В 2010 году автокомпании остерегаются давать прогнозы по финансовым показателям и объемам продаж: если в 2009 году кое-кто еще называл какие-то цифры, то в 2010 году большинство старается воздерживаться от прогнозов вообще. Российский рынок вступил в фазу своей полной непредсказуемости. Это подтвердил в своем ежегодном итоговом докладе эксперт автомобильной промышленности, партнер и руководитель практики по оказанию услуг в автоотрасли PwC Стенли Рут.
По данным PwC, в 2009 году российский авторынок сократился на 56% в количественном выражении (включая импорт подержанных автомобилей) и на 61% – в денежном. Его скорого восстановления, несмотря на видимую стабилизацию ежемесячных продаж во второй половине 2009 года, эксперты не ждут. Даже учитывая рост числа выданных кредитов в конце 2009 года, в целом продажи автомобилей остаются на низком уровне. В рамках оптимистического сценария предполагается 15%-ный рост продаж в количественном выражении при общем объеме продаж около 1,6 млн автомобилей. Пессимистический сценарий предполагает снижение продаж примерно на 5% при общем объеме продаж около 1,3 млн автомобилей. Среди факторов, затрудняющих надежное прогнозирование продаж автомобилей в 2010 году, эксперты выделяют: обменный курс рубля, процентные ставки, объем автокредитования, уровень потребительской уверенности, ВВП, состояние мировой экономики и цен на сырьевые товары.
“Запасы, продававшиеся с большими скидками, значительно снизились, но безработица остается высокой, а уверенность потребителей – низкой, – констатирует Стенли Рут. – Вследствие затоваривания складов и снижения спроса на автомобили, как российские, так и зарубежные, автопроизводители были вынуждены существенно снизить объемы выпуска – общее сокращение составило 60%”. Согласно предварительным результатам за 2009 год, производство иномарок сократилось меньше, чем производство российских марок. По оценке PwC, в 2010 году рост внутреннего производства будет опережать рост рынка в целом, так как автопроизводители сумели распродать излишки запасов, остававшиеся с 2008 года.
Ключевая роль в восстановлении рынка теперь будет принадлежать господдержке, которая во всей своей силе должна проявиться как раз в 2010 году, хотя в большинстве стран, где авторынок пострадал от кризиса, правительственные меры были успешно реализованы еще в прошлом году. Теперь все ждут, когда заработает программа утилизации автохлама, а также развернется в полном масштабе программа субсидирования кредитных ставок по автокредитам, к участию в которой допустили новые банки. Впрочем, эти меры призваны сыграть роль катализатора спроса и едва ли сами по себе будут достаточно эффективны. По оценке PwC, можно предположить, что расчетный показатель насыщения рынка на уровне 400 автомобилей на 1000 человек населения будет достигнут лишь к 2025 году, при этом коэффициент утилизации старых автомобилей составит 6%.
Между тем, как стало понятно еще в прошлом году, все, что остается сейчас дилерам, это зарабатывать на сервисе. Благодаря значительному росту продаж новых иномарок в последние годы существенно вырос их парк, отмечают в PwC. В краткосрочной перспективе гарантийное обслуживание этих машин может частично помочь дилерам компенсировать снижение прибыли от продажи новых автомобилей. Однако в ближайшие годы парк машин, находящихся на гарантийном обслуживании, может значительно снизиться в связи с падением объема продаж новых автомобилей. Зато произойдет существенный рост парка иномарок в возрасте от трех до семи лет, то есть сегмента автомобилей, которые традиционно активно торгуются на вторичном рынке. Добавим, что некоторые дилеры пытаются оперативно реагировать на тенденцию, в частности, компания “Рольф” еще в прошлом году запустила сеть постгарантийного обслуживания “Белый сервис”.
В целом эксперты по-прежнему считают, что российский автомобильный рынок имеет огромный потенциал. Однако дорога к этой долгосрочной цели будет долгой и трудной из-за сильной зависимости российской экономики от мировых экономических условий. “В краткосрочной перспективе на рынке все еще сохраняется значительный уровень неопределенности, в том числе в отношении обменных курсов, уровня доверия потребителей и процентных ставок, – констатирует С. Рут. – Позитивные факторы, такие как государственная поддержка и программа утилизации старых автомобилей, “компенсируются” негативными, включая снижение скидок со стороны автопроизводителей и сохранение высоких импортных пошлин. В целом результатом этого может стать дальнейшее падение рынка. В лучшем случае можно рассчитывать на умеренный рост рынка в 2010 году”.
