь. VW, который сегодня и так держит технологии в одной руке и считается самой успешной автомобильной компанией в мире, опережая даже Toyota, владеет продвинутыми роботизированными коробками передач DSG с двумя сцеплениями, у него отличная линейка экономичных турбомоторов малого объема, мощные дизели, и ведутся работы над гибридами. Сегодня в состав группы входит девять брендов (Volkswagen, Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Scania, SEAT, Skoda, Volkswagen Commercial Vehicles, вскоре к ним добавится Porsche, VW также владеет 30% долей в компании MAN), которые работают в самых разных нишах, используя общие технологии. Именно VW ввел концепцию строительства разных автомобилей на одной платформе, которая в условиях кризиса очень явно продемонстрировала свои достоинства.

Единственное, чем может пригодиться Suzuki немцам, что и подчеркивают партнеры, так это компактными автомобилями. Хотя у VW – опять же – есть и собственные компактные авто: в 2011 году на рынке должно появиться новое семейство New Small Family, в состав которого входит небезызвестный Up! , который уже был представлен и в электрической версии во Франкфурте в 2009 году. Впрочем, сделка с Suzuki может помочь VW в создании ультрадешевого автомобиля для развивающихся рынков (Китая, Индии, России и т. д.), а в будущем и использовать бренд Suzuki как “низший” в линейке брендов VW. Не исключено, что на отсталых рынках появятся автомобили Suzuki с шильдиком VW, поскольку самый доступный автомобиль в собственном модельном ряду VW – это Skoda , которая на развивающихся рынках едва ли укладывается в сегмент “сверхдешевых” авто. Вполне возможно, получит продолжение сотрудничество компаний и в России, где у Suzuki строительство собственного завода сорвалось из-за кризиса, а завод VW в Калуге успешно функционирует, умудряясь на одном пятачке производить (точнее, дособирать) около пятнадцати моделей.

Межконтинентальные альянсы между автопроизводителями не всегда бывают успешны, подтверждают эксперты. “Практика слияний и поглощений показывает, что в подавляющем большинстве случаев их причиной являются личные амбиции руководителей, а не выгода для потребителя. Причем, как правило, эти амбиции получают “зеленый свет” при возможности реализовать их “задешево”, – комментирует ситуацию глава автомобильной практики Ward Howell Борис Рохин. – Вспомним историю заметных трансконтинентальных альянсов, которые трудно признать удачными: Daimler и Chrysler, GM и Opel/Saab, Ford и Mazda/Volvo/LR. Даже при условии полного поглощения создать значимую синергию для производства или сбыта оказалось чересчур трудно”.

По мнению эксперта, ожидать чего-то нового от покупки “малозначимых пакетов”, как в случае с VW и Suzuki, сложно. “Вероятность того, что сверхзабюрократизированный европейский производитель (где только несколько лет назад корпоративным языком стал английский и почти все ключевые посты заняты национальными немецкими кадрами) сможет абсорбировать принципиально иную японскую культуру, а тем более что-то дать маленькой слабой компании Suzuki, на мой взгляд, крайне мала, – говорит эксперт. – Даже в Renault-Nissan до сих пор существует серьезный “водораздел” – как между культурами, так и между инженерами, производственниками и продавцами”.

Отметим, что Suzuki уже имела опыт подобного сотрудничества с GM: начиная с 1981 года американцы последовательно увеличивали свой пакет акций в японской компании и довели его до 20%. Однако каких-то значимых результатов в этом сотрудничестве достичь не удалось: в 2006 году GM продала 17% акций обратно японцам, а в прошлом году избавилась и от оставшихся 3% в их же пользу. Теперь похожая ситуация у Suzuki наблюдается со всемогущим Volkswagen (GM за это время успел обанкротиться), и посмотрим, как долго немцы будут готовы с этим жить.

Елена Костякова