7 вещей, которые нужно знать о «Дакаре»-2016
В минувший уикенд в Аргентине прошел заключительный этап ралли-рейда «Дакар». Последний спецучасток протяженностью в 180 км почти не повлиял на расстановку сил в итоговом зачете – победители ралли-рейда были известны еще за несколько дней до финиша. В этом году на «Дакаре» было все – от неоднозначных дебютов и слишком спокойных трасс до неожиданных поломок и аномальных природных условий. Гонка запомнилась стабильно высокими результатами «КАМАЗ-мастера», сменой лидеров в классе мотоциклов, а еще жалобами на организацию соревнований и неспортивным поведением некоторых участников. Все, что нужно знать о «Дакаре»-2016 – в обзоре на Autonews.ru.
«В этом году была высочайшая конкуренция в классе грузовиков, команды подготовились к ралли великолепно. В техническом плане соперники выросли значительно. Безусловно, когда команда «КАМАЗ-мастер» 13 раз побеждает на «Дакаре», то победы входят в привычку, но в спорте невозможно постоянно быть победителем. Серебро на нынешнем «Дакаре» для нас – это отличный стимул выступить лучше в следующем году и вернуть чемпионский титул», - подвел итоги ралли-рейда руководитель российской команды Владимир Чагин.
Третье место заняла IVECO (экипаж аргентинца Федерико Вильягра). В первой десятке оказался Эдуард Николаев из «КАМАЗ-мастер» (7 место). Остальные участники из России заняли лишь 14 и 15 место (Андрей Каргинов и Дмитрий Сотников).
«На этом «Дакаре» дороги больше были похожи на те, что используются в чемпионате мира по ралли. Это уже не «Дакар» в привычном понимании, и многие считают точно так же. Странно, что здесь были такие высокие скорости. Концепция мероприятия стала совершенно иной», - рассказал в интервью изданию Motorsport Жерар де Рой из IVECO.
Владимир Васильев из Toyota, который завершил ралли-рейд в классе легковых автомобилей на восьмом месте, придерживается такого же мнения. По его словам, «Дакар»-2016 был похож на удлиненную гонку WRC. «Как будто мы длинную гонку WRC проехали, и оказались в десятке сильнейших. Самым сложным был, наверное, предпоследний этап – 480 км узкой, закрученной дороги, хотя мы показали хороший результат на спецучастке. Считаю, что дальше организаторам нужно делать не WRC, а марафонские гонки, где больше бездорожья и дюн», - передает словам Васильева «Чемпионат».
Впрочем, на первых этапах Лёб показывал убедительные результаты и даже финишировал первым в Аргентине. Выступление француза запомнилось серьезной аварией на восьмом этапе ралли-рейда. За десять километров до финиша Лёб буквально раскрошил свой автомобиль, попав в канаву.
«Та река, которую мы проезжали, была очень быстрой и широкой. Впадину я, увы, не заметил. После того, как мы в нее влетели, автомобиль подпрыгнул и несколько раз перевернулся. Повреждения были чудовищными», - рассказал на пресс-конференции гонщик.
Экипаж в аварии не пострадал и сразу принялся за быстрый ремонт автомобиля. Спустя 40 минут Peugeot тронулся с места, но смог проехать всего несколько метров. Выяснилось, что у него был сломан привод. Однако Лёб после очередного ремонта в пустыне все-таки смог финишировать, уступив лидеру более часа.
«Недоволен организацией в этом году. Если в прошлом году на марафонском спецучастке элементарно давали кровати для сна, то в этом выдали подстилку - и спи на полу. Много ошибок было в ограничениях скорости на трассе, поэтому приходилось в течение 20 км ехать со скоростью 50 км в час. Кое-как приехал на старт, а меня не выпускают», - написал гонщик.
Еще Карякин рассказал, как помог найти разбившегося мотоциклиста, но ему за это не компенсировали время на финише. «Нам на брифинге организаторы всегда говорят, что если увидели аварию, нажимайте на приборе безопасности красную кнопку и ждите вертолета, а потраченное на помощь время вам потом компенсируют. Мотоциклист лежит, не встает, я нажал на красную кнопку на его приборе, на моем – вообще никаких действий со стороны организатора. Мотоциклиста попытался посадить на технику, он вроде пришел в себя, но я минут 5 потерял. Приехал на финиш, а организаторы отказываются компенсировать время, говорят, вертолет же не прилетал», - рассказал квадроциклист.
