Безумные троллейбусы. В Москве прошла Формула-Е
Васильевский спуск, Москворецкая набережная, Китайгородский проезд и даже узкая улица Варварка: 6 июня эти дороги превратились в гоночную трассу и стали ареной российского этапа международного чемпионата Формула-Е. Это новая гоночная серия, участники которой соревнуются на болидах с электрической силовой установкой. К концу подходит первый сезон ― Москва приняла у себя предпоследний этап интернационального первенства.
По правилам Формулы-Е все заезды проводят в черте города вдали от стационарных автодромов ― так организаторы демонстрируют близость к простым горожанам и нежелание загонять электромобили в специально построенные резервации. Центр Москвы электрифицирован уже давно, но послами экологии здесь выступают не экзотические электрокары, а троллейбусы. На всем протяжении 2,3-километрового кольца над головами гонщиков тянулись троллейбусные провода: при желании общественный транспорт мог разделить дорогу с ультрасовременными болидами, которые разгоняются до 185 километров в час.
Спустя годы экспериментов в России, наконец, вычислили формулу идеального заезда для зрителей. В ней 9 компонентов: по каждому из них мы сравнили прошедший этап Формулы-Е в Москве с ключевыми автоспортивными событиями на территории России - от кузовных соревнований до Гран-при Формулы-1 на автодроме в Сочи. Сравнение особенно наглядно, если вспомнить, что в один день с Формулой-Е на подмосковной трассе Moscow Raceway состоялся этап международной серии WTCC.
Фактор «формульного» болида выступает вне конкурса ― просто потому, что кузовные автомобили чемпионата мира WTCC при всем желании не смогут конкурировать с Формулой-1 и Формулой-Е. Эти машины не выглядят гоночными. «Мне не интересны кузова. У настоящих гоночных машин должны быть открытые колеса», - рассказал Autonews.ru один из зрителей московского этапа Формулы-Е.
Поставим «плюсик» всем «формульным» чемпионатам от Ф-1 до молодежной Формулы-Renault 3.5 и начнем очное сравнение: каждый компонент может принести российскому автоспортивному событию от 1 до 10 баллов, где десятка означает максимальное удобство и привлекательность для зрителей.
В плане известности Формула-1 дает фору всем конкурентам: для появления фан-клуба гонщику достаточно один раз выйти на старт, а отдельные пилоты умудряются стать знаменитыми еще до дебюта - пример Макса Ферстаппена в помощь. Сыграть на этом догадались в Формуле-Е: электрическая серия укомплектовала стартовую решетку выходцами из Формулы-1. В «королевских гонках» участвовали 13 пилотов из 20, остальные были на подступах: беспроигрышное решение в расчете на тех, кто помнит успехи Трулли и вечное невезение Хайдфельда в Формуле-1.
Фактор узнавания в Формуле-Е намного ниже, чем в гонках Гран-при: вряд ли широкий круг болельщиков вспомнит единственный сезон Лукаса ди Грасси в команде Virgin. Но фанаты на трибунах все равно узнавали пилотов. Условными «звездами» WTCC можно назвать разве что Себастьена Леба и Ивана Мюллера ― за этих двоих чемпионат получает два балла из десяти. Формула-Е зарабатывает пять, у Формулы-1 – «десятка».
По правилам Формулы-Е все заезды проводят в черте города вдали от стационарных автодромов ― так организаторы демонстрируют близость к простым горожанам и нежелание загонять электромобили в специально построенные резервации. Центр Москвы электрифицирован уже давно, но послами экологии здесь выступают не экзотические электрокары, а троллейбусы. На всем протяжении 2,3-километрового кольца над головами гонщиков тянулись троллейбусные провода: при желании общественный транспорт мог разделить дорогу с ультрасовременными болидами, которые разгоняются до 185 километров в час.
Спустя годы экспериментов в России, наконец, вычислили формулу идеального заезда для зрителей. В ней 9 компонентов: по каждому из них мы сравнили прошедший этап Формулы-Е в Москве с ключевыми автоспортивными событиями на территории России - от кузовных соревнований до Гран-при Формулы-1 на автодроме в Сочи. Сравнение особенно наглядно, если вспомнить, что в один день с Формулой-Е на подмосковной трассе Moscow Raceway состоялся этап международной серии WTCC.
Фактор «формульного» болида выступает вне конкурса ― просто потому, что кузовные автомобили чемпионата мира WTCC при всем желании не смогут конкурировать с Формулой-1 и Формулой-Е. Эти машины не выглядят гоночными. «Мне не интересны кузова. У настоящих гоночных машин должны быть открытые колеса», - рассказал Autonews.ru один из зрителей московского этапа Формулы-Е.
