branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Премиум не ждут до старости

Autonews.ru поговорил с руководителем Audi в России Еленой Смирновой об особенностях национального рынка...
Премиум не ждут до старости
Премиум не ждут до старости
Российский авторынок, несмотря на значительную стагнацию, по-прежнему остается крайне привлекательным для компаний премиального сегмента. Как показывает отчет Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), премиум-класс, в отличие от бюджетных направлений, показывает устойчивый рост. Глава Audi в России Елена Смирнова рассказывает Autonews.ru об особенностях отечественного рынка и о том, почему россияне не хотят ждать старости, чтобы купить хороший автомобиль.


- В чем заключается особенность российского рынка? Чем он отличается от других европейских рынков?

- Мы оцениваем рынок по предпочтениям наших покупателей. В первую очередь, это портрет клиента. В России покупатель Audi достаточно молодой, его средний возраст – 37 лет. На европейском рынке покупатель Audi более взрослый, средний возраст – 54 года. Конечно, это определяет предпочтения клиентов. Если набросать большими мазками, то российские покупатели больше интересуются новыми технологиями, взять хотя бы тот факт, что в России практически везде есть Wi-Fi, что уже определяет какие-то особенности автомобиля. В Европе бесплатный Wi-Fi это большая редкость.
И, конечно, отличаются климатические и дорожные условия – они определяют предпочтения покупателей и продуктовую линейку. В Европе это, в первую очередь, компактные автомобили (сегмент А, В), в России огромной популярностью пользуются внедорожники. Половина всех проданных автомобилей в премиальном сегменте – это внедорожники. И, конечно, полный привод. 75% автомобилей Audi в России с полным приводом quattro.

- Инновации и внедорожные качества - кажется, под это описание в линейке Audi лучше всего подходит гибридный Q5. Пользуется ли спросом у нас такая необычная машина?

- Нет, на самом деле доля гибридных продаж в общем объеме продаж Q5 мизерная, практически незаметная. Q5 hybrid - это нишевый автомобиль, рассчитанный на тех покупателей, которые ценят экологичность, с уважением относятся к окружающей среде. Здесь важна, в том числе, и просветительская работа с людьми.

- И Audi собирается проводить такую работу? Будут ли, например, представлены на российском рынке электромобили?

- Да, Audi планирует выводить в серийное производство электромобили, причем это перспектива не десятилетий, а ближайших пяти лет. И, конечно, в России такие автомобили тоже будут представлены. Но здесь необходимы действия не только со стороны автопроизводителя, но и поддержка со стороны государства – возможно, снижение ввозных пошлин на экологичный вид транспорта. Но то, что такие автомобили придут, и будут продаваться на российском рынке – это просто вопрос времени.

- Российский рынок назван самым быстрорастущим из ключевых рынков Audi. Планируется ли появление моделей, нацеленных в первую очередь на Россию?

- Те модели, которые производит компания Audi, продаются во всех странах. Но есть такой нюанс, что некоторые модели разрабатываются, в первую очередь, с участием локальных рынков. Например, все внедорожники - Q3, Q5, Q7 – разрабатывались с участием Audi Россия. Наши техники, наши специалисты по продукту были активными участниками рабочих групп – и те нюансы, которые есть в нашей стране (дорожное покрытие, качество топлива) – они учтены при концептировании этих автомобилей.

- Намеревается ли Audi расширять линейку автомобилей, собираемых в России?

- На данный момент в России производится 5 моделей Audi (Q7, Q5, A7, A6, A8) – в ближайшие два года линейка останется такой. В дальнейшем, возможно, она расширится. Пока не могу сказать, какими автомобилями.

- Не возникает ли у компании проблем с локализацией производства? Прежде всего, с качеством российских запчастей?

- Пока тема локализации Audi не очень беспокоит, так как мы занимаемся только крупноузловой сборкой. Но это большая и интересная тема - хорошо, что в Россию приходят такие гиганты, как Magna International, которая активно вкладывается в российский рынок и локализует какие-то запчасти. К тому моменту, когда Audi начнет производить автомобили в России, я уверена, такой проблемы уже не будет.

- Часто можно услышать суждение о том, что собранные в России иномарки – «второго сорта». И контроль качества не тот и сборщики – не немцы. Приходится ли сталкиваться с тем, что клиенты выбирают модели по признаку сборки?

- Нет, у нас такой тенденции нет. У Audi любой завод подчиняется одним и тем же правилам - находится он в Мюнхене, в Братиславе или в Калуге – везде действуют одни и те же стандарты качества, одно и то же оборудование, одни и те же роботы. Сотрудники конвейера проходят одинаковое обучение. Выходное качество контролируется по единым стандартам.

- Каковы особенности маркетинга Audi в России?

- Мы гордимся тем, что являемся партнерами Олимпийских игр в Сочи. И то, что Audi инвестирует в Россию, говорит о том, что марка здесь надолго, что связывает свое развитие с российским рынком. Ровно за год до игр мы выпустили на рынок специальную серию олимпийских автомобилей – 365 машин на базе Q3, Q5 и Q7 – их дизайн был специально разработан для Олимпийских игр в Сочи. Конечно, мы не только поддерживаем сам факт Олимпиады – мы ведем активную работу со спортсменами, активную работу с нашими клиентами, предлагая не только автомобили, но и линию одежды со спортивной символикой Олимпиады, которая производится совместно с нашим партнером Bosco.

- Чем, по-вашему, можно объяснить рост премиального сегмента на фоне снижения продаж сегмента массового? В апреле общее количество реализованных легковых машин упало на 8% в сравнении с прошлым годом, а «большая тройка» немецких автопроизводителей, напротив, прибавила от 7% до 18%.

- На мой взгляд, есть два основных фактора: прежде всего, это модельная политика - выпуская автомобили в сегментах А и В, премиальный сегмент захватывает новые ниши и таким образом растет. Второй важный фактор – это различные стимулирующие программы. В первую очередь, в области финансирования - кредитные программы, страховые. Все это стимулирует клиентов массового сегмента покупать автомобили премиум сегмента. Ну, и культура потребления в России в принципе такова, что человек не готов ждать старости, чтобы приобрести себе свой первый премиальный автомобиль. Как правило, если появляются свободные средства, россиянин берет кредит и покупает приличный автомобиль.

- И не обязательно немецкий. Китайцы, корейцы предпринимают попытки пробиться в премиальный сегмент. Скажем, компания Kia выпустила представительскую модель Quoris. Как вы относитесь к таким попыткам?

- Я отношусь к таким попыткам снисходительно. Для того, чтобы стать премиальной маркой, недостаточно выпустить автомобиль в определенную цену и сказать, что теперь это тоже премиум. Все-таки премиум - это не только продукт, это история, технологии, инвестиции, это определенный имидж-дизайн. Это спортивные победы, в том числе. Я не знаю, что будет через сто лет – возможно, тройка премиальных марок как-то расширится, но пока что это три бренда.

- Однако если судить по Audi, то процесс это быстрый – ведь еще 10-15 лет назад бренд не воспринимался как премиум. Что позволило ему совершить скачок?

- В первую очередь, модельная линейка. Основной драйвер таких понятий как имидж и престиж – это продукт. Если мы вспомним, что было 15 лет назад, то это были две модели – горячо любимые россиянами, они и сейчас еще колесят по дорогам. За прошедшее время модельная линейка расширилась огромными темпами. И сейчас не то что сопоставима, а превосходит в некоторых сегментах своих конкурентов.