В итоговом зачете Карякин занял четвертое место, уступив Маркосу Патронелли и Алехандро Патронелли (оба аргентинцы), а также Брайану Барагванату из ЮАР.
Проблема заключалась в том, что грузовик Николаева замыкал первую пятерку, поэтому поставить машину на колеса было некому. Россиянин признался, что экипаж рассчитывал на помощь грузовика Генугтена из команды Жерара же Роя, но он просто проехал мимо.
«Мы все подготовили для ремонта, почистили песок вокруг. С правой стороны разбортировали оба колеса, но накачать мы их не смогли, так как не было воздуха, а двигатель запустить нельзя было, потому что машина лежала на боку», - рассказал Николаев.
Любителей «Дакара» больше всего возмутило решение остановить девятый этап, который проходил на севере Боливии. Температура воздуха превысила отметку в 45 градусов по Цельсию, и организаторы решили прекратить гонку во второй контрольной точке в целях безопасности.
Победитель «Дакара»-2009 Джиниель де Вильерс в интервью Motorsport признался, что он крайне удивлен таким решением организаторов, добавив, что о безопасности говорят лишь те участники ралли-рейда, которые плохо к нему готовятся. «Да, это был горячий этап, но у нас в машине был кондиционер, так что все нормально. Температура воздуха в Боливии не отличается от той, что в Африке. Если ты не готов к гонкам, то для тебя там и небезопасно», - заключил Джиниель де Вильерс.
«Честно говоря, перед «Дакаром» я представить не мог, что выиграю. К тому же я стал первым австралийцем, победившим в ралли-рейде – это какое-то безумие. Я надеюсь, что одержанная победа – это только начало, и мне удастся снова стать лучшим через год», - цитирует гонщика «Чемпионат».
«КАМАЗ-мастер» - самый стабильный участник ралли-рейда
В этом году российский «КАМАЗ-мастер», генеральным спонсором которого с 2005 года выступает банк ВТБ, занял второе место (экипаж Айрата Мардеева) в классе грузовиков, а победу одержала команда IVECO (Жерар де Рой), которая в итоговом зачете обошла ближайшего преследователя более чем на час. «КАМАЗ-мастер» – это самая стабильная команда ралли-рейдов за последние годы. Российский коллектив, напомним, 13 раз становился победителем «Дакара».«В этом году была высочайшая конкуренция в классе грузовиков, команды подготовились к ралли великолепно. В техническом плане соперники выросли значительно. Безусловно, когда команда «КАМАЗ-мастер» 13 раз побеждает на «Дакаре», то победы входят в привычку, но в спорте невозможно постоянно быть победителем. Серебро на нынешнем «Дакаре» для нас – это отличный стимул выступить лучше в следующем году и вернуть чемпионский титул», - подвел итоги ралли-рейда руководитель российской команды Владимир Чагин.
Третье место заняла IVECO (экипаж аргентинца Федерико Вильягра). В первой десятке оказался Эдуард Николаев из «КАМАЗ-мастер» (7 место). Остальные участники из России заняли лишь 14 и 15 место (Андрей Каргинов и Дмитрий Сотников).
«Дакар» стал быстрее
В 2016 году характер спецучастков ралли-рейда кардинальным образом отличался от того, что мы видели в 2015-м. Вместо глубоких песков, вязкой глины и глубокой грязи – проселочные дороги между южноамериканскими деревнями. Это главным образом и повлияло на расклад сил в итоговом зачете. В «КАМАЗ-мастере», например, признались, что команда готовилась к сложным спецучасткам, где не будет высоких скоростей. В результате первая половина гонки запомнилась всем бесконечными прямыми отрезками, где нужно было лишь разгоняться, упираясь в ограничитель скорости на 140 км в час.«На этом «Дакаре» дороги больше были похожи на те, что используются в чемпионате мира по ралли. Это уже не «Дакар» в привычном понимании, и многие считают точно так же. Странно, что здесь были такие высокие скорости. Концепция мероприятия стала совершенно иной», - рассказал в интервью изданию Motorsport Жерар де Рой из IVECO.
Владимир Васильев из Toyota, который завершил ралли-рейд в классе легковых автомобилей на восьмом месте, придерживается такого же мнения. По его словам, «Дакар»-2016 был похож на удлиненную гонку WRC. «Как будто мы длинную гонку WRC проехали, и оказались в десятке сильнейших. Самым сложным был, наверное, предпоследний этап – 480 км узкой, закрученной дороги, хотя мы показали хороший результат на спецучастке. Считаю, что дальше организаторам нужно делать не WRC, а марафонские гонки, где больше бездорожья и дюн», - передает словам Васильева «Чемпионат».
