branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Как проехать 1500 километров на одном баке

Что вы делали на трехдневных выходных? Блогер Autonews Николай Назайкинский ездил на Черное море и при этом ставил весьма серьезный эксперимент: можно ли доехать до Анапы из Москвы всего на 1 баке топлива. На первый взгляд, он выбрал весьма странный автомобиль для участия в этом соревновании - Jaguar XJ...
Как проехать 1500 километров на одном баке
Как проехать 1500 километров на одном баке

Что вы делали на длинных трехдневных выходных, устроенных в честь празднования Дня России? Лично я ездил на Черное море, причем, не просто так, отдохнуть, а ставил весьма серьезный эксперимент: можно ли доехать до Анапы из Москвы всего на 1 баке топлива. На первый взгляд, я выбрал весьма странный автомобиль для участия в этом соревновании – большой представительский седан Jaguar XJ. Однако если присмотреться к его техническим характеристикам, то можно увидеть, что большой 82-литровый бак сочетается с умеренным потреблением топлива 3-литровым дизельным мотором. Так что не такой уж и странный выбор у меня получился.
   
За два дня до отъезда я забрал в пресс-парке компании Jaguar большой бизнес-седан XJ. Если честно, я недооценивал его размеры: на парковке у дома передняя часть автомобиля выпирала на дорогу не меньше чем на метр по сравнению с другими машинами, а деревенский домик в станице Благовещенская на фоне Jaguar XJ выглядел совсем уж игрушечным и ненастоящим. Мои субъективные впечатления от крупных габаритов машины подтверждают сухие цифры технических характеристик: длина XJ составляет 5122 мм, что больше, чем у крупного внедорожника Toyota Land Cruiser 200! Вес седана также внушает уважение – 1800 кг.





Jaguar XJ


Первое, о чем подумал, забирая свой тестовый автомобиль: «Каким образом я смогу проехать на этой громадине 1500 км по российским дорогам?». Действительно, глядя на эту машину, сложно поверить, что по трассе седан расходует всего 5,6 л на 100 км. Мало того, для прохода длинной дистанции от Москвы до Анапы потребление топлива нужно сократить минимум до 5,4 л на 100 км, а лучше – еще сильнее. Конечно, дизельные моторы отличаются хорошей экономичностью по сравнению с бензиновыми силовыми агрегатами, но какой реальный аппетит будет у 275-сильного 6-цилиндового мотора объемом 3 литра – сказать очень сложно. Ну вот и проверим на практике экономичность этой британской «турбошестерки».

Перед поездкой многие мои знакомые, друзья и любимые читатели предлагали различные способы по сокращению расхода топлива: перекачать до трех атмосфер шины, пристроиться за фурой, заклеить малярным скотчем все кузовные щели, выкинуть задние сиденья... Однако самый распространенный совет, разумеется, был не включать климат-контроль. Но как его не включать, если будет жаркая погода? Если открыть окна – потребление топлива окажется еще выше, а у меня каждый миллилитр дизтоплива будет на счету в день гонки. Вот с такими тяжелыми мыслями я и лег спать перед поездкой.

Старт гонки. Москва - Воронеж

Первое правило быстрого выезда из Москвы и Московской области – выехать рано утром. Поэтому, не колеблясь, выезжаем в 4 часа 9 минут с Юга-запада столицы. На МКАДе в это ранее время движение весьма интенсивное, но без пробок, поэтому быстро доезжаем до съезда на М4 «Дон» и сразу после окончания населенного пункта «Москва» сворачиваем на заправочную станцию. Прошу заправщика залить мне топлива по самую горловину и еще наполнить пластиковую канистру. Всего получилось почти 80 литров (включая запас на случай полной остановки). Ну, все – закусываем сэндвичами, пьем кофе и вперед, устанавливать мировой рекорд экономичной езды на Jaguar XJ. Следующая заправка должна быть в Анапе.



До полного бака!


Плавно начинаю движение. Разгоняюсь до 80 км/ч – обороты двигателя чуть выше тысячи. Местами прибавляю до 90-100 км/ч. На бортовом компьютере выставил показания мгновенного расхода топлива и внимательно слежу за цифрами, отсюда и такая вилка скоростей: если с горки, то и до 100 можно разогнаться, а при движении в подъем минимальный расход получается как раз при 80 км/ч.

