branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Владельцев заставят рассказать все об автомобиле

Новые правила техосмотра могут кардинально изменить ситуацию, сложившуюся на рынке подержанных автомобилей. Специалисты приступят к созданию единой информационной базы, в которую будут внесены все машины, проходящие ТО. Это, по замыслу создателей, сделает историю авто прозрачной...
Вступление в силу новых правил техосмотра привело к тому, что в головах многих автомобилистов воцарился хаос, и возникло немало вопросов, оставленных законодателями без ответа. Возможно, многие проблемы будут решены после принятия многочисленных поправок к закону об ОСАГО. Но в процессе обсуждения особенностей ТО-2012 оказался забытым крайне любопытный факт.

Автомобилистов, которые только собираются пройти техосмотр «по-новому», ждет несколько сюрпризов. Правда, лишь в том случае, если они не намерены покупать талон вместе с полисом автогражданки, а честно явиться на пункт осмотра при аккредитованном техцентре. Там, с большой долей вероятности, будет задано несколько дополнительных вопросов.

Первый – о пробеге автомобиля. Второй – о виде топлива и марке бензина, которым он питается. Наконец, третий – о марке и типе резины. Зачем операторам техосмотра собирать такую информацию? Как выяснилось, причина очень веская. В России надеются создать единую информационную автобазу, аналогичную американской Carfax.

Предполагается, что это сделает рынок подержанных автомобилей более-менее прозрачным, и покупателя больше не получится обмануть, продав ему откровенный утиль под видом до блеска надраенной чудо-машины «гаражного хранения», которая «никогда не видела московских зим».

В Соединенных Штатах и Канаде работа этой системы отработана до мелочей. В базу Carfax вносится информация обо всех регистрационных действиях (благодаря этому можно выяснить, сколько было владельцев у данного конкретного автомобиля), визитах в сервис и их причинах, данные о прохождении техосмотра и участии в ДТП. Каждая запись дополняется указанием пробега на момент ее внесения в «картотеку».

Однако российский «Карфакс» изначально обречен, считают многие эксперты – в нашей стране такая система нежизнеспособна и работать не будет. В ряде случаев узнать достоверную информацию об истории машины не получится, так как не налажена система техосмотра, да и в автосервисах, скорее всего, будут вносить данные со слов владельца автомобиля. Не говоря уже о том, что факт серьезного ДТП можно утаить.

И таковой ситуация будет оставаться до тех времен, пока в России не будет сведена к минимуму коррупционная составляющая, а также практика решений «вопросов на месте», и пока с карты Москвы и регионов не исчезнут «черные» автосервисы-нелегалы. Поскольку мгновенное превращение в Канаду или Норвегию нашей стране не грозит, то и база данных останется лишь ненужной условностью, считают участники рынка. Отмечая также, что собираются не те данные, которые следовало бы собирать. И действительно, без всяких баз данных понятно, что Range Rover образца 2000 года выпуска питается 95-м бензином, а не соляркой или 80-м.

На данный момент неизвестно, когда именно российский аналог американской системы заработает хотя бы в бета-режиме. В США аналогичная база появилась в 1986 году, и понадобилось немало времени на то, чтобы она действительно стала полезной рядовым автомобилистам. Таким образом, прозрачным рынок может стать лишь к 2020 году. Тогда вы точно узнаете, на какой резине ездила покупаемая вами восьмилетняя Audi, но, к сожалению, не получите информацию о том, кто, где, когда и по какой причине проводил на этой машине капремонт двигателя.

Игорь Яворский