Начну с того что я - из Владивостока. А Владивосток, как известно (как и остальной Приморский край) - это вотчина «правого руля» и всех его производных: разного рода «конструкторов» (привезенных из Японии и восстановленных по старым документам авто), разного рода «распилов» ну и прочих автомобильных гибридов. То, что места произрастания рыбы камбалы однозначно ассоциируются у прочих обитателей бывшего СССР с «неправильными» автомобилями - не вина нас, то есть живущего в 9 тысячах километрах от Москвы населения. Так уж сложилось что разночинные «японцы» в самых причудливых реинкарнациях - это «наше все». До сих пор, чтобы взглянуть на водителя на улицах столицы Приморья, надо перегнуться через капот - в 80% правит тот, кто справа.
Сев за руль в 1989 году на разных авто из «страны восходящей йены» наездился по самое не хочу. Чему в немалой степени способствовало тесное вовлечение в специфику местного автобизнеса: с 1994 по 2001 я плотно с этим миром общался. Желание прокатиться на какой-нибудь интересной «японке» осуществить было легко: выписал «времянку» и катайся пока не надоест. В долговременном употреблении побывали: Mazda «Capella», Subaru «Leone», Isuzu «Trooper», Isuzu «Mu», Nissan «Pathfinder», Suzuki «Escudo», LandCruiser «Prado», Camry «Prominent» и еще примерно с десяток.
Но самой первой машиной был, как ни странно, «правильный» (то есть с нормальным, левым рулем) Mercedes «Gelendewagen»: в 1990 году, когда я впервые появился на нем на дорогах Приморья, все принимали его за удачно оттюнингованный «Уазик»... Увы - отсутствие сервиса и проблемы с поиском запчастей поставили в те времена крест на продукции немецкого автопрома, хотя (накатав на нем около 100 000 километров) ни одного плохого слова я об этой машине не скажу.
Еще одним «левым» был Isuzu «Trooper», перекупленный для того чтобы мотаться по краю из официальной поставки «Приморлеспрома». Увы, сконструированный специально для нашего рынка «Траппер» на фоне уже начавшего «кашлять» «Геклендевагена» откровенно разочаровал. Отсутствие гидроусилителя и «деревянный» салон превращали неплохой в принципе внедорожник (единственный, кстати, у кого дизель заводился «с полпинка» даже лютой зимой где-нибудь в Хабаровске) в убогое «средство передвижения», а не комфортный и удобный автомобиль.
Поэтому, пересев на правый руль я потом с него и не слазил и на заре нулевых был ярым его сторонником. Не скажу, что любовь окончательно ушла (и сегодня «японцев» есть за что любить) но в 2012 году, задумавшись об очередной смене автомобиля, я вдруг решил, что на этот раз буду искать исключительно американскую машину.
Почти как у Дюма: прошло двадцать лет и Д’Артаньян постарел. Не то чтобы сами «японки» обветшали - куда там, какую не возьми, цветет и пахнет. До сих пор какой-нибудь Рено, собранный «под Калугой», выглядит на фоне правого одноклассника аки бедный родственник, прибывший из деревни Гадюкино в столицу. Но - сначала происки «вертикали власти» (когда тебя год за годом стращают - запретят не запретят - поневоле задумаешься, на что тратить честно заработанные доллары). Потом - грохнувший по всей автомобильной промышленности Японии кризис: курс йены поднялся так, что вчера еще выгодная покупка потеряла всякий смысл. Элементарное сравнение цен на аукционах однозначно подтверждало: приобрести точно такую же машину в Штатах дешевле даже с учетом более дорогого фрахта. И при том у «американки» нормальный руль и практически ни в чем не уступающая «made for Japan» комплектация...
В общем, решив в 2012 поменять машину (Toyota Prado с дизельным KZ получил расчет и убыл в неизвестном направлении) я твердо решил покупать ее в Америке. Тем более что возможностей – более чем достаточно. Осталось только определить – что я хочу и на чем мне предстоит передвигаться в ближайшие несколько лет по дорогам России.