Такая низкая скорость противоестественна для Jaguar XJ. Обидно же, когда тебя обгоняют фуры и старенькие «Жигули» дачников. У меня возникает нестерпимое желание утопить педаль газа в пол, но я проявляю железную волю и не делаю этого, ведь надо терпеть. К тому же, гонка только началась, и все сложности впереди.

В ожидании трудностей по дороге поделюсь первыми впечатлениями о Jaguar XJ: автомобиль идет как большой корабль – плавно и вальяжно. Несмотря на противный московский дождь и обилие грузовых автомобилей вокруг, в салоне машины как-то неестественно тихо. В бюджетных машинах и моделях среднего класса, на которых я обычно езжу, производитель экономит, в первую очередь, на шумоизоляции. Но в автомобиле за 5 миллионов рублей грешить на посторонние звуки с улицы просто смешно. Поэтому чем дольше мы едем в таком низком темпе, тем меньше желание куда-то спешить. А что? Время есть. Ограничения я себе не ставил: хоть 24 часа проведи за рулем, главное – доехать до моря без дозаправки.



Чем дальше от Москвы, тем лучше погода


Тем временем подъезжаем к первому платному участку, который расположился в Московской области с 41 по 71 км федеральной трассы М4. Пока движение по нему осуществляется в тестовом режиме, поскольку данный механизм честного отъема денег у водителей открылся только месяц назад. Через несколько дней «халява» закончится, и автолюбителям придется оплачивать в кассу предприятия «Автодор» 30 рублей за проезд по 30-километровому участку.

Несмотря на заявления представителей федерального дорожного агентства о том, что на строительство «платников» тратятся миллиарды рублей, мне кажется, что коммерческие участки дорог создаются путем установки шлагбаумов на существующие 4-полосные трассы. Скорее всего, большинство многополосных дорог в России станут платными, и от этого уже никуда не деться. Что касается трассы М4 «Дон», то к 2016 году общая длина платных участков составит более 700 километров. Получается, что владелец легкового автомобиля будет отчислять не менее 700 рублей в пользу государства, и это при бесстыдно дорогом бензине.

Но основная проблема не в стоимости проезда по платным участкам, а в пробках, которые образуются перед пунктами оплаты. Сейчас таких КП всего два, но скоро откроется и третий – объездная дорога вокруг Ельца. Перед всеми шлагбаумами будут собираться пробки: как на въезде, так и на выезде с коммерческой дороги. Самое смешное, что время ожидания своей очереди на въезд будет больше, чем время движения по этому «платнику». На обратной дороге, к примеру, в Липецкой области мы стояли перед таким участком минут 30, а ехали – не больше 20.



Перед пунктами оплаты


Вернемся к нашей безумной гонке на одном баке до Черного моря. Проехали 285 километров. Средний расход я еще не смотрел. Волнительный момент. Сейчас гонка может закончиться, если потребление топлива окажется слишком большим, ведь я еду крайне аккуратно и плавно, а двигаться еще более экономично вряд ли получится. Итак, перебираю режимы бортового компьютера и дохожу до показаний среднего расхода – 5,2 л на 100 км! Это локальный успех! Я еду экономичнее, чем об этом заявлено в паспортных данных (5,6 на «сотню»). Но радоваться преждевременно не стоит – дальше будет сложнее.



Средний расход топлива


Настроение хорошее, и погода, как только мы выехали за пределы столичного региона, резко улучшилась. Едем и радуемся жизни. Однако в полной мере оценить этот позитивный момент мешает радио. Дело в том, что на обширной территории нашей страны присутствуют исключительно быдло-поп и шансон FM-волны, так что берите в дорогу свою музыку на «флэшке» или дисках. Ох, сколько нам помоев на уши вылилось! Хорошо, что в машине есть телевизор, который немного скрашивал нашу монотонную поездку. На обратной дороге даже удалось посмотреть оба матча в группе «А» Чемпионата Европы по футболу.

Едем дальше. Как я писал выше, вокруг Ельца наконец-то ввели в эксплуатацию объездную дорогу (еще в прошлом году приходилось ездить через город), поэтому до самого Воронежа доезжаем достаточно быстро: средняя скорость с момента старта составляет 87 км/ч, а средний расход упал до 5,0 л на 100 км! Фантастика какая-то! Но мы едем без климат-контроля, а на улице стало жарко, да еще и застряли в небольшом заторе на объездной – многолетний ремонт. Кстати, на обратной дороге пришлось проезжать Воронеж через город – пробка в сторону Москвы была невероятных размеров.



