Октябрьская путаница: что на самом деле случилось с ОСАГО
В последнее время было слишком много разговоров об ОСАГО. Власти несколько раз увеличивали лимиты выплат по европротоколу, Российский союз автостраховщиков (РСА) предложил изменить систему
расчета коэффициентов для автовладельцев, а Центробанк то и дело говорил о неизбежном росте тарифов, намеченном на 1 октября. Запутаться оказалось несложно.
Источники Autonews в российских регионах рассказали, что с началом октября отдельные страховые компании прекратили выписывать полисы ОСАГО под предлогом «ревизии бланков»: клиентам рекомендовали озаботиться оформлением страховки в сентябре – до того, как предполагаемые поправки вступят в силу. На деле же региональные отделения ждут отмашки московских офисов, которые прямо сейчас пытаются разобраться в хитросплетениях страхового законодательства.
Фактически, произошло следующее. В июле 2014 года председатель Банка России Владимир Чистюхин пообещал увеличить базовый тариф, на основании которого рассчитывается итоговая стоимость полиса ОСАГО. При этом вместо действующего последние 10 лет единого тарифа в размере 1980 рублей Чистюхин заговорил о введении понятия «тарифного коридора». Это означает, что страховые компании получат право выбирать нужный им тариф в зависимости от ситуации. Чтобы не давать компаниям слишком много свободы в действиях, такой коридор обещали ограничить. В то же время, даже нижняя планка коридора должна была стать выше существующего тарифа на 24 процента.
«Все время обсуждения повышения тарифов Центробанк говорил, что на 25-30 процентов вырастут не базовые ставки, а итоговая стоимость полиса для автовладельцев, - высказал свою версию эксперт Ассоциации по защите прав автострахователей Дмитрий Садовский. – Подразумевалось не только изменение базового тарифа, который составлял 1980 рублей, но и изменение территориальных коэффициентов для убыточных регионов, где страховщики работают себе в минус».
Вместо этого Центробанк не стал корректировать коэффициенты, ограничившись простым инициативу РСА по установлению новых категорий опытности водителей для рассчета коэффициентов, - продолжает эксперт по защите прав автострахователей. – В итоге документ может вернуться обратно на пересмотр в ЦБ, и вся история пойдет по второму кругу».
По запросу Autonews.ru ведущие страховые компании подтвердили, что не применяют новые ставки при расчете тарифа ОСАГО для новых клиентов. В то же время, игроки подчернкули, что внедрят новую систему сразу, как только (и если) ее утвердят официально. «Еще на прошлой неделе стало понятно, что 1 октября часть страховых компаний встанет. Я вообще не понимаю, как можно работать в таких условиях, - заявил Садовский. – Страховщики не могут заключать договоры по новым ценам, так как тарификатор не утвержден, и не могут заключать договоры по старым правилам, так как предельная сумма компенсации должна быть равна 400 тысячам – это безвыходная ситуация. При этом новый европротокол, который позволяет обращаться к ним без справок за суммой до 400 тысяч, тоже не работает, так как нет технической документации, которая бы регламентировала, какими средствами это все будет фиксироваться. В общем, по-новому мы пока не живем».
Антон Погорельский
Фото: Павел Лосевский / Fotobank
Источники Autonews в российских регионах рассказали, что с началом октября отдельные страховые компании прекратили выписывать полисы ОСАГО под предлогом «ревизии бланков»: клиентам рекомендовали озаботиться оформлением страховки в сентябре – до того, как предполагаемые поправки вступят в силу. На деле же региональные отделения ждут отмашки московских офисов, которые прямо сейчас пытаются разобраться в хитросплетениях страхового законодательства.
Фактически, произошло следующее. В июле 2014 года председатель Банка России Владимир Чистюхин пообещал увеличить базовый тариф, на основании которого рассчитывается итоговая стоимость полиса ОСАГО. При этом вместо действующего последние 10 лет единого тарифа в размере 1980 рублей Чистюхин заговорил о введении понятия «тарифного коридора». Это означает, что страховые компании получат право выбирать нужный им тариф в зависимости от ситуации. Чтобы не давать компаниям слишком много свободы в действиях, такой коридор обещали ограничить. В то же время, даже нижняя планка коридора должна была стать выше существующего тарифа на 24 процента.
«Все время обсуждения повышения тарифов Центробанк говорил, что на 25-30 процентов вырастут не базовые ставки, а итоговая стоимость полиса для автовладельцев, - высказал свою версию эксперт Ассоциации по защите прав автострахователей Дмитрий Садовский. – Подразумевалось не только изменение базового тарифа, который составлял 1980 рублей, но и изменение территориальных коэффициентов для убыточных регионов, где страховщики работают себе в минус».
Вместо этого Центробанк не стал корректировать коэффициенты, ограничившись простым инициативу РСА по установлению новых категорий опытности водителей для рассчета коэффициентов, - продолжает эксперт по защите прав автострахователей. – В итоге документ может вернуться обратно на пересмотр в ЦБ, и вся история пойдет по второму кругу».
По запросу Autonews.ru ведущие страховые компании подтвердили, что не применяют новые ставки при расчете тарифа ОСАГО для новых клиентов. В то же время, игроки подчернкули, что внедрят новую систему сразу, как только (и если) ее утвердят официально. «Еще на прошлой неделе стало понятно, что 1 октября часть страховых компаний встанет. Я вообще не понимаю, как можно работать в таких условиях, - заявил Садовский. – Страховщики не могут заключать договоры по новым ценам, так как тарификатор не утвержден, и не могут заключать договоры по старым правилам, так как предельная сумма компенсации должна быть равна 400 тысячам – это безвыходная ситуация. При этом новый европротокол, который позволяет обращаться к ним без справок за суммой до 400 тысяч, тоже не работает, так как нет технической документации, которая бы регламентировала, какими средствами это все будет фиксироваться. В общем, по-новому мы пока не живем».
Антон Погорельский
Фото: Павел Лосевский / Fotobank