branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Высокие автомобильные технологии проплывают мимо России

Проблему отсутствия высоких автомобильных технологий с успехом решают китайцы. За счет денег китайского правительства они покупают западные компании вместе со всеми потрохами. Деньги российского правительства пока идут только на поддержание старых моделей...
Если смотреть на качество и цены китайских и российских автомобилей, то невооруженным глазом можно заметить сходство автомобилей из этих двух стран. Только пока один автопром прогрессирует гигантскими шагами маленьких желтых ног, а второй деградирует, словно принимает алкоголь в неимоверных количествах.

Одна общая проблема есть у тех и у других – отсутствие новых технологий. Мы живем на собственных старых советских наработках, китайцы – на подсмотренных у давно выпускающихся зарубежных моделей. Сейчас и мы, и китайцы отчаянно пытаемся приобрести иностранные компании, которые владеют последними технологиями современной автоиндустрии.

Наши прошлогодние попытки всем хорошо знакомы: сделка по Opel с участием Сбербанка сорвалась в последний момент, покупка ГАЗом целого американского завода тоже не оправдала себя – машина получилась сразу и старой, и дорогой, а на большее у отечественных автопроизводителей денег нет. Олигархи, которые могут себе позволить покупку западного бренда, особо не интересуются автобизнесом, и новых отечественных площадок по производству автомобилей у нас почти не появилось.

Совсем другое дело в Китае. Как только местная компартия разрешила развернуться частному бизнесу, в Китае сразу появилось около четырех сотен автомобильных заводов. Теперь там идет процесс слияний и поглощений – выживут только сильнейшие. Чтобы стать сильными, китайские компании добывают современные западные технологии самыми разными способами.

Одна из китайских компаний, Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co., купила легендарную американскую марку Hummer , вторая, Geely Holding Group Co., ведет активные переговоры по покупке у Ford премиального отделения – шведских автомобилей Volvo.

Geely имеет хорошие шансы на успех, потому что получила для этого материальную поддержку у государства. В самом деле, получить одобрение правительства – первоочередная задача любой китайской компании, хоть частной, хоть государственной, если она собирается приобрести активы иностранного автопроизводителя.

Общая сумма активов компании Geely составляет только 20 млрд юаней или около $2,9 млрд. Таким образом, очевидно, что китайская компания, которая, кстати, ведет неплохой бизнес в России, не имеет достаточно средств, чтобы проглотить Volvo без посторонней помощи. Не далее как в 2005 году Ford заплатил за бренд Volvo $6,4 млрд и сегодня не намерен много терять на его продаже. Президенту Geely господину Ли Шуфу была предоставлена возможность поговорить с президентом Китая Ху Цзиньтао. Встреча состоялась на прошлой неделе в Пекине. Ли Шуфу поведал китайскому кормчему Ху Цзиньтао об обновленной стратегии Geely и о том, как расширить бизнес компании за рубежом. Затем президент одобрительно кивнул и сказал, что все заинтересованные стороны должны поддерживать усилия Geely выйти на глобальный уровень. Кроме того, Geely планирует выпускать самые современные автомобили Volvo в Китае.

План развития АвтоВАЗа куда скромнее. Надо поддерживать отечественного производителя и снова и снова разрабатывать собственные модели, которые устаревают еще чуть ли не на стадии зачатия. Те миллиарды, что съел АвтоВАЗ в прошлом году, потрачены совершенно напрасно – на те же деньги китайские компании становятся обладателями высоких технологий и выходят на международные рынки.

Кирилл Орлов