branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Водителям разрешат ездить по «встречке»

Юристы предложили внести изменения в ПДД и КоАП, введя гибкую систему наказаний: к примеру, вынужденный выезд на встречную полосу движения не будет караться вовсе, а за незначительное пересечение двойной сплошной водитель отделается минимальным штрафом...
Водителям разрешат ездить по «встречке»
Водителям разрешат ездить по «встречке»
На встречную полосу движения так или иначе хотя бы раз в жизни выезжали все без исключения. Это вовсе не значит, что по дорогам страны ездят сплошь злостные нарушители. Кому не знакома ситуация, когда этот маневр приходится совершать, объезжая припаркованные у обочины автомобили. Или на дороге зияет огромная яма, миновать которую можно, только заехав левым колесом на двойную сплошную линию. Вариантов множество – но если рядом окажется экипаж ДПС, последствия для водителя будут одинаково печальными: либо лишение прав, либо крупная сумма денег для решения вопроса «на месте».

«Дьявол кроется в деталях», справедливо рассудили эксперты Ассоциации юристов России (АЮР) и предложили внести изменения как в правила дорожного движения, так и в Кодекс об административных правонарушениях, максимально детализировав все случаи «дорожного беспредела» и введя своеобразную вилку штрафов. Взять ту же «встречку». Между тем водителем, который выезжает на нее, лихо обгоняя пробку, и его собратом, который, простаивая в той же пробке, пересекает двойную сплошную на несколько сантиметров из-за того, что в две полосы пытаются уместиться три ряда автомобилей – пропасть. А наказание – одно и то же. Что в корне неверно, считают юристы.

«Нынешняя ситуация, когда за выезд на встречную полосу предусмотрено только безапелляционное лишение прав, создает питательную среду для коррупции. У человека нет вариантов даже при незначительном заезде. А инспектору в таких условиях проще требовать взятку, мол, или плати, или будешь ходить пешком», – заявил «Российской газете» член правления АЮР, руководитель Национального юридического бюро Дмитрий Позоров.

«Реакция должна быть адекватна созданной гражданином той или иной ситуации. Если ситуация не опасна, не должно быть чрезмерных наказаний. Инспектор ДПС по сути должен защищать других граждан от посягательства на их право – ехать по своей полосе свободно и безопасно. Это принципиальный момент: он не государство защищает, не формальную норму, инспектор ради нас стоит на дороге. Такое применение норм безопасности нам не добавляет», – уверен Позоров.

Он приводит в пример статистику: а она недвусмысленно говорит о том, что суды к нарушителям беспощадны, равняя и злостных нарушителей, и нарушителей «случайных». За последние шесть месяцев за выезд на встречную полосу прав лишились более 85 тысяч человек. Таковы данные судебного департамента при Верховном суде России. И только четыре водителя отделались предупреждениями. Вывод очевиден: нарушил осознанно, подвергнув жизни других автомобилистов риску, или нарушил вынужденно – все равно плати «по полной».

По мнению представителя АЮР, эта практику следует в корне изменить: «Должна быть жесткая реакция на абсолютное правонарушение. Летишь по встречной полосе, обгоняешь пробку, просто лихачишь, должна быть серьезная кара. А заехал случайно на 5 сантиметров – ничего страшного. На полметра – большой штраф. И так далее».

Однако одной лишь либерализацией ПДД и КоАП юристы предлагают не ограничиваться. Среди других инициатив: возврат к советскому наследию в виде лекций по безопасности дорожного движения для нарушителей и введение обязательных курсов переподготовки для водителей, которые долгое время не садились за руль. По поводу двух последних пунктов возражений со стороны МВД нет, а вот частичную легализацию езды по встречной полосе там считают недопустимым: по мнению полицейских, в нашей стране правила и наказания следует только ужесточать.

Александр Кузьмин