branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Самые громкие переходы в Формуле-1

Как чемпионы мира меняли команды, и что у них получалось на новом месте...
Самые громкие переходы в Формуле-1
Действующий чемпион мира Формулы-1 Себастьян Феттель заключил трехлетний контракт с Ferrari. Немец присоединится к «красным» в следующем году – после 15 лет в гоночной программе Red Bull. Autonews.ru вспомнил еще семь случаев, когда титулованные пилоты переходили к конкурентам на пике формы.

Прост в Ferrari


В 1989 году Ален Прост выиграл третье чемпионское звание в составе McLaren и ушел из команды, которая взяла четвертый титул за пять лет. Француз перешел к злейшим врагам McLaren – в Ferrari. Но сам пилот вряд ли был в восторге от такого перехода. На протяжении многих лет француз был любимчиком команды из Уокинга, приносил ей победу за победой и справедливо считался одним из лучших пилотов поколения. Все изменилось, когда в McLaren пришел Айртон Сенна.

Бразилец мгновенно влился в коллектив и смог завоевать симпатии сотрудников и болельщиков – всеобщая любовь перешла от уравновешенного и расчетливого Проста к более эмоциональному напарнику. И если сезон-1988 партнеры провели достаточно ровно, то в следующем году отношения испортились: пилоты перестали разговаривать друг с другом, а на трассе дело дошло до столкновений. Не желая тратить время на внутрикомандные интриги, Прост ушел в Ferrari, хотя Scuderia не скрывала, что предпочла бы нанять Сенну.

Два года в итальянском коллективе принесли Просту множество сходов и разочарований, а интриг в Ferrari оказалось еще больше, чем в McLaren. Пока Ален боролся с недостаточно быстрой машиной и кланами среди инженеров и механиков, Сенна выиграл еще два титула. По окончании сезона-91 Прост и Ferrari окончательно разочаровались друг в друге. Гонщик прилюдно раскритиковал команду, назвав гоночную машину «грузовиком» - команда обиду не стерпела и мгновенно уволила чемпиона. Весь 1992 год Прост продолжал получать от Ferrari зарплату за то, что не выступал за конкурентов. В сезоне-1993 Ален вернулся в Формулу-1 и выиграл свой четвертый титул. В составе Williams.

Сенна в Williams


Пока Прост ругался с Ferrari, его соперник Айртон Сенна мечтал уйти из McLaren. Команда из Уокинга подарила бразильцу три титула и пять лет носила гонщика на руках. Но когда выигрывать Гран-при начали конкуренты из Williams, бразилец признался, что готов выступать там хоть бесплатно. Перейти в Williams в сезоне-93 не получилось: в команду перебрался Ален Прост, в контракте которого была прописана возможность наложить вето на приглашение Сенны. Айртон едва не покинул чемпионат мира – в 1993 году McLaren пришлось заключать с бразильцем краткосрочные договоры, раз за разом убеждая проехать еще хоть одну гонку. А потом еще одну. И еще.

Мечта Сенны исполнилась в 1994-м: после шести лет в McLaren Айртон, наконец, оказался в Williams. Прост освободил место сопернику добровольно – Ален завершил карьеру, а партнером бразильца по команде стал недавний новобранец Дэймон Хилл. В таких условиях Сенна был просто обязан выигрывать четвертый титул, но в начале сезона спортсмен вчистую проиграл Михаэлю Шумахеру – две гонки подряд. На Гран-при Сан-Марино история завершилась досрочно: бразилец попал в аварию и погиб.

Шумахер в Ferrari


Сейчас в это сложно поверить, но каких-то 20 лет назад слова «Шумахер» и «Benetton» были синонимами. На синих болидах Benetton немецкий гонщик выиграл 19 гонок и два чемпионских титула – в 1994 году спортсмен стал самым молодым чемпионом в истории Формулы-1. А уже в следующем сезоне автоспортивный мир узнал о самом дорогом контракте в автогонках – Ferrari переманила единственного на тот момент чемпиона мира, предложив Шумахеру рекордную зарплату в 25 миллионов долларов в год.

