branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Льготное кредитование: казнить нельзя помиловать

Программа льготного автокредитования решительно отказывается умирать. На прошлой неделе стало известно, что «в верхах» решено продлить ее еще на один год. Предполагается, что будет выдано около 150 тысяч кредитов. Однако если 2009-й был во всех отношениях «черным», а в 2010-м авторынок буквально «взорвался», то вопрос о том, что ждет нас в 2011-м, остается открытым...
Программа льготного автокредитования решительно отказывается умирать. На прошлой неделе стало известно, что «в верхах» решено продлить ее еще на один год. Предполагается, что в ближайшие 11 месяцев будет выдано около 150 тысяч кредитов. Как мы помним, в ушедшем году рост продаж легковушек превзошел самые оптимистичные прогнозы – и во многом это заслуга вышеназванной госпрограммы. Однако если 2009-й был во всех отношениях «черным», а в 2010-м авторынок буквально «взорвался», то вопрос о том, что ждет нас в 2011-м, остается открытым. Как и понимание того, чем это выгодно отечественному автопрому во всех его проявлениях и, наконец, правительству, потому как программа, не стоит забывать, довольно затратная.

Начало начал

Нас «травят» повышением цен на бензин и разговорами о возможном увеличении ставок транспортного налога, время от времени пытаются запретить эксплуатацию и ввоз «праворулек» и «американок». И как только заходит речь об очередных мерах, направленных на поддержку отечественного производителя, любого автолюбителя невольно пробивает дрожь. Льготное автокредитование стало приятным исключением.

Напомним, программа была запущена почти два года назад, в марте 2009-го, затем чтобы в рамках кризиса поддержать российскую автопромышленность – не только АвтоВАЗ, но и заводы, на которых организовано сборочное производство иномарок. Шаг вполне логичный и оправданный на фоне 50-процентного снижения продаж автомобилей в 2008 году. Суть программы достаточно проста: в ее рамках правительство взяло на себя часть выплат по автокредитам, субсидируя две трети общей суммы. Таким образом, покупатель новой машины получил возможность сэкономить достаточно приличные деньги: по состоянию на сегодняшний день ставки по автокредитам варьируются от 12% до 20% годовых. Это в том случае, если ссуда выдается банком вне рамок госпрограммы. Если же будущий автовладелец выбирает льготное кредитование, то у него появляется возможность взять кредит под 7-10% годовых.

В том, что программа будет действовать и в 2011-м, дилеры не сомневались – слишком велик оказался к ней интерес со стороны потенциальных автовладельцев. «Как официальный дилер, который реализует автомобили, входящие в перечень по льготному автокредитованию, мы можем говорить о большом интересе российских потребителей к данной программе. Так, в первые месяцы ее работы в 2009 году к нам поступало до 70-90 звонков в неделю от клиентов, желающих купить автомобиль именно по госпрограмме. Отчасти благодаря этому интересу, а отчасти и желанию оказывать дальнейшую помощь российской автомобильной промышленности было принято решение о продлении работы программы льготного кредитования», – так прокомментировал ситуацию исполнительный директор ГК BLOCK Роман Скворцов.

Вчера и сегодня

С начала действия программы многое изменилось – и, как ни странно, в лучшую сторону. Так, если до второй половины 2009 года желающие были ограничены списком автомобилей, чья стоимость не превышала 350 тысяч рублей, то после сумма была увеличена до 600 тысяч. Кроме того, выросло и число банков, поддержавших госпрограмму. Если в самом начале ее действия их было всего лишь пять, то в 2010-м – более ста.

