Вымирающий вид: 5 спорткаров, о которых мало кто знает
Европе нужны только экологически чистые автомобили. Такое впечатление может сложиться из-за бесконечного роста налогов на мощные машины, появления новых марок электромобилей и роста спроса на компактные модели. Тренд налицо: суперкары Старого Света превращаются в вымирающий вид, континент неотвратимо пересаживается на малолитражки и нерасторопные электрокары. Между тем, неравную борьбу за мощность и скорость продолжают десятки компаний по всей Европе. Это маленькие фирмы, которые не претендуют на крупные тиражи и не идут на поводу у рынка. Autonews.ru собрал 5 производителей спорткаров из Старого Света, благодаря которым Европа все еще задает моду на очень быстрые машины.
На первых порах компания занималась тюнингом Porsche, но затем начала перерабатывать готовые машины и ставить на них свой шильдик. Первыми моделями под брендом Studiotorino стали родстеры RK и R Spyder, построенные на базе Porsche Boxter. Самый быстрый автомобиль итальянской марки появился в 2006 году: взяв за основу Porsche Cayman, инженеры соорудили RK Coupe, разгоняющийся до 304 км/ч и набирающий 200 км/ч за 13 секунд.
Для описания своих купе и родстеров Studiotorino предпочитает слово bespoke – этот термин чаще используют при рассказе об итальянских портных, которые шьют костюмы на заказ. Автопроизводитель также упирает на ручную работу и индивидуальный подход: и RK Coupe, и RK Spyder не получат более 49 экземпляров. Такую планку в Studiotorino установили сами, чтобы не размывать ценность бренда и сохранить ощущение раритета для каждой выпущенной машины. На данный момент квота еще не выбрана, так что купить новое купе за 220 тысяч евро можно напрямую у производителя.
Главным заказчиком в истории Studiotorino стал саудовский принц Халед бин Аль-Валид, по заказу которого компания разработала дизайн-проекты кастомных версий Bugatti Veyron и Audi A8. Монарх настолько впечатлился результатом, что поручил туринцам разработать автомобиль с нуля: так Studiotorino оказалась среди авторов кроссовера Gazal 1 KSU, провозглашенного «первым автомобилем из Саудовской Аравии». В 2017 году в королевстве должно начаться серийное производство этой машины под брендом Gazal.
Последняя спортивная разработка Studiotorino – модель Moncenisio, созданная на базе Porsche Cayman S Type 981. В отличие от предшественников, предельный тираж этого спорткара будет ограничен на отметке в 20 экземпляров. Компания принимает заказы с марта 2014 года.
В 2011 купе M15 сняли с продажи: ему на смену пришел гиперкар M600, который попал на орбиту Bugatti Veyron. Максимальная скорость в 362 км/ч, 650 л. с. – такие числа больше подходят для мира Формулы-1, чем для гражданских автомобилей. Впрочем, Ли Ноубл в проекте уже не участвовал: инвесторы выкупили у инженера компанию в 2008 году. После этого британец уехал в Варшаву, где основал первого производителя спорткаров в Польше – фирму Arrinera Automotive. Судя по всему, последняя разработка Ноубла под названием Arrinera Hussarya рассчитана на соперничество с M600: спорткар будет набирать «сотню» за 3,2 секунды, а максимальная скорость сможет достигать 340 километров в час. При этом Hussarya в базовой комплектации обойдется покупателям всего в 160 тысяч долларов. Arrinera от Ли Ноубла поступит в продажу в 2015 году, а M600 можно купить уже сейчас.
Большая часть Donkervoort представляла собой серьезно доработанную версию классического спорткара Lotus Seven. Жиллет взял за основу тот же автомобиль, а в качестве отличительной особенности решил сделать свою модификацию самой быстрой. Получилось практически сразу: доступный для покупателей Gillet Vertigo 1 покинул завод в 1994 году, а за следующие 20 лет родстер постоянно становился легче, быстрее и оборотистее.
Пятое поколение Vertigo дебютировало в 2008 году: в тот момент спорткар оснащался 3,0-литровым двигателем Alfa Romeo мощностью 350 лошадиных сил. В настоящее время флагманской моделью Тони Жиллета служит модификация Vertigo.5 Spirit. Появившийся в 2011 году родстер получил 4,2-литровый «атмосферник» V8 от Maserati, который мог разогнать родстер до 300 километров в час. Шасси автомобиля традиционно выполняется из углепластика – материала, который используют в Формуле-1. За счет этого массу автомобиля удалось снизить до 950 килограммов: на 40 килограммов легче, чем «базовый» Vertigo 5 первого поколения.
