Дизельный тупик: когда Европа пересядет на гибриды
Toyota отметила продажу миллионного гибрида на европейском рынке. Европа становится все более перспективным рынком для автомобилей на альтернативном топливе: последствия «дизельгейта» и дальнейшее ужесточение норм вредных выбросов могут значительно упрочить их позиции.
Миллионным автомобилем стал хэтчбек Auris Hybrid - у него та же, что и у Prius, бензин-электрическая установка, но при этом он стоит дешевле. Продажа миллионного автомобиля говорит о возрастающей роли европейского рынка. Прежде всего, гибриды разрабатываются для США, но и в Европе, где очень сильны позиции дизеля, они становятся все популярнее. По данным Международного энергетического агентства IEA, на начало текущего года гибридный парк США насчитывал 3,5 млн машин и за 12 месяцев увеличился на 450 000 единиц. Европа по этому показателю недотянула до миллиона, при этом спрос вырос за прошлый год сразу на 350 000.
Lexus, например, решил не разрабатывать специально для европейского рынка дизельные модели. Глава Lexus Europe Алан Юттенховен рассказал корреспонденту Autonews.ru, что компания не видит в этом смысла: чтобы соответствовать жестким нормам экологии, эти моторы делают все сложнее и дороже. По его мнению, уже скоро гибрид будет доступнее дизельной машины. Кроме того, отношение к ним в Европе изменилось, и уже сейчас 98% продаж Lexus приходится на бензин-электрические версии.
Миллионным автомобилем стал хэтчбек Auris Hybrid - у него та же, что и у Prius, бензин-электрическая установка, но при этом он стоит дешевле. Продажа миллионного автомобиля говорит о возрастающей роли европейского рынка. Прежде всего, гибриды разрабатываются для США, но и в Европе, где очень сильны позиции дизеля, они становятся все популярнее. По данным Международного энергетического агентства IEA, на начало текущего года гибридный парк США насчитывал 3,5 млн машин и за 12 месяцев увеличился на 450 000 единиц. Европа по этому показателю недотянула до миллиона, при этом спрос вырос за прошлый год сразу на 350 000.
Lexus, например, решил не разрабатывать специально для европейского рынка дизельные модели. Глава Lexus Europe Алан Юттенховен рассказал корреспонденту Autonews.ru, что компания не видит в этом смысла: чтобы соответствовать жестким нормам экологии, эти моторы делают все сложнее и дороже. По его мнению, уже скоро гибрид будет доступнее дизельной машины. Кроме того, отношение к ним в Европе изменилось, и уже сейчас 98% продаж Lexus приходится на бензин-электрические версии.
Согласно статистике Ассоциации европейских автопроизводителей, продажи электромобилей в Старом Свете за девять месяцев выросли на 62,2%, а гибридов – на 34,7%. Тем не менее, доля дизельных машин в общих европейских продажах составляет 40%, а доля автомобилей на альтернативных источниках топлива - менее 5%. В США продажи дизельных машин существенно уступают гибридам. Еще в начале 1980-х в Америке ежегодно продавалось 500 тыс. дизельных автомобилей, однако вскоре американцы разлюбили такие машины: у них создался устойчивый стереотип, что дизель – это грязно, шумно, медленно и ненадежно.
В конце 1990-х интерес к легковушкам на солярке снова начал расти. Согласно данным Института транспортных исследований Мичиганского университета, за счет меньшего расхода топлива их эксплуатация оказывается более чем на 30% дешевле, чем бензиновых аналогов, и за пятилетний срок владения можно сэкономить 2-6 тыс. долларов.
Это оказалось выгодно концерну Volkswagen, активно продвигающему на американском рынке небольшие дизельные легковушки. В 2010 году продажи дизельных автомобилей в США составили 101 624 штук, из которых 72 229 пришлись на марки VW и Audi. В прошлом году это соотношение составило 138 174 и 93 578 машин. Таким образом, немецкий концерн занимал 70% дизельного рынка, а в списке самых продаваемых значились Volkswagen Golf, Jetta, Passat и Audi Q5, работающие на солярке.
