Для начала – что же такое бронеавтомобиль, или, проще говоря, броневик? Это старший брат как танков, так и легковых машин. Такие аппараты начали принимать участие в боевых действиях раньше тяжелой гусеничной техники, а что касается сравнения с обыкновенными легковушками и грузовиками – то здесь немалую роль играет броня, наличие которой, в первую очередь, и отличает бронемобили от простого гражданского транспорта. Как несложно догадаться, это не только военные машины, но и инкассаторские фургоны, а также правительственные лимузины.
Но о них – как-нибудь в другой раз. А в нашем сегодняшнем рассказе – речь исключительно о тех автомобилях, которые служили на страже Отечества. Первый из них появился еще в царской России, в то время, когда на дорогах можно было чаще встретить конные упряжки, а не самоходные агрегаты. Он получил имя «Накашидзе-Шаррон» (был известен также как «Шаррон-Накашидзе» или бронеавтомобиль Накашидзе); Накашидзе – потому что такова была фамилия спроектировавшего его офицера маньчжурской армии, Шаррон – потому что так называлась французская компания, которая в 1905 и изготовила первый российский броневик. Который так и остался единственным до начала Первой мировой войны – крест на этом проекте был поставлен после гибели Михаила Накашидзе.
Вторым стал Austin, который собирали в Великобритании на базе грузового шасси той же марки. Именно с него, по свидетельствам историков, и говорил Ленин-Ульянов. И только потом пришло время «Остина-Путиловца», по сути, той же самой модели, с минимальными отличиями, производство которой было налажено уже после краха Российской Империи, на Путиловском заводе. Всего построили 33 таких машины, которые верно служили вплоть до 1933 года – при том, что собирали их в период лишь с 1918 по 1920 год.
Первым серийным бронемобилем в советское время стал БА-27, построенный на базе грузовика АМО-Ф-15. Таких броневиков выпустили уже намного больше: общим числом 217. Это притом, что «на конвейере» БА-27 также продержались недолго, всего три года, с 1928 по 1931-й. Позже часть этих машин в буквально смысле перевели на рельсы: такие броневики получили приставку «ЖД» и получили возможность передвигаться по железной дороге со скоростью 50 км/ч. В 40-м году было решено снять с вооружения устаревшие бронемобили, однако БА-27 все же приняли участие в боях Великой Отечественной.
В ходе которой самым популярным разведтранспортом стали броневики на базе советского внедорожника ГАЗ-64 – БА-64. Их выпускали 4 года, всего на Горьковском автозаводе собрали 9110 таких машин, которые, среди прочего, «страховали» пехотные войска. 64-й стал последним классическим бронемобилем советского времени. В качестве учебного транспорта они использовались и после войны: вплоть до середины 50 годов прошлого века.
Затем настал черед легендарной Бронированной Разведывательно-Дозорной Машины, она же – БРДМ. Спроектировали ее, как и БА-64, в Нижнем Новгороде, и этот броневик до сих пор несет службу в некоторых странах мира (в первую очередь, естественно африканских), а в СССР он был на вооружении до конца 70-х.
Как несложно догадаться, наследницей БРДМ стала машина под названием БРДМ-2, производством которой занялись уже не на Горьковском, а на Арзамасском машиностроительном заводе с 1963 по 1989 год, - таким образом, это был последний броневик с клеймом “made in USSR”. БРДМ-2 в виду достаточно слабой защищенности, но при этом феноменальной проходимости использовалась преимущественно как разведывательный транспорт – и используется до сих пор: по состоянию на 2010 год на вооружении в России было более 2 тысяч БРДМ-2.
Что касается современного российского периода, то, пожалуй, самым известным бронемобилем можно назвать т.н. «Федерал». Внешне – это близкий родственник грузовика «Урал». Огромный трехосный монстр защищен броней такого класса, которая может выдержать взрыв шести килограммов тротила, а атаковать такую машину, ведя огонь из автоматов Калашникова – бессмысленная трата времени.
Максим Трефилов