branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Выделенные полосы: панацея или показуха

Открытие новой выделенной полосы для общественного транспорта стало настоящим сюрпризом для москвичей. До конца года Сергей Собянин обещает оборудовать такими полосами 10 из 19 вылетных магистралей. Но не все убеждены, что это поможет исправить ситуацию с дорожным движением...
Выделенные полосы: панацея или показуха
Выделенные полосы: панацея или показуха
В Москве стремительно растет протяженность выделенных полос для общественного транспорта. Если за время пребывания Юрия Лужкова на посту мэра такая полоса – после многолетних согласований и переносов – была проложена лишь по двухкилометровому участку Волоколамского шоссе вблизи от МКАД, то с момента вступления в должность градоначальника Сергея Собянина их появилось уже три: на проспекте Андропова, Ленинградском проспекте и буквально вчера – на Щелковском шоссе. Причем если о реформах на Ленинградке автомобилистов предупреждали заранее, то открытие полосы на востоке столицы стало настоящим сюрпризом: знаки расставили и разметку нанесли в авральном режиме. По плану эти мероприятия были назначены лишь на сентябрь 2011 года.

Более того, накануне Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы опубликовал подготовленные «МосгортрансНИИпроектом» графики ввода в действие выделенных полос на 2011 год. Базируются они на двух распоряжениях правительства Москвы: одном – еще «лужковском» – от 10 августа прошлого года и втором за номером 500-РП, подписанном буквально на днях, 30 июня 2011 года. И если первый документ отличался скромностью и предписывал организовать выделенные полосы на сравнительно небольших отрезках дорог, расположенных в основном на окраинах столицы, то второй составлен с размахом: так, например, беспрепятственное движение городского транспорта будет начинаться почти от Кремля на Большой Якиманке, пройдет по всему 16-километровому Ленинскому проспекту и закончится только у МКАД. На севере же «со свистом» полетят автобусы, троллейбусы и маршрутки по связке Новослободская улица – Бутырская улица – Дмитровское шоссе – МКАД – поселок Северный длиной 17 с половиной километров.

Такую поспешность московских властей можно понять: из всего комплекса дорожных мероприятий, входящих в озвученную минувшей осенью программу «Город, удобный для жизни», выделенные полосы являются самой дешевой и в то же время самой эффектной по внешнему впечатлению мерой. Не надо ни проектировать и прокладывать новые дороги, ни выкупать землю у собственников, ни перекладывать коммуникации. Фактические затраты ограничиваются установкой знаков и нанесением разметки, зато визуально результат налицо: вот автомобили стоят в пробке, а мимо них быстро едет автобус.

Выделенные полосы: панацея или показуха



И пешеходы действительно замечают перемены. «На троллейбусе по Щелковскому шоссе вчера ехалось неожиданно быстро и прекрасно. У нас сделали выделенную полосу для общественного транспорта, и она работает! Я не думала и глумилась над отмывом бабла, а оно вона как», – пишет в своем блоге ЖЖ-пользователь glukovarenik. Но такая благостная картина наблюдается далеко не везде. Например, на Ленинградском проспекте начинание московских властей столкнулось с ожесточенным саботажем со стороны автомобилистов, привыкших пользоваться правой полосой как бесплатной круглосуточной парковкой. «Волей судьбы пришлось с утра пройти пешочком от московского аэровокзала до Сокола. Посмотрел на выделенную полосу для маршрутных транспортных средств. Полоса есть. Знаки висят. Водители на них плюют, – пишет sinodov. – Плюют студенты Финансовой академии, плюют ларечники, подвозящие товар к ларькам и стоящие под разгрузкой по полчаса, плюют бомбилы, спящие в ожидании клиентов». Ему вторит водитель троллейбуса Наталья, сообщившая в эфире «Вести ФМ», что выделенная полоса «что есть, что нет», поскольку при затруднениях в других рядах водители бесцеремонно используют ее для объезда затора.

Очевидно, что, поскольку выделенная полоса не предоставляет дополнительного пространства для участников дорожного движения, а только упорядочивает имеющееся, напрямую повлиять на количество пробок она не может. Однако косвенный эффект от нее все же может быть: день за днем наблюдая, как автобусы и маршрутки ездят все быстрее, а частные автомобили – все медленнее, водители понемногу привыкают к мысли о том, что общественный транспорт может быть не такой уж страшной альтернативой личному в условиях мегаполиса. Кстати, согласно проведенному в начале июля соцопросу, в среднем по России 41% автовладельцев ездит на работу городским транспортом из-за пробок и дороговизны бензина. Видимо, именно на этот эффект рассчитывает команда Собянина, планируя к 31 декабря 2011 года довести протяженность выделенных полос в Москве до 150 километров.