Бесконечное строительство объездной вокруг Воронежа


Воронеж – Ростов-на-Дону

Сразу после Воронежа, проехав 500 километров от Москвы, делаем первую остановку – на обед, после чего продолжаем движение к Черному морю, предварительно сбросив показания среднего расхода топлива. Смотрю цифры с бортового компьютера – пройдено 535 километров, до Ростова ровно столько же. Дизтоплива осталось чуть больше половины бака. Маловато. К тому же пришлось включить климат-контроль из-за невыносимой жары. Ну все, ждем увеличения потребления топлива. Но не тут-то было. Через пару часов езды после обеденного перерыва среднее значение составляет уже 4,9 л на 100 км пути. Это невероятно – с включенной климатической установкой машина стала потреблять на 0,1 л меньше!

Но радоваться все еще рано – дорога из 4-полосной резко превратилась в классическую российскую «двухполоску», и движение немного замедлилось. К тому же после перекуса меня страшно, просто невыносимо потянуло в сон, и концентрация на суперэкономичном стиле езды у меня немного притупилась. Пришлось выпить припасенную заранее банку термоядерного Burn, который достаточно быстро прояснил мое сознание (кстати, больше 1 баночки энергетиков в сутки лучше не употреблять).


Продолжаем планомерное движение к цели. Расход с места обеда по прежнему составляет скромные 4,9 л, а средняя скорость снизилась до 84 км/ч. Удивительно, но у почти 2-тонного автомобиля с 275-сильным двигателем потребление топлива меньше, чем у Lada Priora. Так что маленькие двигатели не гарантируют маленького расхода.



Расход топлива сократился до 4,9 л на 100 км. Я доволен


И вот настает ключевой момент гонки – стрелка уровня топлива закрепилась ровно на отметке половины бака. Смотрю на километровые столбы – 705 км. Исходя из этого, можно сделать неутешительный вывод, что общее расстояние, которое будет пройдено без дозаправки, составит 1410 км – на 90 меньше, чем я планировал. Однако не стоит забывать о «бонусном» запасе, который есть практически у всех автомобилей – когда стрелка ложится, машина еще способна проехать не один десяток километров. Поэтому на данный момент я расцениваю шансы победы в соревновании как 50:50. Странно, но встроенная навигация, основываясь на показании бортового компьютера, говорит, что до точки назначения топлива нам не хватит. Дура.

Ростов-на-Дону - Анапа

А вот и первая остановка ДПС-ником на каком-то неприметном посту буквально сразу же при въезде в Ростовскую область. Я вышел из машины и приготовил документы к проверке. Однако офицер задал один вопрос: «Сколько стоит этот автомобиль?». Был бы стул – я бы упал с него. Приценивается служивый. А что? Может себе позволить в качестве компенсации за сложную и опасную работу. Кстати, определить, что вы въехали в Ростовскую область, можно по белым рубашкам сотрудников ДПС: отличительная особенность формы дорожных полицейских в южных областях России.
 
На трассе в Ростовской области есть одно «засадное» место – поселок Тарасовский. Он находится на узком двухполосном участке трассы, который проходит прямо через центр населенного пункта. Естественно, машины притормаживают перед пешеходными переходами, из-за чего образуются приличные заторы в обе стороны. Кроме того, многие водители останавливаются здесь на отдых, что еще сильнее осложняет дорожную обстановку.

Пройдено 978 км. Подъезжаем к Ростову. Дорога стала холмистой, качество самого асфальта ухудшилось, и это, безусловно, сказалось на расходе – увеличение до 5,2 л. В потоке машин все чаще замечаем высунувшиеся из приоткрытых тонированных окон изумленные лица местных жителей, которые с неприкрытым интересом смотрят на наш автомобиль. Не думаю, что BMW 7-series или Mercedes S-Class вызвал бы столь бурную реакцию ростовской публики. Действительно, Jaguar XJ выглядит очень эффектно.

Между тем, в баке дизтоплива осталось лишь четверть, а еще ехать и ехать, в том числе через густонаселенные станицы Краснодарского края. Неожиданно на дороге образуется пробка – это ДПС-ники организовали «бутылочное горлышко» перед самым серьезным постом на трассе «Цукерова Балка». Удивительно, но проезжаем суровых полицейских незамеченными, и на самом экономичном ходу устремляемся в сторону Анапы. Все. Последний этап гонки. Начинается все самое интересное.



