branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

«Справка – это последнее, что мешает мошенникам»

Почему страховщики выступают против отмены справок о ДТП и к чему приведет возможное нововведение...
«Справка – это последнее, что мешает мошенникам»
«Справка – это последнее, что мешает мошенникам»
МВД предлагает отменить справки о ДТП. Эта мера, как предполагается, позволит снизить объем бумажной работы ГИБДД и упростит оформление дорожно-транспортных происшествий. Однако страховые компании выступают против инициативы и предупреждают, что возможное нововведение только усложнит процесс урегулирования убытков.

Соответствующий проект МВД, предлагающий признать утратившим силу приказ от 1 апреля 2011 г. № 154 «Об утверждении формы справки о дорожно-транспортном происшествии», уже проходит обсуждение. В первоначальной редакции было указано, что МВД совместно с Минфином утверждает форму справки о ДТП. Однако указанное там постановление правительства утратило силу, и в настоящее время МВД не имеет необходимых полномочий. С этим и связано появление нового проекта об отмене справки.

«Страховые компании лоббируют любые усложнения для автомобилистов».

«Эта инициатива абсолютно верная, — считает руководитель юридической компании «ГлавСтрахКонтроль» Николай Тюрников. – У нас долгое время существовала система, при которой сотрудники ГИБДД выезжали оформлять мелкие ДТП, выдавали справки. Этого делать они не должны - их задача заниматься безопасностью дорожного движения. Для чего сотрудник ГИБДД находится на месте ДТП? Он описывает на глазок видимые повреждения и не фиксирует скрытые. Владелец машины все равно потом едет в страховую компанию, которая делает осмотр. Так зачем создавать юридический документ, который является оценкой обстоятельств на глазок?»

По мнению Тюрникова, в условиях введения европротокола отмена справки – это путь цивилизованного решения споров между автовладельцами и страховыми компаниями. «В Европе все разъезжаются с места ДТП, и никто не ждет инспектора, не едет потом в полицию получать справку, – говорит он. – Там, правда, страховая компания не включена в процесс осмотра. Но для России это, видимо, следующий этап. С учетом того, что у нас предусмотрены независимые эксперты, и они аккредитуются в РСА, владелец не должен показывать машину страховой. Он может ее показать независимому эксперту, которому доверяет. Сразу парирую доводы страховых компаний и скажу, что независимый эксперт дорожит своей профессией и лицензией и поэтому никогда не посчитает в пользу страховой компании или в пользу автовладельца».

«В справке есть информация, позволяющая установить обстоятельства ДТП».
Сами страховщики выступают против отмены справок. Представитель Российского союза автостраховщиков (РСА) отметил в беседе с корреспондентом Autonews.ru, что не поддерживает данную меру, поскольку в справке содержится принципиально важная информация: «Справка о ДТП по форме, установленной в настоящее время приказом МВД № 154, содержит информацию, позволяющую страховщику установить обстоятельства ДТП без участия заинтересованных лиц. А также получить важные сведения, отсутствующие в извещении о ДТП или в иных документах».

Страховая компания может получить информацию об обстоятельствах ДТП по запросу в правоохранительные органы, однако ответа придется долго ждать. «Срок рассмотрения такого запроса правоохранительными органами составляет 30 дней, тогда как на принятие решение по страховой выплате в рамках ОСАГО отводится 20 дней, – пояснил заместитель начальника управления розничного страхования СПАО «РЕСО-Гарантия» Никита Ситников. – Поэтому отмена справки негативно скажется на урегулировании убытков. Вот почему мы относимся к этой инициативе крайне отрицательно».

По мнению Николая Тюрникова, срок для ответа госоргана на запрос страховщика может быть сокращен для того, чтобы уложиться в 20-дневый период, а со стороны ГИБДД не должно возникнуть проблем, так как они заинтересованы в том, чтобы на заниматься страховыми делами, а сосредоточиться на своей основной функции. «Страховые компании включаются в борьбу против этого только потому, что лоббируют любые усложнения, лишь бы людям было сложнее получить страховую выплату», - добавил Тюрников.

«Отмена справок негативно скажется на урегулировании убытков».
Анонимный источник в страховом бизнесе признался в беседе с корреспондентом Autonews.ru, что причина беспокойства, вызванного возможной отменой справки, иная. Дело в том, что положительные изменения после реформы ОСАГО могут быть сведены на нет всплеском мошенничества. По сути, страховщикам нужна не столько справка, сколько присутствие при разборе ДТП инспектора ГИБДД в качестве третьей незаинтересованной стороны. А тип документа, который он оформит по итогам, не так важен. Главное, чтобы там содержалась вся необходимая информация о виновнике и обстоятельствах аварии.

Другой источник в страховой компании, также пожелавший сохранить анонимность, признал важность справки о ДТП для превентивной борьбы с мошенничеством и добавил: «Справка – это последнее, что мешает мошенникам». По его словам, такой документ нетрудно раздобыть за определенную сумму — от 1 тыс. до 3 тыс. рублей за поврежденную деталь.

Стремление ГИБДД отменить справку о ДТП может иметь еще одну цель – устранение коррупционной схемы. Страховщики признают, что несмотря на их протесты, у МВД есть все возможности довести начатое до конца. Начальник управления правового регулирования ГИБДД Юрий Шакиров рассказал порталу «М24», что этот проект уже три месяца прорабатывается совместно с правительством и Центробанком. Шакиров выразил надежду, что к осени решение по проекту будет принято.

История справки о ДТП

Справка о ДТП была введена как средство борьбы с мошенническими схемами по ОСАГО и каско. Согласно приказу МВД России N 185 от 2 марта 2009 года, инспектор ГИБДД должен выдавать ее участникам дорожно-транспортного происшествия на месте.

В апреле 2011 года была установлена новая форма справки. В ней должны содержаться спутниковые координаты места аварии, данные об освидетельствовании на состоянии алкогольного опьянения, поименный список погибших и пострадавших с указанием. Пункт о наложении административного штрафа из новой справки был исключен. Спустя год стало необязательным заверять справку печатью в подразделении ГИБДД, а инспекторам запретили указывать наличие скрытых повреждений автомобиля. С появлением возможности оформлять ДТП по европротоколу без участия инспекторов справка более не требуется.

Евгений Багдасаров
Фото: Виктор Карасев / Фотобанк Лори