branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Нужен ли Европе собственный Tata Nano

Идея супердешевого автомобиля, который удовлетворил бы любого горожанина и стал заменой ни много ни мало всему общественному транспорту, давно будоражит умы инженеров...
Идея супердешевого автомобиля, который удовлетворил бы любого горожанина и стал заменой ни много ни мало всему общественному транспорту, давно будоражит умы инженеров. Гордон Мюррей, а это, на минуточку, создатель одного из крутейших суперкаров за всю историю автостроения – McLaren F1, сконструировал на этот раз совершенно другой по своей философии автомобиль. Премьера проекта городского автомобиля T.25 состоялась на конференции Международной школы бизнеса Адама Смита в Оксфорде.

Свою собственную компанию Гордон Мюррей организовал в 2007 году для разработки инновационных схем промышленного производства IStream для автомобильной отрасли. Параллельно шла разработка и самой машины для выпуска на заводе по новой схеме. Первый автомобиль был назван T.25, и выпускаться он должен под новой маркой.

Разработка T.25, с одной стороны, представляет собой новый взгляд на автомобиль для городской среды, с инновационными решениями в вопросах веса, размеров, безопасности, удобства и эффективности транспортного средства. В проекте Мюррея заложен пересмотр традиционного производственного процесса сборки автомобиля и организация нового способа производства автомобиля. Сборочный завод IStream, занимающий по территории 20% от обычного автозавода аналогичных объемов выпуска продукции, может стать второй революцией в автостроении со времен постановки на первый конвейер модели Ford T. За свои разработки Мюррей уже получил два года назад престижный приз “Идея года”.

С другой стороны, проект англичанина – это максимально простой и дешевый автомобиль, который можно сравнить с индийским Tata Nano, настолько он мал, необычен по концепции и обещает быть дешев. Только вот нужен ли Европе такой автомобиль?

Автомобиль Гордона Мюррея готов только в теории, макетах и опытных образцах. Все выглядит заманчиво с точки зрения социального значения проекта. Простой до безобразия компактный автомобиль способен занимать на дороге в два раза меньше места, двигаясь в пробках в два ряда по одной полосе. На стесненных улицах европейских городов на одном стандартном парковочном месте можно будет разместить три автомобиля Т.25. Крохотный автомобиль вмещает трех пассажиров, которые располагаются в салоне по хорошо известной Гордону Мюррею схеме: водитель по центру спереди, а два пассажира по бокам и чуть сзади. Такая схема посадки была применена еще на McLaren F1, только в спортивной машине все пассажиры располагались полулежа близко к асфальту, а здесь, в городской машине, им предлагается сидеть вертикально. Таким образом, Гордон Мюррей предлагает городам с уплотнившимся населением уплотнить и движение на дорогах, и расположение машин на стоянках. Только вот европейский покупатель вряд ли захочет ютиться в крохотной простой машинке, когда ему вполне по карману купить “нормальный” Mercedes. Даже Smart и Toyota iQ, которые хоть и невелики, но сделаны по образу и подобию больших автомобилей, богато оснащены и стремятся дать пассажирам ощущение автомобиля премиум-класса, пользуются у европейцев ограниченным спросом. А T.25 при этом обещает стать наипростейшим автомобилем.

Он будет сделан по совершенно новым принципам. Его масса будет на 400 кг меньше, чем у аналогов тех же размеров, за счет применения новых материалов кузова. Ультралегкая конструкция означает, что автомобилю может сгодиться и менее мощный мотор с низким расходом топлива. При длине 2,5 метра и ширине 1,3 метра автомобиль способен залезть в самые узкие переулки, разворачиваться на пятачке диаметром 6 метров и парковаться парой штук в обычном гараже. Дверей как таковых на первых образцах T.25 нет. Их роль выполняет откидывающийся вперед “фонарь”. В плане безопасности T.25 не должен уступать обычным авто и способен набрать в стандартах EuroNCAP четыре звезды при прохождении крэш-тестов. Мюррей намерен значительно сократить количество деталей и упростить процесс производства. Автомобиль не красится, а значит, заводу по его сборке не нужен цех покраски. Инвестиции в предприятие нового типа по расчетам уменьшатся на 80%, а завод может при этом производить автомобили в самых различных вариантах.

Сэр Дэвид Кинг, директор-основатель Школы Адама Смита, отметил, что экономика транспортного сектора в значительной степени зависит от ископаемых видов топлива и мы должны перейти на потребление самых различных видов энергии как можно быстрее. Большая часть технологий для качественного скачка в этой области уже существуют, и проект IStream по разработке новых производственных процессов является наглядным примером возможности технологического прорыва.

Что же не хватает Гордону Мюррею для реализации его красивой идеи? А не хватает ему инвестиций и интереса среди потенциальных покупателей. Пока мало кто дает деньги на сомнительный проект. А тем временем уже создается прототип модели T.27 – актуальный и модный нынче проект электрического автомобиля.

Электроавтомобиль выглядит очень заманчиво с точки зрения низких эксплуатационных расходов. Расходы на зарядку электричеством будут в четыре раза меньше, чем на бензин. В таком электрическом виде проект уже гораздо интереснее для инвесторов, так как войти в этот сегмент рынка в перспективе будет очень сложно и затратно. Например, он может заинтересовать группу ОНЭКСИМ, начинающую колдовать над подобным дешевым автомобилем для России, только более крупных размеров. Российский потребитель придает размеру первостепенную важность.