Краснодарский край


Через несколько километров съезжаем с трассы по направлению к станице Кисляковская и далее двигаемся на Ленинградскую и Тимашевск. Быстро темнеет. Осталось всего одно деление бака на 270 километров пути. Ситуация критическая. Пытаюсь ехать еще экономичнее, хотя уже некуда, а тут еще и закрытый железнодорожный переезд в Тимашевске, перед которым собралась внушительная пробка. Как раз в этот момент загорается «лампочка», а до цели 190 километров. Ремонт дороги тут еще в придачу...

Удивительно, но мы доезжаем до Славянска-на-Кубани. Стрелка уже лежит «в минусе». До цели остается 100 километров пути. Едем не дыша. Топливо может закончиться в любой момент. При этом я не знаю, что может произойти с машиной: вдруг выйдет из строя топливный насос или еще какая-нибудь важная деталь вроде двигателя.

До Анапы остается всего 40 километров, а Jaguar XJ все еще продолжает движение! Не знаю как, но мы едем, а ведь пробег к этому моменту составляет практически 1500 километров. На экране встроенной навигационной системы появляется море, но перед ним последний горный перевал, а любой подъем – это повышенный расход топлива, особенно для тяжелого автомобиля.

Итак, заключительный отрезок дистанции. Остаются считанные километры пути, как вдруг на подъеме машину начинает едва заметно подергивать. С приближением к перевалу рывки становятся сильнее, а обороты двигателя не поднимаются выше 1100-1200 об/мин. Кое-как дотягиваю до перевала, отпускаю все педали и качусь вниз к станице Гостагаевская. До Анапы остается 20 километров, но судя по показаниям одометра, я уже прошел сегодня планируемые 1500 километров. Значит, город-курорт оказался чуть дальше от Москвы, чем я рассчитывал.



До Анапы мне не хватило 1 литра топлива


Борьба пошла буквально на метры. Съехав с горы, очень медленно двигаюсь по населенному пункту. Рывки автомобиля усиливаются. Двигатель уже не способен функционировать, и мучается от нехватки топлива, как рыба, выброшенная рыбаком на горячий берег. Все. На очередном перекрестке принимаю решение остановиться и долить запасного дизтоплива. До Анапы осталось 19 километров. Итоговое время в пути со всеми остановками – 21 час.

Вместо финала

В прошлом году я не доехал до моря больше 200 километров, но в этот раз был очень близок к победе. Для реализации своей задумки мне не хватило всего 1 литра топлива. С одной стороны, это очень обидно, а с другой – 1500 километров без дозаправки я все же проехал и смог «снять» с заводских показателей экономичности больше полулитра! Значит, производитель не всегда указывает заоблачные цифры среднего расхода топлива? Или это просто Jaguar такой добросовестный?

Кто-то может подумать: «Зачем проводился этот тест, кто на Jaguar XJ будет так экономить?». Ответ очень простой: я думаю, у многих, даже почти у всех, хоть раз возникала ситуация, когда бензина остается мало, а до ближайшей заправки непонятно сколько ехать. Вот именно в этом случае можно вспомнить, что если аккуратно ехать по трассе на этом огромном бизнес-седане, то можно уложиться в средний расход 4,8-5,0 л на 100 км.



Jaguar XJ преодолел на 1 баке 1500 километров


Данный тест еще раз подтвердил, что автомобили Jaguar – это не просто красивые премиальные машины; «британцы» обладают приличным запасом прочности, что очень важно в суровых условиях российской эксплуатации. Напомню, что зимой, на новогодние каникулы, я в качестве прогулки спокойно доехал на кабриолете Jaguar XK с мягким верхом до Мурманска и обратно, и вот сейчас прошел 1500 километров без дозаправки на представительском XJ.

Спасибо всем, кто поддерживал, надеялся и верил.


Фотографии





 



Мероприятие прошло при поддержке:



Официальный партнер по заряду энергией от рассвета до рассвета – энергетический напиток Burn




Официальный партнер быстрого возращения в Москву из Анапы – производитель радар-детекторов Cobra


Официальный автомобильный партнер – британский производитель Jaguar Land Rover


 



Официальный партнер качественных фотографий – интернет-магазин Сотмаркет