branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Для начинающих водителей придумали новый запрет

Неопытным автомобилистам запретят ездить со скоростью выше 70 километров в час...
Не больше семидесяти: какие изменения ждут водителей
Не больше семидесяти: какие изменения ждут водителей
МВД по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова разработало пакет изменений в ПДД, который ограничивает права начинающих водителей, увеличивает скоростной лимит для мотоциклистов и вводит понятие школьного автобуса. Очередные изменения рассчитаны не только на снижение аварийности, но и на приведение устаревших правил в соответствие нынешними реалиям. Предложения пока носят статус законопроекта и вынесены на общественное обсуждение, однако опрошенные корреспондентом Autonews.ru эксперты разошлись во мнениях относительно разумности нововведений.

Водителям-новичкам со стажем управления до двух лет МВД предлагает запретить ездить быстрее 70 километров в час. Авторы законопроекта опираются на статистику – по данным ГИБДД, неопытные водители становятся участниками 15% всех ДТП, которых можно было бы избежать, будь у них больше опыта. Наталья Акаткина, руководитель проектов «Русского АвтоМотоКлуба», не уверена, что подобные ограничения будут уместны везде: «Медленный водитель на дорогах с однополосным движением может затормозить весь поток и стать причиной аварийно-опасной ситуации».

«Медленный водитель может затормозить весь поток и стать причиной ДТП».
Председатель правления Некоммерческого партнерства «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев считает, что вето на скорость действительно может повлиять на снижение числа ДТП с участием молодых водителей, но способно привести к росту аварийности у тех, кто прошел этот срок: «Водители, которые два года ездили медленно, окажутся просто не готовы к более высоким скоростям». При этом возможности отработать скоростную езду у новичков не будет даже в автошколе, считает эксперт: «Новые образовательные программы для автошкол из 190 часов включают в себя всего 28 часов обучения практическому вождению, и большую часть этого времени будущий водитель будет отрабатывать маневры на закрытой площадке без пешеходов и других транспортных средств».

В качестве альтернативы Сергей Лобарев предлагает европейский опыт воспитания водителей с выдачей временных удостоверений. «После окончания автошколы и сдачи экзаменов водители-европейцы получают временные права, и только через 2-3 года при отсутствии грубых нарушений меняют их на полноценные права. Либо отправляются на повторное обучение». В российских реалиях, по мнению эксперта, может сработать комбинированный подход: выдача временных удостоверений и ограничение скоростного режима сроком на один год с последующей заменой на полноценные.

«Водители, которые два года ездили медленно, окажутся не готовы к высоким скоростям».
Как ГИБДД будет контролировать соблюдение скоростного режима молодыми водителями, пока не ясно. Юрист и обозреватель журнала «За Рулем» Сергей Смирнов пояснил корреспонденту Autonews.ru, что автоматические системы фиксации нарушений не в силах определить, кто именно был за рулем: «При регистрации автомобиля водительское удостоверение предъявлять не требуется, и даже если машиной владеет новичок, управлять ей может кто угодно».

Требование об оснащении автомобиля наклейкой «Начинающий водитель» носит рекомендательный характер, и наказания за ее отсутствие не предусмотрено. Поэтому оштрафовать такого водителя за превышение скорости можно будет только при оформлении протокола инспектором на дороге. «Это только в крупных городах и на больших магистралях стоят автоматические видеокомплексы. В провинции часто используют автономные радары, за которыми следит инспектор в патрульной машине», – напомнил эксперт. Другое дело, что сотрудник ГИБДД такое нарушение может просто не заметить – если автомобиль с новичком за рулем будет двигаться с разрешенной для обычных водителей скоростью, повода останавливать его у инспектора не будет. Если же сотрудник полиции остановит нарушителя, а тот окажется малоопытным, то инспектор будет вправе применить к нему более строгую меру наказания – например, лишить прав при превышении на 41 километр в час.

Помимо ограничения максимальной скорости, МВД ранее предлагало ввести запрет для неопытных водителей на буксировку автомобилей, управление транспортными средствами с крупногабаритными и опасными грузами, а также перевозку пассажиров на мотоциклах. Три года назад замминистра внутренних дел МВД Виктор Кирьянов предлагал запретить новичкам ездить ночью и перевозить больше одного пассажира. В «Гильдии автошкол» отметили, что в программе подготовки водителей обучение буксировке и перевозке габаритных грузов также отсутствует.

«Изменения позволят водителям мотоциклов избежать части штрафов».
Еще одна поправка предлагает увеличить разрешенную максимальную скорость для мотоциклов до 110 км/ч на автомагистралях. Прежняя редакция ПДД запрещала им двигаться быстрее 90 км/ч даже на междугородных трассах, и проблема штрафов за несоблюдение скоростного режима для них весьма актуальна. «Современные камеры способны считывать номера как спереди, так и сзади, поэтому штрафы мотоциклистам приходят регулярно», – говорит автоюрист Сергей Смирнов. При этом он согласен с тем, что ограничения для мотоциклов давно устарели: «Учитывая техническое состояние и уровень безопасности современных мотоциклов, давно пора было разрешить им ездить быстрее».

Другое дело, что именно мотоциклисты обычно ездят быстрее потока, часто не устанавливают номерные знаки и легко скрываются от автомобильных экипажей ГИБДД. Поэтому Наталья Акаткина считает, что заниматься нужно было не только скоростным режимом: «Изменения позволят водителям мотоциклов избежать части штрафов, но гораздо важнее решить другие вопросы, связанные с безопасностью мотоциклистов. В первую очередь – вопросы обучения основам безопасной езды. То же касается и автомобилистов, которые зачастую не считают мотоциклистов равноправными участниками движения».

Другой пакет изменений вводит понятие «Школьный автобус» – это автобус, соответствующий специальным требованиям к транспортным средствам для перевозки детей и осуществляющий перевозку учащихся общеобразовательных организаций. Термин понадобился для того, чтобы такой транспорт можно было пустить на полосы для маршрутных транспортных средств. Однако способа идентификации этих автобусов не предлагается. Чтобы школьный транспорт мог ездить по выделенным полосам, информацию о нем нужно будет вносить в базу ГИБДД, и технически это сделать несложно, уверен Сергей Смирнов: «Есть образовательные учреждения со своим транспортом и утвержденными маршрутами перевозок. Эти сведения нетрудно заложить в базы ГИБДД. Детей можно будет возить быстро и безопасно».

Наталья Акаткина уверяет, что школы, как правило, не имеют собственных автобусов и берут их в аренду при необходимости. «Это обычные автобусы, оборудованные знаком «Дети», по сути – коммерческий транспорт, который не имеет право на езду по выделенным полосам. А процедура подачи заявок на разовые разрешения может стать довольно бюрократизированной». Вопрос о том, смогут ли коммерческие фирмы самостоятельно организовать парк машин, попадающих под определение школьного автобуса, и будут ли такие автобусы использоваться не по назначению, законопроект не регламентирует.

Иван Ананьев
Фото: Konstantin Kokoshkin / Russian Look