По внешнему виду Gillet Vertigo совсем не скажешь, что в основе машины лежит легендарный Lotus Seven Колина Чэпмена, созданный в 1957 году. В отличие от оригинала, колеса Vertigo закрыты крыльями, у кузова есть крыша и даже двери, открывающиеся по принципу «крыла бабочки». Стоит такой суперкар 300 тысяч долларов: в стоимость включена возможность покупателя на стадии сборки повлиять на управляемость автомобиля – по желанию будущего владельца машине могут придать недостаточной или избыточной поворачиваемости, а также выполнить салон в полном соответствии со вкусами клиента.
Автопроизводитель Covini Engineering был зарегистрирован в 1978 году. Первой машиной итальянского бренда стал полноприводный внедорожник T44 Turbo с дизельным мотором: машину представили публике, но дальше прототипа в единственном экземпляре дело не пошло. Дизельные двигатели продолжали привлекать Ферруччио, и он построил еще несколько автомобилей с такой силовой установкой. Дальше остальных продвинулось купе B24. За первые 10 лет существования компании этот спорткар оказался единственной машиной Covini, которую изготовили тиражом более одного экземпляра: в общей сложности производитель выпустил девять B24.
Первая версия B24 была готова в конце 1979 года, публичный дебют состоялся на автосалоне в Женеве в 1981 году. Пожалуй, основной причиной такого тиража этого купе стал его рекорд: спорткар Covini оказался первым негоночным автомобилем в истории, которому удалось превысить скорость в 200 км/ч на дизельном топливе. Дизель от Lancia позволил B24 разогнаться до 205 километров в час.
Между тем, постройка C6W постоянно откладывалась. Итальянец рассчитывал потратить заработанные деньги на разработку модели, но год за годом прибыли не хватало – и шестиколесник опять переносился на более поздний срок. Второй трудностью оказалась техническая сложность проекта: существовавшие в 1980-х технологии не позволяли сделать C6W достаточно удобным для вождения при адекватной цене.
Работа над шестиколесным купе вышла на полную мощность только в 2003 году – через 25 лет после основания компании. Терпение Ферруччио Ковини все-таки помогло ему довести работу до конца: собирающийся вручную C6W получил двигатель Audi V8 мощностью 434 л. с., тормоза Brembo, шестиступенчатую механическую коробку передач, задний привод и кузов из стекловолокна и углепластика. В 1970-х Ковини хотел сделать передние колеса 10-дюймовыми – во многом из-за того, что в тот момент низкопрофильная резина не была популярной и не рассматривалась в качестве базового варианта. Четверть века спустя технологии позволили поставить на C6W две пары 15-дюймовых колес спереди и одну пару 20-дюймовых сзади.
Шестиколесная компоновка позволила спорткару увеличить пятно контакта покрышек с дорогой, сделать поведение машины более стабильным, а также снизить сопротивление воздуха – за счет того, что благодаря меньшему диаметру колес у Ковини получилось прижать переднюю часть машины к дороге. Еще одним фактором разработчик называет дополнительные пружины и амортизаторы, которые потребовалось установить ради третьей пары колес. По мнению Covini Engineering, это улучшило управляемость спорткара.
Новинку решили назвать Aspid – в честь семейства ядовитых змей-аспидов, обитающих в южной Европе. Работа над машиной продолжалась 5 лет: на финальных этапах купе тестировали на извилистых дорогах в горах Каталонии, где ежегодно проходит Ралли Испании WRC. Готовую машину представили публике в 2008 году.
Внешний вид автомобиля вызывал ассоциации как с родстерами начала века, так и суперкарами современности – одновременно напоминая болид Формулы-1 и отдаленно походя на классический Lotus Seven. Один из самых красивых автомобилей в истории получил название Aspid SuperSport (сокращенно SS): двухместное купе доступно с атмосферным или турбированным двигателем объемом 2,0 литра. В первом случае мощность мотора составляет 270 л. с., во втором – 402 лошадиные силы.
Уникальным Aspid SS делает вовсе не мотор. В IFR Automotive считают SuperSport единственным автомобилем, который может одинаково хорошо ездить по гоночной трассе и по обычной дороге. Для перенастройки купе с гражданского режима на гоночный нужно нажать пару кнопок: спорткар сам изменит дорожный просвет, регулировки дифференциала, баланс тормозов и другие параметры. Также быстро купе вернется в городской режим – так что если владелец решит спонтанно заехать на какой-нибудь автодром, ему не придется вваривать каркас безопасности, ставить спортивные амортизаторы и заниматься всей остальной подготовкой. Кузов SuperSport омологирован как по требованиям гражданского автомобилестроения, так и по спортивным стандартам FIA.