Другой вопрос, что список машин, которые можно приобрести на льготных условиях, достаточно ограничен. Это весь модельный ряд АвтоВАЗа, сверхпопулярные в России Ford Focus и Renault Logan, «народный» Volkswagen Polo, а также FIAT Albea, Skoda Fabia, Skoda Octavia, Opel Astra, несколько внедорожников: Chevy Niva и UAZ Patriot, наконец, Chrysler Sebring, сменивший прописку и переименованный в Volga Siber. Это «долгожители». Есть и новички: в начале 2011 года к этой славной компании присоединились Hyundai Solaris, FIAT Linea и Chevrolet Lacetti. Chevrolet пришлось ждать дольше всех: Минпромторг не давал добро на включение Lacetti в «льготный» список из-за того, что «Автотор» (компания, занимающаяся сборкой этих автомобилей) не подписал соглашение о промсборке и не предоставил план локализации производства.

Догнать и перегнать

Итак, программа по-прежнему действует. Как это может повлиять на развитие отечественного авторынка? Эксперты полагают, что в ближайшее время число проданных в стране автомобилей вернется на докризисный уровень. И судя по тому, что происходило в 2010-м, такое мнение имеет право на жизнь. Судите сами. В прошлом году нашли своих покупателей 1,91 миллиона легковых и легких коммерческих авто – против 1,46 миллиона в позапрошлом. В декабре 2010-го было продано на 60% больше машин, чем в декабре 2009-го. Председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Дэвид Томас так прокомментировал итоги ушедшего года: «Это очень воодушевляющий год. Рост продаж превысил наши ожидания». Согласно расчетам экспертов комитета, уже в 2012-м россияне купят 2,8-2,9 миллиона авто, таким образом вернув рынок на докризисные позиции. В аналитическом агентстве «Автостат» уверены: в текущем году продажи вырастут на 31,5%. Разумеется, не без помощи госпрограммы.

Правда, не следует преувеличивать важность льготного кредитования, считает директор по продажам Ford дилерского центра «Рольф Химки» Александр Тельнов. С одной стороны, «это отличная новость – продление программы означает для автолюбителей, что Ford Focus стал еще доступнее. Это позволит еще большему числу клиентов купить очень достойный и качественный автомобиль». С другой стороны, пролонгация «льготного» периода вряд ли кардинально увеличит объем продаж Ford, уверен А. Тельнов. «Дело в том, что этот производитель уже не первый год предлагает своим клиентам очень интересные собственные кредитные предложения, которые хорошо работают и привлекают массу покупателей. И эти программы постоянно совершенствуются. Так, например, сейчас по программе «Ford в кредит» Focus можно приобрести по ставке 8,9% годовых, что весьма привлекательно. Кроме того, собственная кредитная программа Ford охватывает гораздо более широкий ряд моделей, нежели госпрограмма льготного кредитования, – среди них Fusion, Kuga, S-Max, новинка Grand C-Max и даже коммерческий транспорт (модель Tourneo Connect)», – отметил А. Тельнов.

Тем не менее в 2010-м на льготных условиях было куплено 9,5% от всех проданных в России автомобилей, то есть каждая десятая машина. Немало! Скорее всего, в ближайшее время эта цифра вырастет. И напротив, уверены игроки рынка, в случае отмены государственной программы продажи вновь пойдут вниз.

Впрочем, само государство в этом не заинтересовано, ведь пока действует льготное кредитование и пока оно непосредственным образом влияет на рост числа проданных авто, казна пополняется весьма приличными суммами. Согласно официальной информации, предоставленной Минпромторгом, с каждой новой машины, сошедшей с конвейера АвтоВАЗа, производитель (в виде самых разных отчислений и налогов) отдает государству порядка 90 тысяч рублей, и еще 4 тысячи платят дилеры. Выгоду трудно переоценить, если учесть, что одних только «Жигулей» в прошлом году было продано более 517 тысяч (против 349 тысяч в 2009-м). 48 598 000 000 – круглая сумма, не правда ли?

Таким образом, легко спрогнозировать дальнейшее развитие событий. Программа будет действовать ровно до тех пор, пока она «толкает» рынок вперед, а пересмотрят ее не раньше, чем продажи достигнут уровня, как минимум идентичного тому, что держался до 2008 года. Это выгодно всем. Государству, банкам, дилерам. Наконец, покупателю. Поэтому в ближайший год за судьбу льготного кредитования переживать не придется.

Александр Кузьмин