Вместе с Михаэлем в Ferrari ушли технический директор Росс Браун, главный конструктор Рори Бирн и еще несколько инженеров. По сути, в Италии был создан свой «мини-Benetton», построенная вокруг Шумахера команда единомышленников. Строго говоря, Михаэль не столько перешел в Ferrari, сколько создал ее заново: до «Красного барона» Scuderia не могла выиграть титул на протяжении 21 года. Шумахер выводил команду на вершину четыре сезона. Все это время титулы выигрывали другие люди, а Михаэль ждал, чтобы в 2000 году начать невероятную серию из пяти чемпионских званий подряд. На данный момент это единственный случай, когда последняя команда сильнее ассоциируется с чемпионом, чем та, где он выиграл свой дебютный титул.

Хилл в Arrows


Возможно, самый нелепый переход чемпиона мира в другую команду. Дэймон Хилл отдал Williams пять лет: начал с должности тест-пилота, потом стал «подносчиком снарядов» для Проста и Сенны, а затем сам вышел на первые роли, чтобы бороться за чемпионство с Шумахером. В 1996 году британец, наконец, выиграл свой первый титул и тут же запросил повышения зарплаты. В Williams подобного не любят: команда всегда была известна тем, что ставит машину выше пилота, считая, что на достойном болиде выигрывать могут многие.

На место Хилла взяли более дешевого Хайнца-Харальда Френтцена, а Дэймон остался без места. На тот момент вакансии во всех топ-командах были заняты, так что британцу не оставалось ничего другого, кроме как согласиться на предложение аутсайдеров из Arrows. Так Хилл оказался автором одного из самых неожиданных переходов в Формуле-1: предположить, что чемпион мира перейдет в команду, завершившую предыдущий сезон на девятом месте из 11, не мог никто.

Ситуация оказалась не настолько безнадежной, как многие представляли. В преддверии 1997 года Arrows начал сотрудничество с шинной компанией Bridgestone, что помогло команде опередить многих конкурентов, а на Гран-при Венгрии Хилл едва не сотворил сенсацию, лидируя в гонке практически до самого финиша. Под конец Дэймон все же уступил первую строчку пилоту Williams, но даже вторая позиция стала лучшим результатом Arrows за всю историю команды. Год спустя Хилл перешел в Jordan – впрочем, это уже совсем другая история.

Райкконен в Ferrari


Переход Кими Райкконена в Ferrari был секретом Полишинеля добрые два года. О неизбежности контракта финна с итальянской командой заговорили в 2004 году – сам трансфер состоялся в конце 2006-го. Было ли все предрешено изначально, или обстановку накаляли менеджеры Райкконена, доподлинно неизвестно – так или иначе, в нужный момент других претендентов на место Шумахера в Scuderia на горизонте не оказалось.

За рулем McLaren Райкконен выиграл девять гонок, а также заработал репутацию невероятно быстрого, но невезучего пилота – многие победы ушли от финна по вине постоянно отказывающей машины. Устав от вечных поломок, Кими перебрался в Ferrari. В 2007 году спортсмен провел один из своих самых скучных сезонов: никаких аварий, минимум адреналина. По иронии судьбы, именно такой подход принес Райкконену титул: на финише сезона финн опередил преследователей из McLaren на одно очко, став первым и пока последним пилотом, которому удалось привести Ferrari к победе после Шумахера.

Роман Кими со Scuderia закончился также бесславно, как у Алена Проста: в конце сезона- 2009 финн досрочно покинул конюшню, после чего еще целый год получал зарплату за то, что не выступал за конкурентов.

Алонсо в McLaren


Сообщение об уходе Фернандо Алонсо из Renault произвело эффект разорвавшейся бомбы. Испанец только что выиграл свой первый титул в карьере, вместе с командой прошел через борьбу с превосходящим соперником и бесконечные препоны FIA – и сразу после этого переметнулся к конкурентам. О контракте с McLaren было объявлено заранее – больше чем за год до непосредственно перехода. После официального анонсирования Алонсо провел в Renault полный сезон и выиграл второй титул. Сложно представить, каким профессионализмом и самообладанием должны были обладать все члены команды, чтобы продолжать поддерживать пилота, который вот-вот уйдет в соперничающий коллектив.