Шасси Aspid SS выполнено из композитных панелей и весит всего 75 килограммов – цифра казалась бы заниженной, если бы общий вес купе не был равен 740 килограммам. Subaru Impreza WRX, например, весит в два раза больше. Удельная мощность SuperSport в 543 л. с. на тонну позволяет машине набирать 160 км/ч за 5,9 секунды, а преодолевать 400-метровую дистанцию при старте с места купе способно за 9,1 секунды. Латеральная перегрузка при этом составляет 1,6 g. Торможение Aspid происходит еще быстрее: чтобы остановиться со скорости 160 км/ч, испанскому спорткару требуется всего 3,1 секунды. Максимальная скорость ограничена электроникой на отметке в 250 километров в час.
Дополнительного снижения веса удалось добиться за счет облегчения компьютерной системы. За время создания бортовой электроники инженеры защитили четыре патента: в итоге большая часть регулировок Aspid переключается на руле через сенсорный экран. Такой технологии нет даже в Формуле-1: участники чемпионата мира пользуются кнопками, а сам размер монитора в руле вызывает постоянные нарекания пилотов из-за слишком маленькой диагонали. У Aspid SS нет ни одной кнопки – система полностью переведена на принцип тачскрин.
С 2008 года IFR Automotive выпускает не более одного SuperSport в неделю: каждое купе производится вручную. Заявленная цена за базовую комплектацию составляет 107 тысяч долларов, но многочисленные возможности персонализации позволяют увеличить стоимость в два или три раза – как водится, клиент может изменить почти любой параметр автомобиля по своему вкусу.
Антон Погорельский
Фото: компании производители
Видео: Youtube
Studiotorino RK Coupe, Италия
- Разгон 0-100 км/ч: 4,1 секунды
- Максимальная скорость: 304 км/ч
- Двигатель: рядные 6 цилиндров с компрессором, 3824 куб. см
- Мощность: 440 л. с.
- Цена: от 220 тысяч евро
На первых порах компания занималась тюнингом Porsche, но затем начала перерабатывать готовые машины и ставить на них свой шильдик. Первыми моделями под брендом Studiotorino стали родстеры RK и R Spyder, построенные на базе Porsche Boxter. Самый быстрый автомобиль итальянской марки появился в 2006 году: взяв за основу Porsche Cayman, инженеры соорудили RK Coupe, разгоняющийся до 304 км/ч и набирающий 200 км/ч за 13 секунд.
Для описания своих купе и родстеров Studiotorino предпочитает слово bespoke – этот термин чаще используют при рассказе об итальянских портных, которые шьют костюмы на заказ. Автопроизводитель также упирает на ручную работу и индивидуальный подход: и RK Coupe, и RK Spyder не получат более 49 экземпляров. Такую планку в Studiotorino установили сами, чтобы не размывать ценность бренда и сохранить ощущение раритета для каждой выпущенной машины. На данный момент квота еще не выбрана, так что купить новое купе за 220 тысяч евро можно напрямую у производителя.
Главным заказчиком в истории Studiotorino стал саудовский принц Халед бин Аль-Валид, по заказу которого компания разработала дизайн-проекты кастомных версий Bugatti Veyron и Audi A8. Монарх настолько впечатлился результатом, что поручил туринцам разработать автомобиль с нуля: так Studiotorino оказалась среди авторов кроссовера Gazal 1 KSU, провозглашенного «первым автомобилем из Саудовской Аравии». В 2017 году в королевстве должно начаться серийное производство этой машины под брендом Gazal.
Последняя спортивная разработка Studiotorino – модель Moncenisio, созданная на базе Porsche Cayman S Type 981. В отличие от предшественников, предельный тираж этого спорткара будет ограничен на отметке в 20 экземпляров. Компания принимает заказы с марта 2014 года.
Noble M600, Великобритания
- Разгон 0-100 км/ч: 3 секунды
- Максимальная скорость: 362 км/ч
- Двигатель: V8 твин-турбо 4,4 литра
- Мощность: 650 л. с.
