branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Россияне гибнут в ДТП вчетверо чаще европейцев

Смертность в автокатастрофах в России в пересчете на 100 тысяч человек населения в 4 раза выше, чем в странах Западной Европы. Если же считать по количеству автомобилей, то число ДТП со смертельным исходом в РФ выше в 10 раз...
Несмотря на реформу ГИБДД и все усиливающуюся пропаганду, Россия остается страной с одним из самых высоких уровней дорожной аварийности и смертности. Такую неутешительную статистику привел в интервью газете «РБК daily» врио генерального директора ОАО «НИИ автомобильного транспорта» Игорь Титов. По подсчетам специалистов института, средняя смертность в ДТП на 100 тыс. человек населения в России в четыре раза выше, чем в странах Западной Европы, и два раза больше по сравнению со странами Центральной Европы и США. По числу погибших в результате ДТП относительно количества автомобилей ситуация еще хуже: при таком подсчете Россия в десять с лишним раз превосходит наиболее безопасные европейские страны и Японию, в пять раз – США, примерно в три раза – страны Центральной Европы.

И. Титов считает, что основная причина такого вопиющего отставания России от развитых стран – недостаток общей культуры. В это понятие эксперт включает и хамство на дорогах, и плохую подготовку водителей в автошколах, и массовую куплю-продажу прав, и коррумпированность сотрудников ДПС.

Тем не менее в России, как и во всем мире, наблюдается тенденция к снижению количества автомобильных аварий. Только за 2010 год по статистике ГИБДД число ДТП сократилось на 2,4%, до 199 тыс., а погибших в них – на 2%, до 26 567 человек. Однако при этом причины улучшения ситуации в нашей стране совершенно другие, чем на Западе. «Уменьшение числа погибших по результатам ДТП в развитых государствах увязано с эффективной организацией качественной и своевременной помощи пострадавшим, – комментирует цифры И. Титов. – Так, во многих странах законодательно закреплено правило «золотого часа» – оказание медицинской помощи не позднее чем через час после происшествия».

В России же снижения смертности на дорогах в основном добиваются ужесточением штрафов для водителей и введением «сухого закона». Кроме того, срабатывает и естественный ограничитель скорости движения – чем больше в крупных городах автомобилей, тем серьезнее пробки, а при медленном движении в заторе тяжесть потенциального ДТП гораздо ниже. Таким образом, автомобилизация, как это ни парадоксально, косвенным образом способствует снижению аварийности.

Недооценивать значение законов, регулирующих сферу автомобильного транспорта, тоже не следует, считает эксперт. Так, например, в 2001-2003 гг. в России был отмечен рост числа погибших в ДТП, а с 2004 года этот показатель начал снижаться. «Рост количества ДТП начиная с 2001 года был обусловлен отменой механизмов контроля и надзора за осуществлением автотранспортной деятельности. В частности, были отменены сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, упрощены (в части снижения требований) процедуры лицензирования пассажирских перевозок. Позитивные тенденции однозначно были вызваны значительным повышением штрафов», – пояснил И. Титов.

В результате ужесточения наказаний по сравнению с пиковым 2003 годом в 2008-м количество погибших на дорогах сократилось на 5700 человек и в последующие годы продолжило снижаться. Единственное, что осталось неизменным за последнее десятилетие, – качественный состав нарушений ПДД, приводящих к тяжелым авариям. По данным ГИБДД, основными видами ДТП в России по-прежнему остаются наезд на пешехода, столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие и наезд на стоящее транспортное средство.