Наводнение в Таиланде разорит мировой автопром
В последние недели Таиланд стабильно удерживает лидерство на передовицах новостных изданий: облюбованное для отдыха россиян место стало эпицентром стихийного бедствия. Но пострадали не только туроператоры, владельцы гостиниц и местные жители, что зарабатывали деньги на отдыхающих. Наводнение, буквально затопившее Таиланд, больно ударило и по автопроизводителям – ведь в этой стране было организовано производство множества комплектующих к японским авто. Пострадали Nissan, Honda и Mitsubishi, но более всех – Toyota. Теперь концерн может окончательно похоронить все надежды на то, чтобы стать лидером мирового авторынка.
Если Honda «отделалась» лишь тем, что остановила работу заводов в Таиланде и Малайзии, параллельно сократив производство в Бразилии и Великобритании, то боссам Toyota пришлось урезать число выпускаемых машин на предприятиях сразу в девяти странах. Речь идет о Пакистане, Филиппинах, Индонезии, Вьетнаме, Малайзии, Японии и ЮАР, а также, что самое главное, о США и Канаде.
Согласно официальному заявлению компании, в список комплектующих, которых недосчиталась Toyota, входят аудиосистемы, диоды и микропроцессоры. Все эти элементы производились на тайских предприятиях, ныне не работающих или работающих вполсилы. На новый режим производства концерн выходит уже со следующей недели, однако насколько большими будут потери – пока неизвестно.
Если Honda «отделалась» лишь тем, что остановила работу заводов в Таиланде и Малайзии, параллельно сократив производство в Бразилии и Великобритании, то боссам Toyota пришлось урезать число выпускаемых машин на предприятиях сразу в девяти странах. Речь идет о Пакистане, Филиппинах, Индонезии, Вьетнаме, Малайзии, Японии и ЮАР, а также, что самое главное, о США и Канаде.
Согласно официальному заявлению компании, в список комплектующих, которых недосчиталась Toyota, входят аудиосистемы, диоды и микропроцессоры. Все эти элементы производились на тайских предприятиях, ныне не работающих или работающих вполсилы. На новый режим производства концерн выходит уже со следующей недели, однако насколько большими будут потери – пока неизвестно.
Происходящее в Таиланде с полной уверенностью можно назвать катастрофой, причем немалых масштабов: наводнения накрыли острова летом, и в результате оказались затопленными около 15 тысяч предприятий. Пострадали более 3 миллионов человек, общий экономический ущерб оценивается примерно в 16 миллиардов долларов.
На этом фоне о скорейшем восстановлении производства речи, конечно, не идет. А значит, Toyota, едва оправившаяся от мартовского ЧП в Японии, может более не рассчитывать на то, чтобы стать «номером один» среди всех мировых автопроизводителей.
Напомним, что прибыль компании по итогам первого квартала 2011-2012 финансового года (апрель-июнь) упала на 99,4%. Чистая прибыль компании в первом квартале составила 1,1 млрд иен, или 15 млн долларов, что на 99,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года – 190,4 млрд иен (2,4 млрд долларов). Выручка сократилась на 30% – до 3,44 трлн иен (44,5 млрд долларов). Операционные убытки составили 108 млрд иен (1,4 млрд долларов) – впервые за последние два года.
Убытки связаны с тем, что после мартовского землетрясения японские автоконцерны вынуждены были приостановить работу своих заводов. Это сразу же сказалось на объемах производства автомобилей. У Toyota в апреле было зафиксировано рекордное падение производства с 1976 года: президент компании Акио Тойода заявил тогда, что это было связано с перебоями в поставках около 150 видов автокомпонентов, в основном электронных.
Из-за нехватки комплектующих приостанавливалась работа на заводах в Европе. В апреле 2011 года, сразу после землетрясения, производство Toyota по сравнению с апрелем 2010 года снизилось на 48%, до 308 500 автомобилей, при этом на японских заводах – на 78%, рекорд за последние 35 лет. Несложно предположить, к чему приведет катастрофа в Таиланде – пожалуй, этот год станет для концерна самым трудным за всю его новейшую историю.
Александр Кузьмин