В начале сентября дизельный Golf в США стоил почти на 4 тыс. долларов дороже бензинового – минимум 22 345 долларов (1 512 000 руб. на курсу ЦБ). Для сравнения, за Toyota Prius просили 24 200 (1 638 000 руб.), а за подзаряжаемый вариант - почти 30 000 долларов (2 030 000 рублей). Но гибриды все равно были популярнее: в месяц, по данным профильного ресурса hybridcars.com, продавалось более 10 тыс. обычных «Приусов», три сотни подзаряжаемых и около двух тысяч электрических Golf.
В сентябре выяснилось, что на многих моторах VW установлено специальное программное обеспечение, занижающее выбросы оксидов азота (NOx), и концерн был вынужден снять свои дизельные бестселлеры с продаж. В результате был отмечен интерес к другим моделям VW. Например, к электромобилю e-Golf, популярность которого значительно выросла.
«От «дизельгейта», скорее всего, больше пострадает европейский дизельный рынок. В основном из-за повышенного внимания к проблеме экологии. В США доля продаж дизельных машин, возможно, снизится. Однако вряд ли снижение будет значительным, поскольку доля дизеля и без того невелика. То есть в США есть определенный круг потребителей, который предпочитает дизельные автомобили. И на эти предпочтения «дизельгейт» вряд ли окажет значительное влияние», — считает председатель совета директоров инжиниринговой компании 2К Илья Андриевский.
В Европе «дизельгейт» может привести к еще более серьезным последствиям для дизельного сегмента. Дело в том, что под подозрением оказался не только концерн VW. Европейская организация Emissions Analytics провела собственную серию тестов дизельных автомобилей в более жестких, чем европейский лабораторный тест NEDC дорожных условиях. При этом методика Emissions Analytics более приближена к реальности. Всего в тестах приняло участие 150 машин с моторами Евро-5 и 60 автомобилей с двигателями Евро-6. В результате только пять из них вписались в установленные нормы выбросов (NOx). У некоторых машин уровень выбросов в несколько раз превысил паспортные величины. Больше всего отличились полноприводные модели - некоторые из них показали 15-кратной превышение, а одна – 20-кратное.
Стандарт Евро-6, вступивший в силу в сентябре этого года, снизил допустимый уровень выбросов оксида азота для дизелей со 180 до 80 мг/км. Чтобы моторы соответствовали новым правилам, многие производители вынуждены использовать для нейтрализации (NOx) сложные системы рециркуляции и впрыск мочевины AdBlue. Это усложняет и удорожает конструкцию дизелей. Через два года должен заработать еще более жесткий стандарт Евро-6c, а региональные ездовые циклы NEDC в Европе, FTP-75 в Америке и JC08 в Японии заменит всемирный WLTC, который исключает применение жульнических схем вроде установки специально ПО, занижающего выбросы моторов.
В 2013 году доля дизельных машин в Европе уже снизилась с 45,5 до 42,1%, спустя год потеряла еще 1,2%. Разработка дизельных гибридов, по словам управляющего директора Peugeot Максима Пика, оказалась затратной, и они подходят далеко не для всех рынков. Компания Bosch нашла вариант решения проблемы и предложила недорогую низковольтную гибридную схему в сочетании с дизелем, где электромотор помогает ДВС при разгоне и рекуперирует энергию. Однако бензиновый агрегат в составе такой схемы все равно выглядит предпочтительнее: он проще и дешевле, а требования по выбросам оксида азота для него остались прежними. К тому же европейские чиновники рассматривают возможность увеличить сборы для дизелей, тогда как для гибридов и электромобилей предлагаются субсидии при покупке или льготы вроде бесплатной парковки, бесплатной зарядки или бесплатного доступа в центр крупных городов.
Евгений Багдасаров
Фото: Toyota, Lexus, Volkswagen, Global Look Press