branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

«Мы придем к европейским нормам». Зачем менять скоростной режим

Максимальную скорость движения в населенных пунктах России хотят снизить до 50 км/ч...
«Мы придем к европейским нормам». Зачем менять скоростной режим
«Мы придем к европейским нормам». Зачем менять скоростной режим
Максимальную скорость движения в населенных пунктах предложили снизить на 10 километров в час. С такой инициативой выступили сенаторы Вадим Тюльпанов и Владимир Федоров. По их мнению, автомобиль, двигающийся со скоростью не более 50 км/ч, создает меньше шума, меньше загрязняет атмосферу, а главное — более безопасен для пешеходов.

Максимальная скорость на уровне 60 км/ч в черте населенных пунктов была установлена еще в 1957 году. До этого скоростные ограничения в СССР были жестче: с 1929 года легковым машинам и мотоциклам запрещалось превышать в населенных пунктах скорость в 40 км/ч, а в 1933 году предел был повышен до 50 километров в час. Бывший начальник Госавтоинспекции Владимир Федоров пояснил корреспонденту Autonews.ru, что снижение допустимой скорости движения обсуждается еще с середины 2000-х. По его словам, эта инициатива особенно актуальна для населенных пунктов, через которые проходят федеральные трассы. «Ограничение 50 км/ч в населенном пункте — это общая норма, которая будет действовать без установки знаков. Знак будет только один: въезд в населенный пункт. А дальше можно устанавливать любые ограничения с помощью знаков», - пояснил сенатор.

«Мы придем к европейским нормам». Зачем менять скоростной режим


Он также отметил, что инициатива не предполагает автоматическое снижение скорости на 10 км/ч в зонах действия знака «40». «Вместе со снижением скорости в городе необходимо делать магистрали непрерывного движения, где можно держать повышенную скорость», - считает эксперт.

По его словам, во многих странах такие магистрали существуют и выделены знаками. «Возьмем, например, бульвар Периферик, на котором ограничение 90 км/ч, тогда как в целом в Париже — 50 километров в час. Если, например, с Ленинского проспекта убрать всех пешеходные переходы, сделав их подземными или надземными, и убрать все светофоры, то там, конечно, можно устанавливать более высокую разрешенную скорость», - считает Федоров.

Сенатор заявил, что необходимо штрафовать водителей за превышение скорости на 10 км/ч, а не на 20, как это происходит сейчас: «Десять километров в час — это проверенный зазор. Это мировая практика, которая учитывает не только погрешность приборов, но и погрешность спидометра». Эта мера важна, так как тормозной путь автомобиля с 50 км/ч до полной остановки на 8 метров меньше, чем с 60 км/ч, говорится в обращении сенаторов. Таким образом, превышение уже на 10 км/ч может стоить жизни наименее защищенному участнику дорожного движения.

«Мы придем к европейским нормам». Зачем менять скоростной режим


За прошлый год в России количество ДТП с пешеходами снизилось, но при этом составляет треть от общего числа аварий. Всего было зафиксировано 58 000 подобных происшествий с более чем 7 тысячами смертельных случаев. Больше всего ДТП с пешеходами случается в Москве и Санкт-Петербурге. В столице количество погибших даже выросло до 402 человек. При этом во всей Московской области за год погибло 514 пешеходов.

В 2015 году количество ДТП с пешеходами продолжило снижаться. В Москве с января по апрель пострадали 1 214 человек, из которых 89 погибли. Согласно официальной статистике ГИБДД, более половины аварий с участием пешеходов происходит по вине водителей.

Инициативы по снижению скоростного лимита предпринимались и ранее. В прошлом году Центр организации дорожного движения (ЦОДД) предложила снизить разрешенный порог скорости в пределах Бульварного кольца в Москве с 60 до 40 километров в час. В ЦОДД посчитали, что такая скорость будет не только безопасна для пешеходов, но и комфортна, так как на основе исследований выяснилось, что автомобиль, движущийся более чем в 10 раз быстрее скорости идущего по улице человека (4 км/ч), создает для него психологический дискомфорт. При этом снижение разрешенной скорости не должно было повлиять на загруженность московских дорог.