- Цена: от 450 тысяч долларов
В 2011 купе M15 сняли с продажи: ему на смену пришел гиперкар M600, который попал на орбиту Bugatti Veyron. Максимальная скорость в 362 км/ч, 650 л. с. – такие числа больше подходят для мира Формулы-1, чем для гражданских автомобилей. Впрочем, Ли Ноубл в проекте уже не участвовал: инвесторы выкупили у инженера компанию в 2008 году. После этого британец уехал в Варшаву, где основал первого производителя спорткаров в Польше – фирму Arrinera Automotive. Судя по всему, последняя разработка Ноубла под названием Arrinera Hussarya рассчитана на соперничество с M600: спорткар будет набирать «сотню» за 3,2 секунды, а максимальная скорость сможет достигать 340 километров в час. При этом Hussarya в базовой комплектации обойдется покупателям всего в 160 тысяч долларов. Arrinera от Ли Ноубла поступит в продажу в 2015 году, а M600 можно купить уже сейчас.
Gillet Vertigo 5, Бельгия
- Разгон 0-100 км/ч: 3,2 секунды
- Максимальная скорость: 300 км/ч
- Двигатель: атмосферный V8 4,2 литра
- Мощность: 420 л. с.
- Цена: от 300 тысяч долларов
Большая часть Donkervoort представляла собой серьезно доработанную версию классического спорткара Lotus Seven. Жиллет взял за основу тот же автомобиль, а в качестве отличительной особенности решил сделать свою модификацию самой быстрой. Получилось практически сразу: доступный для покупателей Gillet Vertigo 1 покинул завод в 1994 году, а за следующие 20 лет родстер постоянно становился легче, быстрее и оборотистее.
Пятое поколение Vertigo дебютировало в 2008 году: в тот момент спорткар оснащался 3,0-литровым двигателем Alfa Romeo мощностью 350 лошадиных сил. В настоящее время флагманской моделью Тони Жиллета служит модификация Vertigo.5 Spirit. Появившийся в 2011 году родстер получил 4,2-литровый «атмосферник» V8 от Maserati, который мог разогнать родстер до 300 километров в час. Шасси автомобиля традиционно выполняется из углепластика – материала, который используют в Формуле-1. За счет этого массу автомобиля удалось снизить до 950 килограммов: на 40 килограммов легче, чем «базовый» Vertigo 5 первого поколения.
По внешнему виду Gillet Vertigo совсем не скажешь, что в основе машины лежит легендарный Lotus Seven Колина Чэпмена, созданный в 1957 году. В отличие от оригинала, колеса Vertigo закрыты крыльями, у кузова есть крыша и даже двери, открывающиеся по принципу «крыла бабочки». Стоит такой суперкар 300 тысяч долларов: в стоимость включена возможность покупателя на стадии сборки повлиять на управляемость автомобиля – по желанию будущего владельца машине могут придать недостаточной или избыточной поворачиваемости, а также выполнить салон в полном соответствии со вкусами клиента.
Covini C6W, Италия
- Максимальная скорость: 300 км/ч
- Двигатель: атмосферный V8, 4,2 литра
- Мощность: 434 л. с.
- Цена: от 300 тысяч евро
Автопроизводитель Covini Engineering был зарегистрирован в 1978 году. Первой машиной итальянского бренда стал полноприводный внедорожник T44 Turbo с дизельным мотором: машину представили публике, но дальше прототипа в единственном экземпляре дело не пошло. Дизельные двигатели продолжали привлекать Ферруччио, и он построил еще несколько автомобилей с такой силовой установкой. Дальше остальных продвинулось купе B24. За первые 10 лет существования компании этот спорткар оказался единственной машиной Covini, которую изготовили тиражом более одного экземпляра: в общей сложности производитель выпустил девять B24.
Первая версия B24 была готова в конце 1979 года, публичный дебют состоялся на автосалоне в Женеве в 1981 году. Пожалуй, основной причиной такого тиража этого купе стал его рекорд: спорткар Covini оказался первым негоночным автомобилем в истории, которому удалось превысить скорость в 200 км/ч на дизельном топливе. Дизель от Lancia позволил B24 разогнаться до 205 километров в час.
Между тем, постройка C6W постоянно откладывалась. Итальянец рассчитывал потратить заработанные деньги на разработку модели, но год за годом прибыли не хватало – и шестиколесник опять переносился на более поздний срок. Второй трудностью оказалась техническая сложность проекта: существовавшие в 1980-х технологии не позволяли сделать C6W достаточно удобным для вождения при адекватной цене.