Елена Костякова
По данным PwC, в 2009 году российский авторынок сократился на 56% в количественном выражении (включая импорт подержанных автомобилей) и на 61% – в денежном. Его скорого восстановления, несмотря на видимую стабилизацию ежемесячных продаж во второй половине 2009 года, эксперты не ждут. Даже учитывая рост числа выданных кредитов в конце 2009 года, в целом продажи автомобилей остаются на низком уровне. В рамках оптимистического сценария предполагается 15%-ный рост продаж в количественном выражении при общем объеме продаж около 1,6 млн автомобилей. Пессимистический сценарий предполагает снижение продаж примерно на 5% при общем объеме продаж около 1,3 млн автомобилей. Среди факторов, затрудняющих надежное прогнозирование продаж автомобилей в 2010 году, эксперты выделяют: обменный курс рубля, процентные ставки, объем автокредитования, уровень потребительской уверенности, ВВП, состояние мировой экономики и цен на сырьевые товары.
“Запасы, продававшиеся с большими скидками, значительно снизились, но безработица остается высокой, а уверенность потребителей – низкой, – констатирует Стенли Рут. – Вследствие затоваривания складов и снижения спроса на автомобили, как российские, так и зарубежные, автопроизводители были вынуждены существенно снизить объемы выпуска – общее сокращение составило 60%”. Согласно предварительным результатам за 2009 год, производство иномарок сократилось меньше, чем производство российских марок. По оценке PwC, в 2010 году рост внутреннего производства будет опережать рост рынка в целом, так как автопроизводители сумели распродать излишки запасов, остававшиеся с 2008 года.
Ключевая роль в восстановлении рынка теперь будет принадлежать господдержке, которая во всей своей силе должна проявиться как раз в 2010 году, хотя в большинстве стран, где авторынок пострадал от кризиса, правительственные меры были успешно реализованы еще в прошлом году. Теперь все ждут, когда заработает программа утилизации автохлама, а также развернется в полном масштабе программа субсидирования кредитных ставок по автокредитам, к участию в которой допустили новые банки. Впрочем, эти меры призваны сыграть роль катализатора спроса и едва ли сами по себе будут достаточно эффективны. По оценке PwC, можно предположить, что расчетный показатель насыщения рынка на уровне 400 автомобилей на 1000 человек населения будет достигнут лишь к 2025 году, при этом коэффициент утилизации старых автомобилей составит 6%.
Между тем, как стало понятно еще в прошлом году, все, что остается сейчас дилерам, это зарабатывать на сервисе. Благодаря значительному росту продаж новых иномарок в последние годы существенно вырос их парк, отмечают в PwC. В краткосрочной перспективе гарантийное обслуживание этих машин может частично помочь дилерам компенсировать снижение прибыли от продажи новых автомобилей. Однако в ближайшие годы парк машин, находящихся на гарантийном обслуживании, может значительно снизиться в связи с падением объема продаж новых автомобилей. Зато произойдет существенный рост парка иномарок в возрасте от трех до семи лет, то есть сегмента автомобилей, которые традиционно активно торгуются на вторичном рынке. Добавим, что некоторые дилеры пытаются оперативно реагировать на тенденцию, в частности, компания “Рольф” еще в прошлом году запустила сеть постгарантийного обслуживания “Белый сервис”.
В целом эксперты по-прежнему считают, что российский автомобильный рынок имеет огромный потенциал. Однако дорога к этой долгосрочной цели будет долгой и трудной из-за сильной зависимости российской экономики от мировых экономических условий. “В краткосрочной перспективе на рынке все еще сохраняется значительный уровень неопределенности, в том числе в отношении обменных курсов, уровня доверия потребителей и процентных ставок, – констатирует С. Рут. – Позитивные факторы, такие как государственная поддержка и программа утилизации старых автомобилей, “компенсируются” негативными, включая снижение скидок со стороны автопроизводителей и сохранение высоких импортных пошлин. В целом результатом этого может стать дальнейшее падение рынка. В лучшем случае можно рассчитывать на умеренный рост рынка в 2010 году”.
Елена Костякова