Поставим «плюсик» всем «формульным» чемпионатам от Ф-1 до молодежной Формулы-Renault 3.5 и начнем очное сравнение: каждый компонент может принести российскому автоспортивному событию от 1 до 10 баллов, где десятка означает максимальное удобство и привлекательность для зрителей.
Известные пилоты
В плане известности Формула-1 дает фору всем конкурентам: для появления фан-клуба гонщику достаточно один раз выйти на старт, а отдельные пилоты умудряются стать знаменитыми еще до дебюта - пример Макса Ферстаппена в помощь. Сыграть на этом догадались в Формуле-Е: электрическая серия укомплектовала стартовую решетку выходцами из Формулы-1. В «королевских гонках» участвовали 13 пилотов из 20, остальные были на подступах: беспроигрышное решение в расчете на тех, кто помнит успехи Трулли и вечное невезение Хайдфельда в Формуле-1.
Фактор узнавания в Формуле-Е намного ниже, чем в гонках Гран-при: вряд ли широкий круг болельщиков вспомнит единственный сезон Лукаса ди Грасси в команде Virgin. Но фанаты на трибунах все равно узнавали пилотов. Условными «звездами» WTCC можно назвать разве что Себастьена Леба и Ивана Мюллера ― за этих двоих чемпионат получает два балла из десяти. Формула-Е зарабатывает пять, у Формулы-1 – «десятка».
Удобная логистика
Повод для гордости Формулы-Е и камень преткновения для остальных: как добраться до трассы. Приехать в центр Москвы на Красную площадь ― самая простая топографическая задача для всех граждан России, даже если они приезжают в столицу на поезде или самолете. Попасть на автодром Moscow Raceway значительно труднее. Для начала нужно найти вокзал, сесть на электричку, а на станции не заблудиться и все-таки попасть на трассу ― пешком или на автобусе. Альтернатива ― доехать своим ходом по Новорижскому шоссе, которое еще не закончили ремонтировать. Обратная дорога при этом сопровождается перманентной пробкой из дачников, которые всегда возвращаются в столицу одновременно с окончанием гонки.
Но даже такие трудности меркнут по сравнению с квестом в Сочи. Сначала самолет или поезд, затем автобус или такси ― все для того, чтобы покинуть цивилизацию и доехать до автодрома, затерянного между совхозом Россия и романтичным микрорайоном из пятиэтажек под названием Блиново. Да, это не центральный Сочи: с трассы Формулы-1 быстрее попасть в Абхазию, чем в Дендрарий. Картину скрашивают электрички, на которых можно доехать непосредственно до входа на трассу, однако в сравнении с Красной площадью транспортная доступность автодрома Формулы-1 все равно проигрывает.
Доступность билетов
Больная тема для Гран-при России: «дешевые» билеты без сидячего места за 5 тыс. руб. быстро раскупают, а платить от 21 до 27 тыс. за билет на главную трибуну готов не каждый. Цены Формулы-Е намного демократичней. Попасть на трибуну у стартовой прямой можно за 3 или 6 тыс. руб., ложа с авторской кухней и алкогольными напитками обойдется в 25 тыс. ― за аналогичные условия в Сочи придется выложить от 103 до 140 тыс. рублей. Билеты на WTCC обойдутся дешевле всего: стоимость прохода на трассу начинается с 800 рублей.
Отдых всей семьей
Семейный отдых - это не только занятия для детей, но и комфорт мероприятия для самых маленьких. В этом отношении громкая Формула-1 с не менее шумными автомобилями WTCC заметно проигрывают тихим болидам Формулы-Е: никакого рева ДВС, опасного для барабанных перепонок, только скрип резины и периодический стук крыльев о кочковатый асфальт.
Для тех, кто предпочитает оставлять детей за пределами трассы, в Сочи работает парк аттракционов, а центр Москвы предлагает полный спектр возможных занятий. Сложнее обстоит дело на Moscow Raceway: в полном отрыве от цивилизации ребенка придется брать с собой. Московский этап Формулы-Е мог бы получить максимальную оценку, если бы не проблема с туалетами: найти кабинки на перекрытой территории в центре города оказалось непростой задачей. В итоге 8 баллов из 10 ― но все равно больше, чем на трассах в Волоколамском районе и в Сочи.
Чем заняться после гонки
И снова Moscow Raceway становится заложником своего расположения: после завершения соревнований болельщикам придется несколько часов простоять в пробке, чтобы вернуться в Москву. Других активностей не предусмотрено ― вокруг только деревни и очаги новостроек. Сочи Автодром старается продумывать программу на вечер: гостям Гран-при России обещают ежедневные концерты для всех обладателей билетов, а также выставочные матчи КХЛ на аренах, расположенных внутри гоночного кольца.