Работа над шестиколесным купе вышла на полную мощность только в 2003 году – через 25 лет после основания компании. Терпение Ферруччио Ковини все-таки помогло ему довести работу до конца: собирающийся вручную C6W получил двигатель Audi V8 мощностью 434 л. с., тормоза Brembo, шестиступенчатую механическую коробку передач, задний привод и кузов из стекловолокна и углепластика. В 1970-х Ковини хотел сделать передние колеса 10-дюймовыми – во многом из-за того, что в тот момент низкопрофильная резина не была популярной и не рассматривалась в качестве базового варианта. Четверть века спустя технологии позволили поставить на C6W две пары 15-дюймовых колес спереди и одну пару 20-дюймовых сзади.
Шестиколесная компоновка позволила спорткару увеличить пятно контакта покрышек с дорогой, сделать поведение машины более стабильным, а также снизить сопротивление воздуха – за счет того, что благодаря меньшему диаметру колес у Ковини получилось прижать переднюю часть машины к дороге. Еще одним фактором разработчик называет дополнительные пружины и амортизаторы, которые потребовалось установить ради третьей пары колес. По мнению Covini Engineering, это улучшило управляемость спорткара.
Aspid Supersport, Испания
- Максимальная скорость: 250 км/ч
- Разгон 0-100 км/ч: 2,8 секунды
- Двигатель: 4 цилиндра с компрессором, 2,0 литра
- Мощность: 402 л. с.
- Цена: от 107 тысяч долларов
Новинку решили назвать Aspid – в честь семейства ядовитых змей-аспидов, обитающих в южной Европе. Работа над машиной продолжалась 5 лет: на финальных этапах купе тестировали на извилистых дорогах в горах Каталонии, где ежегодно проходит Ралли Испании WRC. Готовую машину представили публике в 2008 году.
Внешний вид автомобиля вызывал ассоциации как с родстерами начала века, так и суперкарами современности – одновременно напоминая болид Формулы-1 и отдаленно походя на классический Lotus Seven. Один из самых красивых автомобилей в истории получил название Aspid SuperSport (сокращенно SS): двухместное купе доступно с атмосферным или турбированным двигателем объемом 2,0 литра. В первом случае мощность мотора составляет 270 л. с., во втором – 402 лошадиные силы.
Уникальным Aspid SS делает вовсе не мотор. В IFR Automotive считают SuperSport единственным автомобилем, который может одинаково хорошо ездить по гоночной трассе и по обычной дороге. Для перенастройки купе с гражданского режима на гоночный нужно нажать пару кнопок: спорткар сам изменит дорожный просвет, регулировки дифференциала, баланс тормозов и другие параметры. Также быстро купе вернется в городской режим – так что если владелец решит спонтанно заехать на какой-нибудь автодром, ему не придется вваривать каркас безопасности, ставить спортивные амортизаторы и заниматься всей остальной подготовкой. Кузов SuperSport омологирован как по требованиям гражданского автомобилестроения, так и по спортивным стандартам FIA.
Шасси Aspid SS выполнено из композитных панелей и весит всего 75 килограммов – цифра казалась бы заниженной, если бы общий вес купе не был равен 740 килограммам. Subaru Impreza WRX, например, весит в два раза больше. Удельная мощность SuperSport в 543 л. с. на тонну позволяет машине набирать 160 км/ч за 5,9 секунды, а преодолевать 400-метровую дистанцию при старте с места купе способно за 9,1 секунды. Латеральная перегрузка при этом составляет 1,6 g. Торможение Aspid происходит еще быстрее: чтобы остановиться со скорости 160 км/ч, испанскому спорткару требуется всего 3,1 секунды. Максимальная скорость ограничена электроникой на отметке в 250 километров в час.
Дополнительного снижения веса удалось добиться за счет облегчения компьютерной системы. За время создания бортовой электроники инженеры защитили четыре патента: в итоге большая часть регулировок Aspid переключается на руле через сенсорный экран. Такой технологии нет даже в Формуле-1: участники чемпионата мира пользуются кнопками, а сам размер монитора в руле вызывает постоянные нарекания пилотов из-за слишком маленькой диагонали. У Aspid SS нет ни одной кнопки – система полностью переведена на принцип тачскрин.
С 2008 года IFR Automotive выпускает не более одного SuperSport в неделю: каждое купе производится вручную. Заявленная цена за базовую комплектацию составляет 107 тысяч долларов, но многочисленные возможности персонализации позволяют увеличить стоимость в два или три раза – как водится, клиент может изменить почти любой параметр автомобиля по своему вкусу.
Антон Погорельский
Фото: компании производители
Видео: Youtube