branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Лимузин №1 создадут с нуля

От реинкарнации советских лимузинов отказались в пользу совершенного нового автомобиля...
Ровно год прошел с момента, как Управление делами президента РФ заявило о готовности руководства страны пересесть с представительских иномарок на российские автомобили высшего класса, и наконец-то на днях был объявлен будущий разработчик лимузинов: им стал ФГУП «Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (НАМИ). Причем в документе, подписанном премьер-министром Дмитрием Медведевым и опубликованном на сайте правительства, отмечено, что речь идет не о единичной машине, а о создании модульной платформы для выпуска различных транспортных средств в рамках проекта «Кортеж».

Пресс-служба института пока что отказывается от комментариев. «Мы не разглашаем составляющие проекта до заключения договора с Минпромторгом», - заявил Autonews.ru замгендиректора по связям с общественностью Андрей Гармай. Однако кое-какие подробности все же просочились в прессу: как сообщает «Газета.Ru», внешним видом «кортежных» автомобилей займется компания «Русский автомобильный дизайн» (РАД), разработавшая облик ё-мобиля.

По словам одного из основателей РАД Юрия Черненко, технические характеристики автомобилей пока не определены. Известно лишь, что они будут оснащаться 8- и 12-цилиндровыми двигателями. Он также отметил, что работы будут вестись с привлечением частных инвесторов. То есть, «Кортеж» не будет закрытым государственным проектом – в дальнейшем эти машины поступят в продажу на гражданский рынок.

Напомним, что на участие в проекте, общая стоимость которого составляет 18,4 млрд руб., претендовали сразу три компании: «ЗИЛ» (совместно с «Депо Зил»), еще в 2012 г. представивший модель 4112Р ; «Группа ГАЗ», также создавшая прототип, но не показавшая его широкой публике; ФГУП НАМИ совместно с Marussia Motors. Последние, в отличие от конкурентов, предлагали не готовый образец, созданный при помощи еще советских заделов в области «лимузиностроения», а разработку машины с чистого чертежного листа.

По слухам, президент Владимир Путин осмотрел один из готовых лимузинов, и тот не произвел на него впечатление. Возможно, сыграло роль и обилие деталей иностранного производства. Дело в том, что «Группа ГАЗ» фактически предложила разместить отечественную бронекапсулу на американском шасси, а проект «ЗИЛа», хоть и был более самостоятельным, выявил значительные утраты в производстве полного цикла. Например, не выпускаются больше оригинальные 16-дюймовые шины «Гранит», некому заказать автоматическую коробку передач, не говоря уже про электронику – ABS и ESP – которая стала массово применяться в автомобилестроении уже после развала Советского Союза.

Таким образом, предложение «НАМИ» создать автомобиль «с нуля» выглядело наиболее рациональным. Но автоэксперт Сергей Асланян считает, что этот путь может занять десятилетия и не дать результата: «То есть результат будет, но машины не будет. 18 миллиардов рублей будут освоены до копейки, все, кто только можно, нагреют на этом руки – это и будет результатом. В принципе, задача поставлена правильно: стыдно ездить на «Мерседесе», когда ты глава страны у которой вроде как есть автопром, но реализация никуда не годится».

«Но вот незадача: Горчаков, который и делал все правительственные ЗИЛы, сейчас трудится на ГАЗе в Нижнем Новгороде. Он носитель традиции, но не отдадут же деньги на частный завод. Нет, вместо этого их переведут в государственный ФГУП НАМИ. Кто его возглавляет? Нагайцев. Кто он такой? Топ-менеджер АвтоВАЗа. То есть, уровень ясен. Так что, сколько десятилетий у нас впереди есть, столько мы будем строить этот правительственный лимузин», - заявил он в разговоре с корреспондентом Autonews.ru.

Отметим, что идея создать отечественный лимузин для президента с течением времени трансформировалась в умах российских производителей чуть ли не в главную движущую силу всего автопрома. Так, например, владельца группы «Базовый элемент» Олег Дерипаска заявил о готовности «Группы ГАЗ» разработать не только роскошный автомобиль для первых лиц, но и массовую машину для рядовых российских бюрократов – такую, какой в свое время была «Волга». Не отстают от чиновников и силовики – в марте этого года было объявлено о создании совместной рабочей группы из числа специалистов МВД России и российской автомобильной промышленности для создания специального автомобиля для силовых структур.