Дело в том, что привыкнув к машине, я потом долго не хочу ее менять. Веяние моды, а также «кто на чем подъехал» для меня «рояля не играют» – главное внутреннее ощущение от авто. «Мое не мое», а кто что скажет – по барабану.
На первый взгляд исходные требования выглядели просто: требовалась надежная, с достаточным уровнем комфорта и (желательно) не слишком дорогая (как по стоимости так и в эксплуатации) машина класса того же «Прадо». Признаюсь, если бы мне в начале 2012 года предложили такой же «Прадо», как тот, который у меня отъездил без малого четверть миллиона километров, я бы, наверное, не особенно задумываясь его и взял.
Забегая вперед скажу – сегодня я такую возможность для себя даже не рассматриваю. Почему? Весь Дальний Восток ездит на «Круйзерах» (а также «Паджерах», «Муранах», «Патролах» и прочих шедеврах японского автопрома) а я публично признаюсь что никакую из этих машин я для себя как вариант даже не рассматриваю. Также ничего не хочу выбирать madeinKorea, хотя – зайди в отдел объявлений на любом автомобильном сайте – предложений сколько угодно.
Ну, самое, наверное, очевидное – дизайн. Кому как, а мне яйцеобразные формы современных внедорожников – никак. Как радовал взгляд на заре «тех самых 90х» тот же «Патрол» - в меру брутальный, в меру прогонистый, а самое главное – даже по аркам колес сразу видно, что настоящий джип. Не отставал и «Лэнд Круйзер» - никаких «зализанных» фар и прочей глянцевой глазури, все по делу, все функционально. Да, куда ни ткни – прежний «квадратный» «Прадо» у «тех кто в теме» до сих пор вызывает слезу умиления. Как и «прежний», с нормальным дизельным двигателем «Паджеро», скромный работяга «Исудзу», да и мало ли их было – хороших и очень хороших.
Было, но – увы – сплыло. Нынче почему-то в тренде сплошной гламур. Прежний «ковбой Мальборо» пересел с затянутого в сбрую мустанга на ипподромного скакуна с подстриженной «под щетинку» гривой. Я все понимаю, да «мир изменился и поезд ушел», но – птичку жалко. Пусть «офроудер» в том виде, в каком мы его привыкли воспринимать, нынче как бы практически не нужен. Но хоть стиль, стиль можно было сохранить? Увы, представить себе 200, прущий напролом сквозь кусты, как не напрягаю воображение, не получается (хотя в реальной способности проехать через вполне себе непроходимые кущи все еще не сомневаюсь). Из ваших знакомых кто-нибудь когда-нибудь ездил на «круглом» Патроле через болото? Нет, только на пляж.
Сумбурно, но общий флер понятен. Ушло из японских джипов то самое, что делало их когда символом эпохи. Той самой, наступление которой дало нам наконец возможность все эти чудеса зарубежной автотехники купить.
Кстати, теперь «про купить». Так сказать – «позишен намбе ту». Не хочу говорить про пошлины и прочий, знакомый каждому автолюбителю государственный террор, но платить за автомобиль (в том случае, если ты его покупаешь в первую очередь для утилитарных нужд, а не чтоб покрасоваться) больше полтинника - нонсенс. К сожалению, для большинства из нас уже привычный: никто (или почти никто, выбросим за скобки тех, кто в первую очередь интересуется брэндом и моделью, а не стоимостью автомобиля) не сомневается, что «если нормальный джип» - это скорее всего «за двушку».
Что меня тоже категорически не устраивало. Лично для себя я определил стоимость будущей машины в «разумные» 40 000 долларов. И лишь в крайнем случае, если «сердце вздрогнет и забьется как в 16 лет» был готов заплатить 50 000.