branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Автомобили надо покупать сейчас или никогда

В свете событий в США Россию пугают новым финансовым кризисом. Продавать или покупать автомобили в условиях грядущего экономического обвала, брать автокредиты или срочно избавляться от машин, купленных в долг, – на эти вопросы AutoNews.ru ответили экономисты и эксперты авторынка...
Автомобили надо покупать сейчас или никогда
Автомобили надо покупать сейчас или никогда
В свете событий в США Россию пугают новым финансовым кризисом. Американский дефолт отложен на неопределенное время, но эксперты по-прежнему расходятся во мнениях и не могут четко предсказать, ждет ли мировую экономику широкомасштабный обвал. Вздрогнули и автомобилисты: что делать, продавать автомобили или, наоборот, покупать, как быть с кредитами? Вопросов – множество. В поисках ответов мы обратились к экспертам авторынка и экономистам.

Большинство наших собеседников сходятся во мнении, что чрезмерно пессимистичные настроения неуместны. Кризис 2008-го плавно перетек в кризис 2009-го и дальнейших годов, разве что в более умеренной форме, считают они. А значит, ожидать резких изменений на авторынке и роста процентных ставок по кредитам не следует. Но, что характерно, аналитики осторожничают, не отрицая напрямую возможности экономического армагеддона. И дают советы, как быть и что делать, если таковой наступит.

«Если все-таки случится новый обвал, то следует обратиться к опыту трехлетней давности: тогда авторынок отреагировал на кризис с большим запозданием – спустя несколько месяцев после его начала. В условиях неопределенности машина резко перестала быть предметом первой необходимости, и спрос на автомобили, и новые, и «б/у», резко упал. Не исключено, что в будущем эта ситуация может повториться, если все-таки кризис затронет нашу страну. Могу дать лишь один совет: если вы собираетесь купить машину в кредит, то берите заем в той валюте, в которой вы получаете свои доходы. Скорее всего, это рубли. Таким образом вы исключите валютный риск», – рекомендует аналитик инвестиционной компании «Тройка диалог» Михаил Ганилин.

При этом эксперт подчеркивает, что «на данный момент рано говорить о новом кризисе». «Есть высокий процент неопределенности относительно прогнозов на ближайшее будущее, и вряд ли найдется много специалистов, которые в силах предсказать, как будет выглядеть мир, например, через полгода. Кроме того, «старый» общемировой кризис никуда не делся, просто время от времени тут и там вскрываются новые нарывы. На мой взгляд, повтора 2008 года в России не будет, хотя экономическая ситуация в стране может опять начать ухудшаться», – уверен Ганилин.

Своему коллеге вторит аналитик брокерской группы «ITinvest-ПРОСПЕКТ» Михаил Кадыров: «Говорить об экономическом кризисе 2011 года пока рано. Просто в течение почти двух недель мы наблюдали сильнейшее снижение фондовых индексов (коррекционные движения вниз бывают почти каждый год, и это далеко не повод для паники). Это было обусловлено тем, что республиканцы и демократы не могли договориться по поводу бюджета США, в частности обсуждались условия поднятия потолка государственного долга. В случае провала все пророчили технический дефолт США, в свою очередь это стало бы отправной точкой нового экономического кризиса. В этом случае пострадали бы абсолютно все, доллар потерял бы мировое господство, а мировой экономике был бы нанесен колоссальный ущерб, гораздо больший, чем после 2008 года. К счастью, этого не случилось».

«Решение по поводу поднятия потолка государственного долга США было принято в последний момент. Это очень не понравилось инвесторам, они начали продавать свои активы. Рейтинговое агентство S&P все же выполнило свои угрозы и понизило долгосрочный кредитный рейтинг страны, что спровоцировало дальнейшее падение индексов. Снижение рейтинга сильно обвалило акции крупнейших компаний, а цены на облигации практически не изменились. Это значит, что государственные облигации США все еще являются самым надежным капиталовложением в мире», – также отметил Кадыров.

Автомобили надо покупать сейчас или никогда

Аналитик уверен, что в текущем году американская экономика устоит



Аналитик уверен, что в текущем году американская экономика устоит, а значит, нет никаких предпосылок для общемировой финансовой катастрофы. Однако через год или полтора вполне может разорваться настоящая бомба: «Барак Обама приложит все силы, чтобы поддержать экономику страны и, как следствие, мировую экономику, в противном случае он потеряет преимущество на выборах 2012 года. Кризис скорее возможен в конце 2012 года – начале 2013 года, когда вновь всплывет проблема потолка государственного долга, а у нового президента будет много времени для восстановления экономики», – такое развитие событий кажется эксперту намного более вероятным.

Что касается автомобильного сектора, то «стоимость» концернов в последнее время несколько снизилась, однако поводов для уныния нет. «Акции автомобильных компаний за последние две недели выглядели значительно хуже рынка, обусловлено это тем, что инвесторы обеспокоены возможным снижением глобального экономического роста, что в свою очередь понизит спрос на машины. Этот факт может напугать автолюбителей, но, скорее всего, в ближайшие месяцы будет наблюдаться восстановление котировок автомобилестроительного сектора. Я считаю, что на жизни автомобилистов это сильно не отразится», – уверен Михаил Кадыров.

«Проценты по банковским кредитам вряд ли сильно поднимутся, так как ликвидности в банковской системе сейчас много, – считает его коллега из «ITinvest-ПРОСПЕКТ» Александр Наумов. – Если процент по автокредиту маленький (менее 10%), то избавляться от него смысла нет. Что касается подержанных автомобилей, степень удешевления машины после одного года работы автомобиля на данный момент минимальная». Говоря о новых автомобилях, Наумов отметил, что они «умеренно подорожают из-за девальвации рубля (в силу того, что большая часть компонентов автомобилей импортируется)».

Эксперты авторынка также не склонны спешить с убийственными прогнозами. Но при этом рекомендуют тем, кто стал жертвой панических настроений, тратить деньги «здесь и сейчас». «Потом» может быть поздно, считают они. «По нашему мнению, не нужно паниковать и спешить называть текущие события кризисом. Тем более что вектор движения экономики в целом сейчас неочевиден. Скорее всего, кстати, чем больше паники сейчас будет в умах людей и в их действиях, тем вероятнее развитие ситуации именно в сторону международного кризиса», – такое мнение в беседе с корреспондентом AutoNews.ru озвучил исполнительный директор «Рольф Финанс» Виталий Павловский.

«Что же касается действий по покупке автомобилей, можно отметить следующее: если кризис начнется, то вырастут и ставки по кредитам, и курс доллара может зашкаливать. На текущий момент можно дать следующий совет – нужно не продавать автомобили и гасить кредиты, а, напротив, покупать автомобили и брать кредиты. Поскольку в случае кризиса все будет дороже – и кредиты, и собственно автомобили. Также отметим, что наличные деньги в случае кризиса будут дешеветь – следовательно, если вы верите в то, что кризис будет, логично их потратить, пока они дороже», – эта модель поведения, по словам Павловского, в предкризисные времена представляется наиболее правильной.

В российских представительствах иностранных автопроизводителей о возможном росте цен говорят кратко. Представители компаний-импортеров либо воздерживаются от комментариев, либо говорят, что если повышение и будет, то небольшое, связанное с корректировкой из-за колебания курса валют.

Александр Кузьмин