К сожалению для Алонсо, его взаимоотношения с McLaren не сложились. Будучи в Renault, испанец привык к неоспоримому статусу первого пилота и отсутствию конкуренции в своей команде. На новом месте такого варианта Фернандо предложить не смогли: Алонсо пришлось соперничать с дебютантом Формулы-1 Льюисом Хэмилтоном, который нередко оказывался быстрее напарника. В конце сезона стороны расторгли контракт по обоюдному согласию – и Фернандо вернулся в Renault.

Хэмилтон в Mercedes AMG


Льюис Хэмилтон – это новый тип гонщика. Спортсмен вошел в программу поддержки молодых пилотов McLaren в раннем возрасте и с тех пор пользовался неукоснительной поддержкой команды: быстро проходил сквозь юниорские гоночные серии, а в 2007 году получил место призового пилота в Формуле-1. Хэмилтон сходу выжил из коллектива Фернандо Алонсо, а в сезоне-2008 взял свой первый титул – казалось, такую идиллию не может нарушить ничто.

Владелец McLaren уже пообещал Хэмилтону подарить его любимый суперкар McLaren F, но перед этим Льюис должен был одержать три победы в чемпионате. Все закончилось в 2012-м. За четыре года, прошедших после первого титула, Хэмилтон ни разу не становился первым – британцу мешала ненадежность, недостаточный темп болида и общее отставание McLaren от конкурентов. Последней каплей стала невозможность забирать трофеи домой: все призовые кубки в McLaren оставляли себе, отдавая гонщикам копии.

Сезон-2013 Хэмилтон начал в Mercedes AMG: новая команда сулила Льюису больший заработок и перспективу выступать в самой обеспеченной и технически оснащенной команде современности. Расчет оправдался: победы пришли сразу, а в сезоне-2014 Хэмилтон лидирует в чемпионате пилотов. Звучит нелепо, но сразу после объявления о переходе обозреватели крутили пальцем у виска – McLaren казался непотопляемым столпом Формулы-1, тогда как Mercedes AMG третий год боролась с детскими болезнями и не могла выбраться из середины пелотона. Пожалуй, маневр Льюиса стоит признать одним из наиболее дальновидных в современной Формуле-1.

Феттель в Ferrari


Последний, а потому самый интересный трансфер, происходит на наших глазах: Себастьян Феттель прерывает 15-летнюю историю выступлений в Red Bull и переходит в Ferrari. Несмотря на четыре титула, 39 побед и 66 подиумов, Red Bull Racing не могла осуществить мечту своего пилота: стать Михаэлем Шумахером. С самого детства спортсмен болел за своего соотечественника: Шумахер стал символом Формулы-1 и эталоном победителя. В комнате маленького Себа плакат Михаэля висел рядом с постером Бритни Спирс – оба казались недостижимыми. Спустя каких-то десять лет Феттель будет опережать Шумахера в очной борьбе, а потом они вместе отправятся отмечать титул Себа и защищать честь сборной Германии на Гонке чемпионов.

О своем уходе из Red Bull Racing Феттель объявлял со слезами на глазах. Компания начала поддерживать Себастьяна, когда тому было 11 лет, вместе они завоевали первую победу и первое чемпионство – в конце концов, «Ред Буллу» Феттель отдал свою юность, лучшие годы и феноменальную работоспособность. Впереди у Себа «вызов Шумахера»: вытащить Ferrari из кризиса, полностью перестроить команду и придать ей такой победный импульс, чтобы коллектив выигрывал и без Феттеля в машине. Прямо сейчас задача кажется невыполнимой – впрочем, то же самое говорили и в 1995-м, когда о своем переходе в стан «красных» объявил Михаэль.

Сможет ли Себастьян стать новой иконой автоспорта, или история Феттеля в Ferrari закончится также быстро, как Алонсо в McLaren, не знает никто. В одном можно быть уверенным: поклонники Формулы-1 выиграют в любом случае.

Антон Погорельский
Фото: Global Look Press / Depositphotos.com