Экологические нормы и еще 10 причин запретить автомобиль
После прекращения продаж дизельных автомобилей концерна Volkswagen в США запрет на них начали вводить и в Европе - первыми отметились Швейцария и Италия. Другие страны настаивают на собственном расследовании. Причиной скандала, получившего название «Дизельгейт», стало программное обеспечение, искажающее результаты экологических тестов.
Во многих странах действуют довольно жесткие правила сертификации, и автомобиль, который им не отвечает, просто не допустят к продажам. Кроме того, в Европе, США и Азии существуют некоммерческие организации, которые самостоятельно тестируют автомобили по своим, более жестким правилам. И они легко могут повлиять на имидж не только определенной модели, но и целой компании. Попасть под запрет может и автомобиль, соответствующий нормам безопасности и экологии.
Продажи электромобилей Tesla оказались под запретом в нескольких американских штатах (Техасе, Аризоне, Западной Вирджинии, Нью-Джерси и Северной Каролине) из-за слишком инновационной маркетинговой стратегии. Причиной стал судебный иск Ассоциации автодилеров США, недовольных практикой прямых продаж компании. Дело в том, что Tesla реализует свои электромобили через собственные шоурумы, а местное законодательство запрещает автопроизводителям владеть дилерскими центрами. Однако не все суды штатов проявили единодушие - в Нью-Йорке и Массачусетсе решение было вынесено в пользу Tesla.
Классический Land Rover Series III покинул американский рынок в 1974 году из-за ужесточившихся экологических требований. Тем не менее, английской компании удалось спустя 20 лет перезапустить в США модернизированную версию внедорожника под названием Defender. Машину удалось доработать в соответствии с американскими требованиями по безопасности, но спустя пять лет они стали жестче: новые автомобили должны были оснащаться подушками безопасности и выдерживать боковой удар. Это стало непреодолимой задачей для компании Land Rover и ей пришлось сворачивать продажи заслуженного внедорожника, сосредоточившись на более современных моделях.
Mazda RX8 тоже пала жертвой экологии. В 2009 году Европа перешла на более жесткий стандарт Евро-5, и выхлоп экзотического роторного двигателя уже не соответствовал новым нормам по вредным выбросам. В результате RX8 попала под запрет, и компании Mazda пришлось свернуть продажи этой модели на европейском рынке. А без Европы производство роторного купе становилось нерентабельным. Выпуск машины был прекращен в 2011-м, но спустя несколько лет Mazda решила вернуться к идее роторного мотора и планирует представить на автосалоне в Токио концепт с такой силовой установкой.
Иногда не нужно прямого запрета на ввоз автомобиля - достаточно испортить его имидж. В 1988 журнал американского союза потребителей Consumer Reports признал маленький внедорожник Suzuki Samurai потенциально опасным – тесты издания показали, что автомобиль может опрокинуться при резком объезде препятствия. Suzuki прекратила продажи «Самурая» в США в 1996 году, но при этом подала в суд на Consumer Reports, обвиняя журнал в клевете и критикуя методику испытаний. Тем не менее, вскоре стала известна неутешительная статистика компании по количеству жертв, вызванных опрокидыванием Suzuki Samurai. В 2004 году стороны достигли вынужденного примирения, но продажи машины на американском рынке не возобновились.
Репутацию внедорожника Landwind X6 подорвал краш-тест, организованный немецким автоклубом ADAC. Удара по правилам Euro NCAP на скорости 64 км/ч устаревшая конструкция не выдержала - в случае аварии у пассажиров машины не было ни единого шанса выжить. Хотя тест на меньшей скорости X6 все же прошел, продажи внедорожника стремительно пошли вниз. X6 стал первым «китайцем», представленным в Европе - машину ввозили с 2005 года небольшими партиями по упрощенным правилам сертификации. Однако первый блин оказался комом, и проваленный краш-тест надолго закрыл европейский рынок для китайцев.
Китайские автопроизводители не добились успеха в Европе из-за страсти к копированию. В 2008 году компания BMW добилась запрета на продажи внедорожника Shuanghuan SCEO, напоминавшего кроссовер X5. В Италии сходств с BMW не нашли, поэтому запрещать машину не стали. Зато нашли другого клона – хэтчбек Great Wall Peri, очень похожий на Fiat Panda. В результате судебных разбирательств компания Great Wall была оштрафована за плагиат.
