branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

АвтоВАЗу доступны любые современные технологии

После включения НТЦ АвтоВАЗа в глобальный комплекс исследований и разработок альянса Renault-Nissan Волжский автозавод будет иметь доступ ко всей технической библиотеке концерна. Впрочем, даже если ВАЗ получит новые технологии бесплатно, ему еще придется потрудиться, чтобы его будущие автомобили начали покупать, считают эксперты...
АвтоВАЗу доступны любые современные технологии
АвтоВАЗу доступны любые современные технологии
Во время своего выступления на 11-й научной конференции ГУ-ВШЭ президент АвтоВАЗа Игорь Комаров обмолвился, что помимо прочего завод получит права на платформу Logan второго поколения (Х52). Это произойдет в рамках соглашения о передаче предыдущей платформы B0 и не потребует дополнительной платы. “АвтоВАЗ как равноправный партнер может пользоваться технологиями альянса”, – сказал И. Комаров. Как уточнили позже на ВАЗе, такое решение было принято еще во время последнего визита главы Renault-Nissan Карлоса Гона на “Автофрамос”. Поэтому речь идет даже не столько о платформе X52, сколько о технологиях вообще, которые ВАЗ сможет использовать, “когда ему потребуется”. Таким образом, АвтоВАЗ сможет иметь доступ ко всей технической библиотеке концерна совершенно безвозмездно.

Интеграция АвтоВАЗа в технологический процесс, с одной стороны, открывает перед ним огромные возможности, с другой – Renault фактически почти ничем не рискует, так как собственными силами завод не смог освоить даже платформу B0, которую приобрел у Renault несколько лет назад. Напомним, согласно новому бизнес-плану у ВАЗа должно появиться девять моделей на базе трех (или четырех) платформ. Две из них (или три) будут платформы, разработанные АвтоВАзом (“Калина”, 4×4), одна – платформа B0. Ожидается, что около 70% будущего модельного ряда будет приходиться на три модели: low-cost, новая “Приора” и С-класс. Вариации в официальном бизнес-плане допускают, что концерн Renault-Nissan, помимо B0, отдаст ВАЗу еще какую-нибудь платформу. Впрочем, пока с трудом верится, что концерн допустит русских к своим самым современным наработкам – только разве что если увеличит свою долю в предприятии.

Сами Renault и Nissan уже давно успешно используют общие платформы. На сегодняшний день основная совместная платформа – это платформа B (и удлиненная В), есть еще платформа С (для Renault Megane, Renault Koleos, Nissan X-Trail и т. д.), платформа D (для Renault Laguna, Nissan Murano, американского Nissan Altima и корейского Samsung SM5). Осталась в ходу старая платформа от Renault Megane II, теперь на ней делают корейский SM3 и турецкий Renault Fluence. В прошлом году концерн представил новую платформу V, на базе которой собирается строить бюджетные автомобили для развивающихся стран, поэтому пока не будем исключать, что одной из них может стать и Россия.

По мнению аналитика ИК “Ингосстрах Инвестиции” Евгения Шаго, завод действительно может иметь доступ к любым технологиям альянса, но вот право использовать те или иные технологии будет оговариваться отдельными соглашениями. “Проблема не в отсутствии новых технологий, а в их адаптации на заводе, – говорит эксперт. – Сейчас, вероятно, уже не имеет смысла осваивать Logan первого поколения. В необходимых для российского рынка объемах машина собирается на “Автофрамосе”, увеличивать производство этой или подобной машины большого смысла нет, нужно выходить с новым продуктом”.

Между тем, несмотря на то что все чаще говорят о стабилизации на ВАЗе, пока ситуация и на заводе, и в городе тяжелая. В настоящее время завод чувствует себя на подъеме благодаря программе утилизации, но это отнюдь не снимает всех его проблем. По мнению руководителя аналитического управления УК “Капитал” Сергей Карыхалина, о стабилизации говорить вообще пока рано. “Буквально только один-два месяца мы видим улучшение ситуации с продажами благодаря программе сертификатов за утилизацию, что будет после окончания действия программы – большой вопрос. Тогда и станет понятно, закончился кризис для АвтоВАЗа или нет”.

Руководитель автомобильной практики Ward Howell Борис Рохин считает, что АвтоВАЗ как минимум прошел “точку невозврата”, которая, по его мнению, находилась прежде всего в головах представителей государства и общественности. Технологии же как таковые при той глобализации, что мы наблюдаем сейчас, уже не несут такой ценности, а понятие их уникальности – вещь довольно относительная.

“На мой взгляд, современный мировой автомобильный рынок – это скорее борьба долей рынка и себестоимости, чем технологий, – рассуждает Борис Рохин. – Уникальность технологий – узкая, дорогостоящая ниша, создавать конкурентное преимущество в которой нужно очень долго. Да, среди автопроизводителей есть “чемпионы” в двигателестроении или полноприводной трансмиссии, но это – удел немногих и, как показывает практика, относительно небольших игроков. Поэтому я полагаю, что разработки будут все больше аутсорситься автогигантами, концентрирующимися взамен на маркетинге и продажах”.

“Я считаю, что и сборка со временем будет массово отдана выделенным провайдерам – как в свое время произошло с автокомпонентами. С глобализацией продажа автомобилей все больше напоминает рынок газированных напитков: важен не сам продукт (читай – “платформа”), а ассоциативный ряд, возникающий у потребителя при использовании бренда (читай “имиджа, внешнего вида, оформления салона” и т. п.). Думаю, для Renault-Nissan естественно двигаться в направлении минимизации связанных с производством затрат, унифицируя модельный ряд во всем мире, – что подразумевает открытость всех или почти всех технологий для партнеров. И если господам Комарову и Гону удалось убедить своих акционеров в том, что это – лучший способ максимизировать норму прибыли, то мы имеем дело с революционным “прорывом” в мировой автоотрасли.

Глобализация как расширение и унификация рынков сбыта привела к тому, что производители кинопроката, дизайнерской одежды и прочих широко востребованных “имиджевых” вещей стремятся к тому, чтобы их премьеры имели мировой характер. Раз уж альянс совершает революцию, для него важно удержать статус лидера в своем начинании. Поэтому запускать новые продукты одновременно на всех рынках присутствия – часть стратегии. А освоить новую платформу не займет больше времени, чем предыдущую, – учитывая общую отсталость АвтоВАЗа, для него обе задачи примерно равны по трудности”.

Елена Костякова