«Мы придем к европейским нормам». Зачем менять скоростной режим


По данным ЦОДД, дополнительные ограничения должны были отпугнуть водителей, намеревающихся проехать через центр. Однако жителям Москвы не понравилось ужесточение скоростного режима, и предложение Центра организации дорожного движения провалилось в ходе электронного голосования «Активный гражданин». В ЦОДД считают, что их инициатива оказалась непонятна гражданам, потому как средняя дневная скорость на Бульварном кольце и так не превышает 30 километров в час.

«Снижение скорости с 60 до 50 км/ч не может стать причиной образования пробок, - отмечает аналитик сервиса «Яндекс.Пробки» Леонид Медников. — Оно лишь незначительно уменьшит пропускную способность дорог. Негативный эффект будет выражаться в увеличении времени поездки по свободным дорогам, что особенно актуально для крупных городских магистралей и междугородних трасс, проходящих через населенные пункты. Здесь водители будут тратить на 20% больше времени, если скорость потока действительно снизится до 50 километров в час».

Уменьшение аварийности на дорогах зависит не только от скоростных ограничений, считает руководитель центра Probok.net Александр Шумский. «Инициатива об ограничении максимальной скорости стратегически правильная, — отметил эксперт в беседе с корреспондентом Autonews.ru. — В Европе принята градация: 50 км/ч на основных дорогах в городе и 30 км/ч в маленьких переулках. Такая скорость комфортна и безопасна для пешехода. Но в Европе движение организовано так, чтобы водитель не смог разогнаться выше установленного предела: узкие полосы, небольшие радиусы, обилие светофоров. А у нас в центре Москвы по-прежнему существуют маленькие хайвеи вроде Тверской. И на федеральном уровне эту проблему не решить. Практика показала, если где-то ставят камеру скорости, аварийность там снижается, но пешеходов начинают сбивать уже в другом месте. Думаю, мы тоже придем к европейским ограничениям. Без реорганизации движения инициативы о снижении скоростного режима лишены смысла».

«Мы придем к европейским нормам». Зачем менять скоростной режим


Справка

Сенаторы Тюльпанов и Федоров ссылаются на опыт европейских стран, где уже давно установлен лимит скорости в населенных пунктах 50 км/ч, а в отдельных зонах движение ограничено до 30 км/ч. При снижении скоростного лимита снижается и количество аварий и смертей в ДТП, несмотря на то, что машин становится больше. В том числе меньше страдают пешеходы. Согласно европейской статистике, при столкновении с автомобилем, движущимся со скоростью 25-30 км/ч, человек получает контузию, с 30 до 50 км/ч увеличивается риск получения серьезной травмы, а скорость свыше 55 км/ч, как правило, приводит к смертельному исходу.

Наибольших успехов в снижении смертности на дорогах добилась Швеция. В 1997 году парламентом этой страны была принята концепция нулевой смертности Vision Zero. Шведы подошли к решению проблемы аварийности комплексно: речь шла не только об ограничении разрешенной скорости в населенных пунктах, но и о строительстве безопасных дорог, оборудованных разделительными барьерами и пешеходными переходами, повышением безопасности автомобилей и защищенности велосипедистов, которых обязали ездить в шлеме. Если в 1997 году на шведских дорогах погибло более 500 человек, то за 15 лет эту цифру удалось снизить почти вдвое. И сейчас в Швеции показатель смертности в ДТП ниже, чем в целом по странам Евросоюза. В США уже заинтересовались шведским опытом. Например, план Vision Zero в Нью-Йорке, помимо повышенного контроля за скоростным режимом, включал еще и снижение предельно допустимой скорости до 25 миль в час (40 км/ч), против 30 миль в час (48 км/ч) ранее.

Евгений Багдасаров
Фото: Depositphotos, РБК