branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Машины чиновников дешевеют на глазах

Идея пересадить госслужащих не недорогие автомобили становится политическим трендом...
Машины чиновников дешевеют на глазах
Машины чиновников дешевеют на глазах
Похоже, что идея ограничить госслужащих в выборе служебных автомобилей становится новым политическим трендом: на рассмотрении Госдумы находится законопроект, ограничивающий стоимость машин для чиновников 3 миллионами рублей. Схожее предложение размещено на сайте «Российской общественной инициативы» оппозиционером Алексеем Навальным. Наконец, министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов предложил вообще отказаться от закупок персонального автотранспорта. Министр считает, что эту льготу нужно монетизировать, а это должно повысить прозрачность расходов чиновников.

Отказ от закупок служебных автомобилей

«Общество заинтересовано в прозрачности и подконтрольности всех видов расходов на содержание чиновников и включения их в единый фиксированный пакет материального стимулирования и оплаты труда. Сейчас люди не понимают, сколько тратится бюджетных денег на обслуживание профессиональной деятельности государственных служащих. Монетизация дает дополнительные возможности для общественно контроля за расходованием средств налогоплательщиков», - цитируют «РБК» заявление Абызова.

По мнению автоэксперта Сергея Асланяна, это был бы шаг в правильном направлении, но выглядит он чересчур утопично: «К сожалению, господин Абызов не очень внятно высказался – чего, собственно, он хочет? Понятно, что он развивает предложение Медведева, который предложил повысить денежную компенсацию для чиновников за использование личного автомобиля в служебных целях. В настоящий момент депутат получает 120 рублей в месяц, если ездит на «Запорожце», 220 – если у него «Жигули» или «УАЗ». Медведев предложил увеличить эту сумму до 3000 рублей и включить в список иномарки».

В настоящий момент депутат получает 120 рублей, если ездит на «Запорожце», 220 – если у него «Жигули» или «УАЗ».
«Идея очень хорошая. Представьте себе, что Госдума в год тратит 600 миллионов рублей на содержание автопарка (ведь государственная машина это и «казенная» страховка, и бензин, и водитель). Эти деньги можно было бы с пользой потратить в другом месте. А чиновники пусть ездят на личных автомобилях, если они у них есть. А мы им оплатим расходы по фиксированной ставке или реальному пробегу. К сожалению, это такая же утопия, как требовать от депутатов, чтобы они были честными и хорошими людьми».

Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков, напротив, раскритиковал предложение министра: «Экономически оно никак не обосновано. Это просто такое вот заявление – давайте сделаем. А какова сумма этой монетизации? А если у чиновника нет водительского удостоверения, то что ему делать? Нанимать такси на эти деньги? Кто подсчитает амортизацию, расход горюче-смазочных материалов, стоимость ТО для различных машин чиновников? Ответов на эти вопросы нет».

Служебные автомобили от миллиона до полутора

Три месяца потребовалось известному оппозиционному блогеру Алексею Навальному, чтобы набрать необходимые 100 тысяч подписей на сайте «Российской общественной инициативы» под своим проектом, запрещающим сотрудникам госкорпораций и компаний под государственным контролем покупать легковые автомобили стоимостью свыше 1,5 миллиона рублей. Теперь его предложение должно быть в обязательном порядке рассмотрено на федеральном уровне.

Госдума в год тратит 600 миллионов рублей на содержание автопарка. Эти деньги можно было бы с пользой потратить в другом месте.
«Каждое новое сообщение об автомобиле за 7,5 миллиона для Центральной базовой таможни, или автомобиле за 4 миллиона для Пенсионного фонда Чечни вводит всех в бешенство. Подойдите к любому мужику в глухом селе и спроси: ты за то, чтобы чиновникам запретили покупать машины по 6 миллионов? Мужик горячо поддержит идею, а видео его яркой, образной, эмоциональной речи соберет много просмотров на Youtube», - отмечает Навальный в своем дневнике на блог-сервисе Livejournal.

В затылок оппозиционеру дышит партия «Родина», которая также планирует разместить на сайте «Госуслуг» инициативу по запрету дорогих машин. Причем, планка будет опущена еще ниже – до одного миллиона рублей. По мнению Вячеслава Лысакова, подобные цифры выглядят совершенно необоснованно.