Израильские власти запретили продавать в стране Chevrolet SS – заднеприводный спортседан с мотором от суперкара Corvette. Причиной послужила отнюдь не экология, а неподобающее название машины, которое у инициаторов запрета вызвало ассоциации с немецкими охранными отрядами СС. В General Motors, называя машину, разумеется, ничего подобного в виду не имели. SS – сокращение от Super Sport, и такой индекс присваивали «заряженным» автомобилям концерна с начала 1960-х.
Суперкар Corvette Stingray С7, в свою очередь, оказался под запретом в Южной Корее по совершенно другой причине. Выяснилось, что звук могучей «восьмерки» мощностью 466 л.с. во время разгона превышает 100 децибел и не укладывается в местные нормы по предельно допустимому уровню шума. В General Motors решили, что усилия не окупятся: продажи прошлых поколений Corvette были очень низкими (примерно 12 машин в год). Новое поколение суперкара, продажи которого стартовали в 2013 году, так в Южную Корею и не попало.
Против автомобилей Chevrolet в 2012 году выступил шейх египетских салафитов. Причиной запрета стал шильдик: в традиционной «бабочке» духовный лидер мусульман разглядел христианский крест. В результате им была выпущена фетва, предписывающая правоверным не ездить на автомобилях марки Chevrolet. Однако серьезных последствий этот запрет не имел, и автомобили Chevrolet, включая модель Cruze, по-прежнему продаются в Египте.
Туркменские издания пишут, что в сентябре в страну по неизвестным причинам запрещен ввоз автомобилей марок Audi, Mercedes-Benz и BMW. По количеству диковинных автомобильных запретов Туркменистан является абсолютным лидером. В течение нескольких лет там последовательно запретили ввоз праворульных автомобилей, спортивных и двухдверных моделей, машин с двигателями объемом меньше 1,3 л и выше 3,5 литра. Позже, когда власти объявили столицу страны Ашхабад белым городом, под запрет попали транспортные средства черного цвета, а также с тонированными стеклами.
Евгений Багдасаров
Во многих странах действуют довольно жесткие правила сертификации, и автомобиль, который им не отвечает, просто не допустят к продажам. Кроме того, в Европе, США и Азии существуют некоммерческие организации, которые самостоятельно тестируют автомобили по своим, более жестким правилам. И они легко могут повлиять на имидж не только определенной модели, но и целой компании. Попасть под запрет может и автомобиль, соответствующий нормам безопасности и экологии.
США - Tesla
Продажи электромобилей Tesla оказались под запретом в нескольких американских штатах (Техасе, Аризоне, Западной Вирджинии, Нью-Джерси и Северной Каролине) из-за слишком инновационной маркетинговой стратегии. Причиной стал судебный иск Ассоциации автодилеров США, недовольных практикой прямых продаж компании. Дело в том, что Tesla реализует свои электромобили через собственные шоурумы, а местное законодательство запрещает автопроизводителям владеть дилерскими центрами. Однако не все суды штатов проявили единодушие - в Нью-Йорке и Массачусетсе решение было вынесено в пользу Tesla.
США - Land Rover Defender
Классический Land Rover Series III покинул американский рынок в 1974 году из-за ужесточившихся экологических требований. Тем не менее, английской компании удалось спустя 20 лет перезапустить в США модернизированную версию внедорожника под названием Defender. Машину удалось доработать в соответствии с американскими требованиями по безопасности, но спустя пять лет они стали жестче: новые автомобили должны были оснащаться подушками безопасности и выдерживать боковой удар. Это стало непреодолимой задачей для компании Land Rover и ей пришлось сворачивать продажи заслуженного внедорожника, сосредоточившись на более современных моделях.
Европа - Mazda RX8
Mazda RX8 тоже пала жертвой экологии. В 2009 году Европа перешла на более жесткий стандарт Евро-5, и выхлоп экзотического роторного двигателя уже не соответствовал новым нормам по вредным выбросам. В результате RX8 попала под запрет, и компании Mazda пришлось свернуть продажи этой модели на европейском рынке. А без Европы производство роторного купе становилось нерентабельным. Выпуск машины был прекращен в 2011-м, но спустя несколько лет Mazda решила вернуться к идее роторного мотора и планирует представить на автосалоне в Токио концепт с такой силовой установкой.
