branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Новые правила по промилле уже работают

Закон о промилле вступит в силу осенью, но автоинспекторы действуют согласно его нормам уже сейчас...
Амнистия по промилле началась уже сегодня
Амнистия по промилле началась уже сегодня
Ноль промилле отменен – конец всем спорам, интригам и политическому противостоянию поклонников и противников старой нормы накануне положил президент Владимир Путин, подписав закон, вводящий минимально допустимое содержание алкоголя в крови – 0,16 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха. Освидетельствовать «по-новому» сотрудники ГИБДД начали с сегодняшнего дня, а это значит, что в прошлое канула целая эпоха – ведь «сага о промилле» длилась без малого четыре года. Однако автор закона, первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков, не советует водителям откупоривать по этому поводу шампанское.

«Никому не рекомендую играть в рулетку «повезет-не повезет», выпивая перед поездкой, а также доверять всякого рода «алкокалькуляторам», - заявил он в беседе с корреспондентом Autonews.ru. – Не надо ничего высчитывать: выпил – за руль не садись, прилично посидел накануне – не подходи к машине сутки. Вот и вся арифметика. Потому что, предупреждаю, с осени за нетрезвое вождение можно будет лишиться не только прав, но и свободы».

Отметим, что с 1 сентября автомобилисты, пойманными пьяными, будут платить максимальный штраф, предусмотренный «водительской» главой КоАП – 50 тысяч рублей. Для тех, кто повторно садится за руль подшофе, вводится минимальный срок административного ареста – не меньше 10 суток. Может показаться, что депутаты выбрали достаточно «толерантные» санкции, но на самом деле принятый документ готовит почву для законопроекта главы думского Комитета безопасности Ирины Яровой, который предусматривает уголовное наказание.

Новая норма уже действует

Хотя закон вступит в силу только с 1 сентября, инспекторы ГИБДД досрочно отказались от «ноля» в пользу новой нормы. Об этом говорится в заявлении замглавы главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимира Кузина, опубликованном на сайте Госавтоинспекции. Чтобы водитель был признан пьяным, алкометр должен обнаружить в его выдохе более 0,16 миллиграмма спирта. Это соответствует 0,32 промилле, хотя автор законопроекта стремится уйти от подобной терминологии.

«В законе совершенно сознательно нет таких определений как «промилле», «допустимое количество алкоголя в крови». Потому что, когда люди слышат «допустимое» - им начинает казаться, что чуть-чуть можно, главное не превысить какое-то значение. Это ошибка – нисколько нельзя», - подчеркнул Лысаков.

По словам депутата, порог на уровне 0,16 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха обусловлен учетом тройной погрешность приборов. Такую норму приняли для того, чтобы совершенно точно исключить ошибку измерений: «Так принято в науке метрологии. То есть, если одну погрешность – алкометра – мы знаем точно, то погрешность, которая вносится температурой или составом воздуха, мы знать не можем. Чтобы «перекрыть» ее, используется тройная погрешность: 0,16 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха. Таким образом, в законе присутвует здравый смысл и научность».

Амнистия для «лишенцев»

Пожалуй, одним из главных следствий подписания закона станет то, что уже с сегодняшнего дня водители, лишенные прав менее чем за 0,16 мг алкоголя на литр выдыхаемого воздуха, могут обращаться в суд и требовать апелляции. А таких автомобилистов, по данным депутата Госдумы Антона Белякова, хватает – почти каждый десятый, лишенный прав по этой статье. Такое право незаслуженно наказанным дает вторая часть статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

«Этот закон, безусловно, улучшает положение граждан, способствует справедливости, - отметил Лысаков. – С момента его подписания водители имеют право обратиться в суд и ходатайствовать о возврате им водительских удостоверений, при условии, что они были лишены их менее чем за 0,16 мг. Также закон способствует борьбе с коррупцией в рядах ГИБДД – теперь не будет такой ситуации, когда гражданин, принявший лекарства, выпивший квас и так далее, вынужден лезть в карман, чтобы дать взятку инспектору. Кроме того, были сбалансированы все санкции».

Прощай, «времянка»

Еще одно нововведение, вступающее в силу с сегодняшнего дня, - отказ от временных удостоверений, которые канули в лету вслед за простой рукописной доверенностью и талоном техосмотра. Теперь даже наездив на лишение, водитель продолжит управлять машиной по обычному ВУ до окончания рассмотрения его дела в суде. А отсчет срока исполнения наказания начнется со дня сдачи документа в ГИБДД. Если же автомобилист права не сдаст и вновь попадется инспекторам, его ждет штраф 30 тысяч рублей и принудительное изъятие прав.

«Очень много жалоб на них, на эти «времянки». Например, у водителя изъяли права, передали дело в суд, но временное удостоверение действительно только 2 месяца. Через два месяца, если документы от ГИБДД не приходили (а мы знаем, как зачастую работает Почта России), эту «времянку» ему никто не продлевал. ГАИ не продлевало, потому что это вне их компетенции, а суды, не имея на руках документов, просто отказывались разговаривать на эту тему. Получалось, что человек без приговора суда был уже лишен возможности ездить на автомобиле. Это несправедливо», - подчеркнул Лысаков.

Ездить можно быстрее, а нарушать станет дороже

Хотя принятый закон, в первую очередь, позиционируется как «справедливый автомобильный сухой закон», его автор, на самом деле, убежден, что нетрезвые водители не такая уж большая проблема. Хотя тяжесть «пьяных» аварий, как правило, высока - в процентном соотношении они сильно уступают другим причинам роста смертельной статистики: плохим дорогам и наплевательскому отношению к ПДД.

«Удельный вес пьяных аварий в общей статистике невысок – 6,5% - 7%. В то время как из-за скверного состояния дорожного полотна (отсутствии разметки, освещения и так далее) гибнет 20%. А оставшиеся 70% печальной статистики - это самые обычные граждане, которые просто наплевательски относятся к соблюдению правил дорожного движения», - заявил первый зампред комитета Госдумы по госстроительству.

Чтобы призвать к порядку «хронических» нарушителей ПДД, в законе прописана т.н. «прогрессивная шкала штрафов» - каждое последующее нарушение обойдется дороже предыдущего. Санкции будут расти за проезд на красный свет (повторный проезд на запрещающий сигнал в течение года обойдется в 5000 рублей либо в лишение прав на 6 месяцев) и превышение скорости. Впрочем, для любителей быстрой езды есть и хорошая новость – за превышение от 10 до 20 км/ч с сегодняшнего дня больше не выписываются штрафы.

«Санкции начинаются от 40 до 60 км/ч. Как было 1000-1500 рублей штрафа, так оно и остается. Но с поправкой: если повторно, то штраф становится двойным. Превышение от 60 до 80 км/ч – сейчас 2500 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев. Остается так же. Но если повторно в течение года, то лишение прав на год. Наконец, от 80 км/ч и выше – 5000 рублей или лишение прав на полгода. Если повторно – лишение прав на год. Я считаю это справедливым», - подчеркнул Лысаков.

Кроме того, закон поднимает минимальный штраф со 100 до 500 рублей и увеличивает наказания за ряд нарушений – таких как передача управления лицу, не имеющему водительских прав, пересечение железнодорожных путей вне переезда, движение задним ходом по автомагистрали – и так далее. Все законодательные нововведения, касающиеся водителей, в нашей таблице: