branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

У Чечни отберут автомобильные льготы

Министр финансов Антон Силуанов раскритиковал низкий транспортный налог и излишнюю автомобилизацию местных чиновников...
Чечня – чемпион. Подобным титулом республику «наградил» министр финансов Антон Силуанов, но говорил он не о достижениях местных спортсменов в борьбе или боксе, а о расходах бюджета на содержание чиновников. Точнее, об их служебных автомобилях: выяснилось, что если в среднем количество легковых машин на балансе госорганов составляет 0,06 на одного служащего, то в Чеченской республике это показатель повышается до 0,27. Кроме того, министр раскритиковал низкий транспортный налог на Северном Кавказе, размер льгот по которому составляет 3,2 миллиарда рублей. «Налоговая отдача с одного транспортного средства в СКФО - 460 рублей, а в России в целом - 2 тысячи рублей с машины. Есть возможность для оптимизации», - резюмировал чиновник.

С таким выводом согласны и эксперты. Главный вопрос – какие теперь последуют меры, и будут ли они вообще. Так, например, радиоведущий Сергей Асланян убежден, что высказывания министра можно отнести к категории риторических: «Не так давно проскочила интересная цифра. Оказывается, в год на содержание автопарка Госдумы государство тратит 650 миллионов рублей. И как-то на этом фоне все остальное выглядит мелкими гарнирными объедками. Не с того конца начинаете, господа. К тому же, не Силуанову решать, кто и на чем будет ездить в Чечне», - заявил он в беседе с корреспондентом Autonews.ru.

«Не совсем понятно, как на это отреагируют кавказские чиновники».
Глава «Синих ведерок» Петр Шкуматов, напротив, считает, что заявление Силуанова можно принять за сигнал к действию: «Выступление такого ранга чиновников никогда не бывает просто частным мнением, это выражение согласованной позиции – ребятам дают понять, что федеральный центр ими недоволен. Кстати, намечается целая тенденция к экономии: вон, Минфин недавно заявил, что придумал способ сэкономить миллиард рублей на социальном секторе».

«Не совсем, правда, понятно, как на это отреагируют кавказские чиновники. Мне всегда было это интересно: они там живут достаточно изолированно и какой-то своей жизнью. Есть вариант, что они просто покивают головами, мол, мы вас услышали – и все. Потому что до тех пор, пока не будет четко выраженной суммы, которую ведомство может потратить на обслуживание самого себя (исходя из бюджета ведомства), ограничить чиновников достаточно проблематично. Мы так и будем иметь все эти перелеты бизнес-классом и обучение за границей», - отметил эксперт.


Тема необоснованных расходов чиновников на транспорт в последнее время поднимается все чаще. Громким скандалом, например, обернулась попытка властей республики Дагестан заказать через сайт госзакупок четыре внедорожника Toyota Land Cruiser 200 на общую сумму в 13 миллионов рублей. Различные идеи того, как можно обуздать бюрократов, тяготеющих к люксовым автомобилям за казенный счет, высказываются как со стороны оппозиции, так и депутатов Госдумы – можно сказать, что сформировался новый политический тренд.

Свои предложения на этот счет озвучили кандидат на пост мэра Москвы Алексей Навальный и министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, но лидером «ограничительной» гонки стал первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков – он представил законопроект, который уже был рассмотрен в первом чтении.

Депутат предлагает ограничить стоимость служебных автомобилей 3 миллионами рублей и ввести жесткий контроль над исполнением закона. Парламентарий также подчеркивает: предел 3 миллиона не означает, что чиновники всех рангов смогут купить себе автомобили в эту сумму, так что на деле речь идет о 1,5-2 миллионах рублей. Кроме того, госслужащие дотационных регионов могут быть дополнительно «урезаны» в выборе служебных машин в сравнении с остальными.

«Чиновникам дотационных регионов слишком жирно будет не то что три миллиона, а даже полтора. Не рассчитывая на их сознательность, мы создадим механизм контроля, чтобы даже искушений таких не возникало. Все будет учтено: климат в регионах разный, машины нужны разные, стоимость нормо-часа обслуживания также различна – для этого к обсуждению законопроекта будут приглашены эксперты», - подчеркнул Лысаков.

«Что в этом такого? Они же хотят всех ссадить с машин, пусть и начнут с себя».
Впрочем, по мнению председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, есть более действенный и куда более простой способ решить проблему – отказаться от персональных служебных автомобилей для чиновников: «Простой рецепт: персональные машины должны закрепляться только за выборными должностями. То есть, раз уж народ выбрал – ну, может позволить купить машину. А все остальные чиновники пусть ездят на личных автомобилях, на метро или автобусах. Что в этом такого? Они же хотят всех ссадить с машин, пусть и начнут с себя».

«Максимум, что можно позволить ведомству, это держать разгонный парк машин. Или поступать как депутаты Госдумы – заключать контракт с какой-то компанией и вызывать автомобили. Этот вопрос должен быть решен радикально, потому что если это отдать на откуп субъектам федерации – чиновники найдут лазейку обойти любой запрет», - подчеркнул он.

Существует еще одно альтернативное решение вопроса: чиновников можно пересадить на машины отечественного производства. Идея была «реанимирована» после того, как прошлой осенью объявили о разработке лимузина для президента Владимира Путина. В настоящее время работы проводятся по программам «Кортеж» (автомобили для первых лиц) и «Монолит» (президентский лимузин).

Взяться за разработку массовой машины для бюрократии (какой в свое время была «Волга»), готова группа ГАЗ. По словам ее владельца Олега Дерипаски, у ГАЗа уже есть определенные наработки. Но вот удастся ли государству сэкономить при таком подходе – вопрос открытый. Сам Дерипаска назвал создание нового автомобиля для чиновников «недешевым удовольствием».