branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Российский авторынок останется на обочине Европы

Эксперты полагают, что, даже несмотря на рост продаж по итогам нынешнего года, Россия так и останется пятым по величине авторынком Европы, как и в провальном 2009 году...
Российский авторынок останется на обочине Европы
Российский авторынок останется на обочине Европы
Российский авторынок, который в 2008 году претендовал на лидерство в Европе и по итогам некоторых месяцев обходил Германию, в прошлом году прочно обосновался в европейском первенстве на пятом месте. Дело в том, что в кризисном 2009 году госпрограмма льготного автокредитования существенного влияния на реализацию машин в России не оказала, тогда как на крупнейших авторынках Старого Света главным драйвером продаж стали утилизационные программы. По мере их завершения продажи автомобилей в европейских странах начали падать, а вот в России выдача “экобонусов” сейчас в самом разгаре. В результате апрель стал “звездным месяцем” для российского авторынка, который впервые с начала кризиса вошел в тройку лидеров Европы. Однако эксперты полагают, что, даже несмотря на рост продаж по итогам нынешнего года, Россия так и останется пятым по величине авторынком Европы, как и в провальном 2009 году.

Одной из первых выдавать денежные премии на новые автомобили взамен “автохлама” стала Германия – утилизационная программа в этой стране стартовала в январе и закончилась в сентябре прошлого года. Однако крупнейший авторынок Европы первым и пострадал после отмены “экопремий”, уже в декабре начав серьезное падение, которое к концу 2010 года может достигнуть 25-летнего минимума. По данным Федерального ведомства регистрации транспортных средств Германии, за четыре месяца 2010 года продажи автомобилей в этой стране упали более чем на четверть. Причем наибольшее снижение спроса (на 57,1%) наблюдается в самом массовом сегменте – компактных моделей, ведь ими немецкие автомобилисты “затоварились” в прошлом году по утилизационным бонусам. В то же время растет реализация автомобилей премиум-класса (+1,3%), спорткаров (+68,3%) и внедорожников (+6,2%), на которые “экопремии" не распространялись.

Аналогичная ситуация наблюдается и в Италии, где утилизационная программа завершилась в декабре прошлого года, однако автомобили по денежным премиям продавались еще и в начале года нынешнего. И вот в апреле, когда эффект от “утилизации” полностью прошел, итальянский авторынок впервые за десять месяцев “ушел в минус”, причем сразу на 15,6%. Как отмечают в Итальянской ассоциации автопроизводителей (ANFIA), в дальнейшем падение продаж будет только усиливаться, о чем свидетельствует снижение заявок на покупку автомобилей, начавшееся сразу после отмены “экостимулов”. Так, в I квартале количество заявок у дилеров сократилось на 28%, в апреле – еще на 23%.

Одновременно с Италией прекратила выдачу утилизационных бонусов и Франция, ставшая пионером по стимулированию утилизации “автохлама” (началась в декабре 2008 года). Таким образом, утилизационная программа в этой стране была самой продолжительной, и эффект от нее ощущается до сих пор, хотя тоже сходит на нет. Как отмечают во Французской торговой палате (CCFA), в апреле рост авторынка стал минимальным за последний год и составил всего 1,9%. Впрочем, падения продаж по отношению к прошлому году в CCFA ожидают лишь во второй половине 2010 года, полагая, что восстановление национальной экономики в значительной степени сможет компенсировать отсутствие бонусов. По данным французских автопроизводителей, число заявок от дилеров снижается незначительно, при этом спрос смещается от компактных автомобилей (они стали главным выгодополучателем от “утилизации”) в сторону среднеразмерных моделей. О стабилизации французского авторынка в отсутствие бонусов свидетельствует и рост продаж легких коммерческих автомобилей, на которые утилизационная программа не распространялась. Так, за четыре месяца нынешнего года рынок LCV в этой стране вырос почти на треть (на 32,2%).

Топ-5 автомобильных рынков Европы


Великобритания последней из крупнейших авторынков Европы завершила утилизационную программу – в марте нынешнего года. И хотя дилеры продолжают продавать автомобили, заявки на покупку которых по “экостимулам” были поданы ранее, уже в апреле доля “утилизационных” машин составила всего 8% против 18,7% (в среднем за все месяцы действия программы). Как отмечают в Британском обществе автопроизводителей и автодилеров (SMMT), в сравнении с прошлым годом, когда рынок рос за счет бонусов, продажи автомобилей в Англии будут неизменно снижаться. В России утилизационная программа, как известно, стартовала 8 марта, когда в большинстве европейских стран выдача денежных премий уже завершилась. Программа “Деньги за автохлам”, бюджет которой рассчитан только на 200 тысяч бонусов, вызвала ажиотажный спрос в России, и результат не заставил себя долго ждать. Апрель стал первым месяцем, когда госпрограмма смогла проявить себя в полной мере, и реализация автомобилей в нашей стране выросла впервые за полтора года – сразу на 20%.

Таким образом, на фоне падения автомобильных продаж в Западной Европе российский авторынок начинает восстанавливаться после кризиса благодаря тем же “экостимулам”. В апреле российский авторынок впервые за время кризиса стал третьим по величине в Европе. Впрочем, эксперты сомневаются, что рост продаж автомобилей в нашей стране продлится долго. Прежде всего потому, что программа утилизации завершится досрочно – деньги на выплату бонусов могут закончиться уже в июне, а не в ноябре, как планировалось изначально. И даже если правительство решит возобновить выдачу “экостимулов”, это случится не раньше будущего года. Поэтому после завершения утилизационной программы российский авторынок ждет очередное падение, как это сейчас происходит в европейских странах. Более того, уже в ближайшие месяцы наша страна может снова выпасть из тройки европейских лидеров по автопродажам. Ведь в мае реализация автомобилей в России будет проигрывать в количественном выражении странам Старого Света из-за майских праздников и, соответственно, меньшего числа рабочих дней. А в следующие месяцы на рынке ожидается традиционный спад в связи с летними отпусками.

Таким образом, несмотря на утилизационную программу, Россия может закончить нынешний год на том же пятом месте “в европейском первенстве”, что и в кризисном 2009 году. Об этом свидетельствуют и прогнозы продаж, сделанные национальными ассоциациями автопроизводителей. Так, в России, по прогнозу Ассоциации европейского бизнеса, реализация автомобилей в 2010 году вырастет на 9,1%, до 1,6 млн машин. И несмотря на то что авторынки Германии, Франции, Великобритании и Италии в нынешнем году, согласно прогнозам, упадут от 6% до 26%, в количественном выражении они все равно оставят нашу страну позади.

Александр Чупров