branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Собянин избавляется от автомобильного наследия Лужкова

Сергей Собянин объявил о решении избавиться от московской доли в латвийском автозаводе AMO Plant. Следующим в очереди должен быть сам АМО ЗиЛ, балластом висящий на городском бюджете...
Сергей Собянин
Сергей Собянин
Вчера вечером мэр Москвы Сергей Собянин дал интервью «Эху Москвы», в котором де-факто объявил о решении избавиться от московской доли в латвийском автозаводе AMO Plant. Точный ответ Собянина на вопрос ведущего о том, что будет с московской собственностью в ближнем зарубежье, выглядит так (по расшифровке с сайта «Эха»):

«Мы всем беспредельно помогать не должны. Строить на этих территориях какие-то заводы, фабрики, какие-то центры, наверное, это Москве не нужно. Но те объекты, которые построены, бросать не будем. Что надо достроить – достроим. Тем более, если это делается для того, чтобы укреплять международное сотрудничество, с теми же прибалтийскими странами, с Украиной и так далее. Будем продолжать в спокойном режиме делать. Те объекты, которые нам не нужны, типа автомобильных заводов, мы от них избавимся».



Доля Москвы в AMO Plant составляет 92,6%, плюс еще 4,4% у АМО ЗиЛ, тоже подконтрольного московскому правительству. То есть фактически правительство Москвы – собственник завода, оставшаяся часть акций распределена между двумя латвийскими партнерами, и она скорее символична.

Напомним, AMO Plant создавался по инициативе Юрия Лужкова в 2004 году как филиал ЗиЛа. Поначалу хотели использовать мощности обанкротившегося RAF в городе Елгава, но потом решили, что выгоднее построить новый завод, буквально в нескольких метрах от RAF. Производить там планировалось обновленную модификацию среднетоннажного грузовика ЗиЛ-4331, с новым дизайном кабины и импортным двигателем, отвечающим нормам Евро-4. Но этим волюнтаристским планам сбыться было не суждено, и фактически готовый завод несколько лет простоял без дела. Лишь в сентябре минувшего года там начали крупноузловую сборку голландских автобусов VDL Ambassador. Плюс наладили производство упрощенных модификаций белорусских тракторов МТЗ.

Продать AMO Plant будет нелегко. Точнее, нелегко будет хотя бы частично «отбить» все вложенные в него московские деньги. Точная сумма затрат на строительство этого завода нигде не фигурирует, но речь в любом случае идет о нескольких десятках миллионов долларов. Потенциальный покупатель «вырисовывается» пока только один – латвийская фирма Ferrus, которой принадлежит 0,3% AMO Plant. Но латвийские партнеры, управляющие в настоящее время заводом, созданным на московские деньги, вряд ли захотят выкупать его по полной стоимости. Дисконт неизбежен, и потери Москвы могут составлять 50-60%.

По всей видимости, продажа AMO Plant – лишь первый шаг в наведении порядка во всей московской промышленности, в которой город является собственником либо акционером. И конечно, следующим в очереди должен быть сам АМО ЗиЛ, балластом висящий на городском бюджете.

В 2002 году Юрий Лужков передал ЗиЛ под управление компании МАК, которой владеет его старый приятель, бизнесмен Гарри Лучанский. Лучанский обещал реформировать завод, вывести часть производств из Москвы на предприятия-сателлиты, а часть территории отдать под коммерческую застройку. Согласно первоначальным планам по оздоровлению ЗиЛа, завод к 2007 году должен был выйти на самоокупаемость, а в 2010-м заработать 80 млн долл. прибыли. Ничего этого (кроме, разумеется, коммерческой застройки) не случилось, более того, ЗиЛ продолжал регулярно получать финансовые подпитки из бюджета Москвы, последний транш размером в 900 млн руб. Лужков отписал заводу незадолго до собственной отставки.

Существует официально не комментируемая версия, по которой авантюра с постройкой AMO Plant инициирована тем же Лучанским. Если это так, то продажа латвийского актива – удар по потерявшему поддержку московского правительства бизнесмену. Следующим логичным шагом будет смена управляющей компании на ЗиЛе и, по всей видимости, смена собственника, частичная или полная.

Сергей Цыганов