«Предложения господина Навального и «Родины» выглядят необоснованно. Почему миллион, почему полтора миллиона? А не 1,4 миллиона, например? Откуда вообще взяты эти цифры? Мы прорабатываем этот вопрос с привлечением экспертов, тестируем автомобили. Я, кстати, сам в прошлом являлся профессиональным автомехаником и сильно сомневаюсь, что господин Навальный разбирается в машинах. Скорее всего, знает только куда бензин заливать», - отметил депутат.

«Сомневаюсь, что господин Навальный разбирается в машинах, скорее всего – знает только куда бензин заливать»
Схожего мнения придерживается председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. По его словам, предложение Алексея Навального грешит популизмом и не решает проблемы: «Предложение слишком отдает популизмом и не решает главной задачи ограничения перефинансирования чиновников. Хорошо, мы снизим цену автомобилей до 1,5 миллиона рублей, но что мешает чиновникам увеличить количество должностей, при которых предоставляется машина, требовать увеличенных компенсаций или брать более дорогие автомобили в аренду?»

Служебные автомобили «на грани роскоши»

Лидером этой «ограничительной» гонки на сегодняшний день является законопроект Вячеслава Лысакова – единственное предложение, которое было рассмотрено Госдумой и осенью ожидает второго чтения. Депутат предлагает ограничить стоимость служебных автомобилей 3 миллионами рублей и ввести жесткий контроль над исполнением закона. Парламентарий также подчеркивает, что предел 3 миллиона не означает, что чиновники всех рангов смогут купить себе автомобили в эту сумму, так что на деле речь идет о 1,5-2 миллионах рублей. Кроме того, госслужащие дотационных регионов могут быть дополнительно «урезаны» в выборе служебных машин в сравнении с остальными.

«Чиновникам дотационных регионов слишком жирно будет не то что 3 миллиона, а даже полтора»
«Мы предлагаем 3 миллиона – и под этим есть веское основание, потому что ранее мы внесли поправки в законопроект правительства, устанавливающий планку налога на роскошные автомобили. Предлагалось взымать его, начиная с 5 миллионов рублей, теперь – с 3 миллионов. Логически продолжая идти дальше, мы решили ограничить госзакупки той же суммой. Но это не означает, что все служебные автомобили будут приобретаться по верхней границе», - отметил парламентарий.

«Одинаковые автомобили не нужны губернатору и, скажем, главному врачу. В одном случае, речь идет о машине, которая будет использоваться в представительских целях, в другом случае хватит просто хорошего автомобиля. Не должен мелкий региональный чиновник рассчитывать на автомобиль за 3 миллиона рублей. Я извиняюсь, но администрация президента ездит на Ford Focus. Тем более, когда речь идет об убыточных регионах».

«Чиновникам дотационных регионов слишком жирно будет не то что 3 миллиона, а даже полтора. Не рассчитывая на их сознательность, мы создадим механизм контроля, чтобы даже искушений таких не возникало. Все будет учтено: климат в регионах разный, машины нужны разные, стоимость нормо-часа обслуживания также разнится – для этого к обсуждению законопроекта будут приглашены эксперты», - добавил Лысаков.

«Только блондинки на государственной службе еще покупают себе служебные автомобили. Ну, может, еще силовики»
Впрочем, по мнению координатора «Синих Ведерок» Петра Шкуматова, все предложенные проекты никуда не годятся. По его словам, осторожные чиновники давно уже не покупают машины в личное пользование, а арендуют их – и проконтролировать это практически невозможно: «Все три проекта – что Навального, что Абызова, что Лысакова никуда не годятся. Только блондинки на государственной службе еще покупают себе служебные автомобили. Ну, еще может силовики. Все остальные давно перешли на аутсорсинг: собственные автопарки министерств стремительно пустеют».

«Таким образом, все эти запретительные проекты безнадежно устарели еще до принятия. К сожалению, чиновники отыскали такой нано-технологичный болт с левой резьбой, что его никак не обойдешь, прописывая ограничения. Разве что, вообще запретить чиновникам ездить на каких-либо автомобилях. Но тогда они просто сметут Кремль», - пошутил Шкуматов.

Напомним, что предложения пересадить российскую бюрократию на что-нибудь подешевле звучали не раз, однако поддержки во властных структурах они не встречали. Так, например, в 2011 году Министерство экономического развития забраковало законопроект фракции КПРФ, ограничивающий стоимость служебных автомобилей одним миллионом рублей, назвав подобное предложение необоснованным.