Но Формула-Е и тут превосходит конкурентов: афиша Москвы дает фору любым мероприятиям, как бы тщательно они не готовились ― просто за счет разнообразия и масштаба большого города.
Зрелищная трасса
По итогам не слишком «обгонного» Гран-при Формулы-1 и почти такого же этапа Формулы-Е, приходится констатировать: интересных трасс международного уровня в России нет. Из по-настоящему зрелищных автодромов можно вспомнить разве что «Казань-Ринг», но он принимает только локальные соревнования, хотя с таким перепадом высот и сложными поворотами мог бы претендовать на большее. В компоненте качества гонок все российские соревнования получают «двойку».
Привлекательность для спонсоров
Компонент, вроде бы неважный для болельщиков - однако критически важный для организаторов в плане зарабатывания денег. Косвенно активность спонсоров влияет и на зрителей: к примеру, партнеры соревнования могут дарить фанатам подарки или устраивать конкурсы, которые развлекают зрителей в перерывах между заездами. В этом плане потенциал Сочи Автодрома как никогда высок ― однако устроители Гран-при России не пользуются этим инструментом. Титульного спонсора у сочинского этапа Формулы-1 нет ― может, из-за слишком высоких расценок, а может, из-за удаленности от столиц, где сосредоточена главная аудитория для любой крупной компании.
Ситуация с WTCC обстоит лучше, но еще более радужная картина складывается на Формуле-Е: проведение гонки на Красной площади открывает неограниченный доступ к продвижению товаров для максимально большой аудитории. Среди партнеров и спонсоров московского этапа электрической серии фигурируют часовщики TAG Heuer, IT-компания КРОК и минеральная вода Ferrarelle.
Участники из России
В Формуле-Е нет ни российского пилота, ни российской команды. Тем временем в WTCC выступает команда Lada. Однако непосредственно перед домашним этапом гоночный коллектив выгнал своего единственного пилота из России Михаила Козловского, чем изрядно озадачил болельщиков. В Формуле-1 Россию представляет Даниил Квят, но будем честны: в прямом сравнении с «Ладой» за звание «самого российского» участника уступит кто угодно. За Квята Сочи Автодром получает 8 баллов, Moscow Raceway с Lada берут высшую оценку.
X-фактор
В Америке «икс-фактором» называют нечто, что отличает тебя от других и создает wow-эффект. Статус Формулы-1 пока позволяет ей удерживать максимальный балл, но Формула-Е с ее футуристичными болидами и городскими трассами становится все ближе. Правильный шаг в направлении X-фактора ― система FanBoost, при которой три пилота из 20 получают возможность добавить мощность к своим машинам прямо по ходу гонки. Дополнительную энергию можно использовать для обгона, а самих счастливчиков определяют болельщики: до самого старта на сайте Формулы-Е идет голосование, победителя которого определяют зрители. Для мирового спорта опыт уникальный: только здесь болельщики могут помочь своим кумирам, а популярность в соцсетях помогает спортсменам добиваться более высоких результатов.
Итог
Чтобы закрепить успех и затмить Гран-при России Формулы-1 в долгосрочной перспективе, российскому этапу Формулы-Е нужно решить три ключевых вопроса. Первый ― это, конечно, зрелищность трассы. Серебряный призер московского этапа Лукас ди Грасси уже посоветовал организаторам удлинить прямую и создать хорошее место для обгонов ― без этого трасса кажется пресной.
Второй вопрос ― российские участники. Здесь все очевидно: руководитель российского офиса Формулы-Е Валентин Бухтояров пообещал приложить все усилия, чтобы в следующем чемпионате появилась и российская команда, и российский пилот.
Наконец, тот самый wow-эффект. «Фишка», которая убедит в крутости Формулы-Е самых отъявленных скептиков: автомобилем безопасности должен стать рейсовый троллейбус ГУП Мосгортранс. Он должен проезжать по трассе вместе с пилотами весь прогревочный круг и заезжать в депо ― а в случае аварии возвращаться на трассу и вести за собой пелотон на максимально разрешенной в городе скорости 60 километров в час. Тут и соблюдение скоростного режима, и российский колорит, и экологичность. Но самое главное: в этот троллейбус нужно продавать билеты. До сих пор ни один болельщик на планете не мог посмотреть на гонку изнутри самой трассы ― с таким интерактивом востребованность Формулы-Е точно даст фору любым российским соревнованиям.
Антон Погорельский, специально для Autonews.ru
Фото: Fiaformulae.com