branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Автокомпании прокляли Германию и молятся на Китай и Россию

Пусть нынешний Женевский автосалон и цветет десятками премьер, настроения, царящие на выставке, далеки от благостных. Будущее мирового автопрома пока в тумане...
Пусть нынешний программ господдержки – большой вопрос. В Германии программа выкупа автохлама уже полгода как завершилась, в Италии акцию тоже собрались сворачивать, лишь Франция продлила срок действия оферты до конца этого года, и то – в гораздо более скромных объемах.


По словам исполнительного директора PSA Peugeot Citroen Филиппа Варена, год вроде бы начался даже лучше их ожиданий, но Германия (крупнейший европейский рынок) по-прежнему “очень слаба”, да и решение итальянцев не продлевать программу поддержки не является хорошей новостью.

Особое опасение у всех вызывает как раз Германия. “Здесь никто ничего не продает”, – категоричен вице-президент Toyota Motor Europe Дидье Леруа. Немецкому рынку предрекают в этом году падение на 25-30%. Общеевропейский рынок, как ожидают, упадет в этом году примерно на 9-10%.

На фоне германских неудач прогнозы по российскому рынку гораздо более позитивны. Многие даже вспоминают, что до кризиса именно Россия грозилась стать европейским авторынком № 1.

“Похоже, ситуация в России нормализуется и все начинает возвращаться на круги своя. Я не готов прогнозировать возвращение лучших дней, но, надеюсь, все идет к тому”, – считает председатель правления европейского Nissan Колин Додж. Большинство менеджеров сходятся во мнении, что российский рынок сейчас скользит по дну, но во второй половине года будет готов к плавному поступательному росту.

Все буквально молятся на Китай, единственный рынок, которому кризис не помеха. Компании признаются, что, не будь Китая, многие из них просто не пережили бы этого кризиса. Большинство планов экспансии так или иначе связаны с этим рынком, правда, уже слышны нотки беспокойства, сможет ли и дальше китайский рынок показывать рост. Если нет – мировой авторынок встанет.

“До нормальной ситуации нам еще далеко”, – считает гендиректор BMW Норберт Райтхофер. Докризисных величин рынок сможет достичь не раньше 2012 года. Правда, для своей компании глава баварцев начертил более быстрый график возвращения утраченных позиций. Но BMW есть из-за чего быть такими оптимистами, все модели компании в разной степени успешны, а новая “пятерка” добавляет ей еще козырей.

Другие менеджеры, особенно в масс-сегменте, куда более пессимистичны. Лука ди Монтеземоло, председатель правления Fiat, отказался от долгосрочных прогнозов, но считает, что рынок ждет “очень сложная весна”.

Пока рынок слаб, и малейшие негативные известия сильно бьют по нему. Самое модное слово на этой Женеве – Schadenfreude. По-немецки это значит злорадство, радость по поводу чужих бед. Гигантский отзыв Toyota стал причиной шепотов и пересудов, наиболее емкое определение которым придумали как раз немцы. Но индустрия сплотилась вокруг одного из лидеров, по крайней мере на словах. Топы многих немецких компаний высказали слова если не оправдания, то хотя бы поддержки японским коллегам. Не допустить Schadenfreude в отношении коллег – главная мода сегодняшней Женевы.

Так, Mercedes-Benz и BMW уже открещиваются от планов потеснить оказавшийся в бедственном положении Lexus. Тем более что сами они много могут рассказать японцам о злорадстве. Четыре года назад отзыв 680 000 автомобилей сильно ударил по имиджу Mercedes-Benz и привел к оттоку покупателей.

А ведь после Toyota под отзывы попали еще и GM, и – буквально вчера – Nissan. По большому счету отзывы были так или иначе связаны с внедрением новых технологий – того, за счет чего рынок собирается выходить из кризиса. Та же Toyota, один из лидеров на рынке гибридов, теперь будет гораздо осторожнее выводить новинки на рынок. “Мы бы не хотели снижать темпы выпуска новых моделей, но качество – превыше всего”, – считает вице-президент Toyota Кацуо Окамото.

Однако развиваться надо, и планы у всех амбициозные. Поэтому нас ждут новые машины и новые технологии . И никакого злорадства внутри отрасли, автопроизводители готовы единым фронтом бороться за кошельки потребителей по всему миру.

Алексей Лаврухин