branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Кто виноват в бензиновом кризисе

Федеральная антимонопольная служба считает, что кризис с топливом в России спровоцирован самими нефтяными компаниями, которые намеревались таким образом шантажировать государство...
Бензиновый кризис в России имеет искусственный характер и спровоцирован нефтяными компаниями, которые намеревались таким образом шантажировать государство. С таким резким заявлением выступил накануне, 26 мая, в эфире РБК-ТВ глава Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев. В ходе программы «Диалоги с Сергеем Алексашенко» он, в частности, сказал: «Думаю, что основная причина заключается в том, что нефтяные компании решили проучить правительство: если оно будет каким-то образом от имени государства регулировать цены, то станут появляться подобные дефициты, которые компании создавали совершенно умышленно». При этом глава ФАС добавил, что впредь очень советует не шантажировать правительство, иначе «они могут дождаться каких-то революционных перемен, особенно госкомпании».



Здесь речь идет о предыдущем раунде борьбы руководства РФ с нефтяниками, состоявшемся в апреле 2011 года. Поднявшие цены после увеличения акцизов с 1 января производители столкнулись с жестким противостоянием со стороны правительства и после ряда предписаний ФАС были вынуждены немного отыграть назад; однако после небольшой паузы рост цен на бензин возобновился, на этот раз – сопровождаемый дефицитом топлива.

И. Артемьев полностью возлагает ответственность за происходящее на отечественном рынке нефтепродуктов на крупные вертикально интегрированные компании (ВИНК), прекратившие поставки независимым производителям с целью выдавить их из бизнеса. А главная причина, по которой такое положение стало возможным, – это монополизм. «То, что мы создали полные или частичные монополии на рынках, аукается и будет аукаться нам до бесконечности. Правильным является активная политика построения конкурентов, создание стимулов, в том числе налоговых, для того чтобы появлялись такие новые компании», – убежден руководитель ФАС.

«А у нас по-прежнему все крутится вокруг одной и той же четверки-пятерки компаний, которые привыкли к тому, что они являются «властителями наших дум», привыкли, что они определяют в какой-то степени и политику в нашей стране. Но хочу сказать, что Федеральная антимонопольная служба готова применить все полномочия, которые у нее есть, для того чтобы все-таки постараться прекратить это хулиганство», – заверил россиян И. Артемьев.

Он добавил, что первые меры уже принимаются: в 52 регионах России против компаний-монополистов возбуждены дела, грозящие многомиллионными штрафами. Вместе с тем, отметил он, существующие в настоящее время в законодательстве размеры штрафов хоть и велики, но недостаточны. И. Артемьев напомнил, что совокупная сумма ответственности за нарушение антимонопольного законодательства ВИНК за последние три года составила порядка 500 млн долларов, и добавил: «Они (нефтяные компании. – Прим. ред.) даже сейчас, в посткризисный период, выплачивают себе дивиденды по 2-3 млрд долл. Поэтому мы, конечно, должны использовать большие по размеру штрафы».

В целом руководитель ФАС уверен, что для решения проблемы дефицита топлива необходимы жесткие санкции со стороны государства и непосредственно антимонопольного ведомства. Помимо крупных штрафов, это может быть уголовная ответственность руководителей компаний за ценовой сговор, а также разукрупнение как в розничном, так и в оптовом сегменте бензинового бизнеса. Если принять закон о том, чтобы «ВИНК имели в границах каждой области не больше трети бензоколонок, а остальная часть принадлежала независимым компаниям, то уже было бы легче», предложил И. Артемьев, добавив, что соответствующий законопроект уже подан в правительство. Однако, по его словам, на уровне оптового звена подобный вопрос пока не обсуждался, хотя это было бы «мечтой антимонопольного органа».

Обсуждая с Сергеем Алексашенко влияние акцизной политики государства на стоимость бензина, глава ФАС отметил, что, по его мнению, в случае активного роста цены на нефть правительству необходимо пропорционально повышению экспортной пошлины начать параллельно снижать акцизы на эту же величину. «Если цена на нефть будет взлетать еще выше (что было бы, конечно, мечтой правительства – получить дополнительные нефтяные доходы), нужно помнить: едва ли не единственным отрицательным последствием этого является рост цен на внутреннем рынке одновременно с мировыми», – напомнил И. Артемьев. Между тем именно такая обстановка сложилась сейчас в мире: за минувший год цена барреля нефти Brent выросла с 73 до 116 долларов. За тот же период средняя по России цена литра автомобильного топлива (представляет собой среднее арифметическое цен на основные типы бензина и дизтоплива), по данным Росстата, выросла с 22 до 24,82 руб.

Вера Данилина