США - Suzuki Samurai
Иногда не нужно прямого запрета на ввоз автомобиля - достаточно испортить его имидж. В 1988 журнал американского союза потребителей Consumer Reports признал маленький внедорожник Suzuki Samurai потенциально опасным – тесты издания показали, что автомобиль может опрокинуться при резком объезде препятствия. Suzuki прекратила продажи «Самурая» в США в 1996 году, но при этом подала в суд на Consumer Reports, обвиняя журнал в клевете и критикуя методику испытаний. Тем не менее, вскоре стала известна неутешительная статистика компании по количеству жертв, вызванных опрокидыванием Suzuki Samurai. В 2004 году стороны достигли вынужденного примирения, но продажи машины на американском рынке не возобновились.
Европа - Landwind X6
Репутацию внедорожника Landwind X6 подорвал краш-тест, организованный немецким автоклубом ADAC. Удара по правилам Euro NCAP на скорости 64 км/ч устаревшая конструкция не выдержала - в случае аварии у пассажиров машины не было ни единого шанса выжить. Хотя тест на меньшей скорости X6 все же прошел, продажи внедорожника стремительно пошли вниз. X6 стал первым «китайцем», представленным в Европе - машину ввозили с 2005 года небольшими партиями по упрощенным правилам сертификации. Однако первый блин оказался комом, и проваленный краш-тест надолго закрыл европейский рынок для китайцев.
Германия - Shuanghuan SCEO
Китайские автопроизводители не добились успеха в Европе из-за страсти к копированию. В 2008 году компания BMW добилась запрета на продажи внедорожника Shuanghuan SCEO, напоминавшего кроссовер X5. В Италии сходств с BMW не нашли, поэтому запрещать машину не стали. Зато нашли другого клона – хэтчбек Great Wall Peri, очень похожий на Fiat Panda. В результате судебных разбирательств компания Great Wall была оштрафована за плагиат.
Израиль - Chevrolet SS
Израильские власти запретили продавать в стране Chevrolet SS – заднеприводный спортседан с мотором от суперкара Corvette. Причиной послужила отнюдь не экология, а неподобающее название машины, которое у инициаторов запрета вызвало ассоциации с немецкими охранными отрядами СС. В General Motors, называя машину, разумеется, ничего подобного в виду не имели. SS – сокращение от Super Sport, и такой индекс присваивали «заряженным» автомобилям концерна с начала 1960-х.
Южная Корея - Corvette Stingray
Суперкар Corvette Stingray С7, в свою очередь, оказался под запретом в Южной Корее по совершенно другой причине. Выяснилось, что звук могучей «восьмерки» мощностью 466 л.с. во время разгона превышает 100 децибел и не укладывается в местные нормы по предельно допустимому уровню шума. В General Motors решили, что усилия не окупятся: продажи прошлых поколений Corvette были очень низкими (примерно 12 машин в год). Новое поколение суперкара, продажи которого стартовали в 2013 году, так в Южную Корею и не попало.
Египет - Chevrolet
Против автомобилей Chevrolet в 2012 году выступил шейх египетских салафитов. Причиной запрета стал шильдик: в традиционной «бабочке» духовный лидер мусульман разглядел христианский крест. В результате им была выпущена фетва, предписывающая правоверным не ездить на автомобилях марки Chevrolet. Однако серьезных последствий этот запрет не имел, и автомобили Chevrolet, включая модель Cruze, по-прежнему продаются в Египте.
Туркменистан - Audi, Mercedes-Benz, BMW
Туркменские издания пишут, что в сентябре в страну по неизвестным причинам запрещен ввоз автомобилей марок Audi, Mercedes-Benz и BMW. По количеству диковинных автомобильных запретов Туркменистан является абсолютным лидером. В течение нескольких лет там последовательно запретили ввоз праворульных автомобилей, спортивных и двухдверных моделей, машин с двигателями объемом меньше 1,3 л и выше 3,5 литра. Позже, когда власти объявили столицу страны Ашхабад белым городом, под запрет попали транспортные средства черного цвета, а также с тонированными стеклами.
Евгений Багдасаров