Себастьян Лёб неудачно дебютировал
От самого титулованного раллиста за всю историю ожидали как минимум попадание в тройку призеров, однако Себастьян Лёб, выступающий за Peugeot, не оправдал ожиданий. В итоговом зачете француз занял лишь девятое место, уступив сразу двум экипажам Peugeot – Сирилю Депре и Стефану Петеранселю. Последний, кстати, стал победителем «Дакара» в классе легковых автомобилей.Впрочем, на первых этапах Лёб показывал убедительные результаты и даже финишировал первым в Аргентине. Выступление француза запомнилось серьезной аварией на восьмом этапе ралли-рейда. За десять километров до финиша Лёб буквально раскрошил свой автомобиль, попав в канаву.
«Та река, которую мы проезжали, была очень быстрой и широкой. Впадину я, увы, не заметил. После того, как мы в нее влетели, автомобиль подпрыгнул и несколько раз перевернулся. Повреждения были чудовищными», - рассказал на пресс-конференции гонщик.
Экипаж в аварии не пострадал и сразу принялся за быстрый ремонт автомобиля. Спустя 40 минут Peugeot тронулся с места, но смог проехать всего несколько метров. Выяснилось, что у него был сломан привод. Однако Лёб после очередного ремонта в пустыне все-таки смог финишировать, уступив лидеру более часа.
Гонщики жаловались на плохую организацию
Мы привыкли к тому, что каждый год на плохую организацию ралли-рейда жалуются гонщики и представители команд. В 2016-м ничего не изменилось, а красноречивее всех высказался российский квадроциклист Сергей Карякин. На своей странице в социальной сети «ВКонтакте» гонщик назвал организацию ралли-рейда «бардаком».«Недоволен организацией в этом году. Если в прошлом году на марафонском спецучастке элементарно давали кровати для сна, то в этом выдали подстилку - и спи на полу. Много ошибок было в ограничениях скорости на трассе, поэтому приходилось в течение 20 км ехать со скоростью 50 км в час. Кое-как приехал на старт, а меня не выпускают», - написал гонщик.
Еще Карякин рассказал, как помог найти разбившегося мотоциклиста, но ему за это не компенсировали время на финише. «Нам на брифинге организаторы всегда говорят, что если увидели аварию, нажимайте на приборе безопасности красную кнопку и ждите вертолета, а потраченное на помощь время вам потом компенсируют. Мотоциклист лежит, не встает, я нажал на красную кнопку на его приборе, на моем – вообще никаких действий со стороны организатора. Мотоциклиста попытался посадить на технику, он вроде пришел в себя, но я минут 5 потерял. Приехал на финиш, а организаторы отказываются компенсировать время, говорят, вертолет же не прилетал», - рассказал квадроциклист.
В итоговом зачете Карякин занял четвертое место, уступив Маркосу Патронелли и Алехандро Патронелли (оба аргентинцы), а также Брайану Барагванату из ЮАР.
«КАМАЗу» не помогли конкуренты
Неудачным этапом для «КАМАЗ-мастера» стал участок под номером десять. Пилот команды Эдуард Николаев финишировал тогда лишь на двадцатой позиции. После гонки россиянин рассказал, что произошло. По его словам, грузовик лег на бок во время прохождения песчаных дюн. «Решили спуститься с дюны, начали движение, но в этот момент машина неожиданно накренилась на правую сторону и легла на бок», - передает слова Николаева пресс-служба «КАМАЗ-мастера».Проблема заключалась в том, что грузовик Николаева замыкал первую пятерку, поэтому поставить машину на колеса было некому. Россиянин признался, что экипаж рассчитывал на помощь грузовика Генугтена из команды Жерара же Роя, но он просто проехал мимо.
«Мы все подготовили для ремонта, почистили песок вокруг. С правой стороны разбортировали оба колеса, но накачать мы их не смогли, так как не было воздуха, а двигатель запустить нельзя было, потому что машина лежала на боку», - рассказал Николаев.
Требования по безопасности сказались на интриге
«Дакар»-2016 запомнился несколькими переносами гонок из-за природных аномалий. Еще организаторы урезали спецучастки, ссылаясь на требования по безопасности. Среди причин переносов значились, например, разлившиеся реки и слишком высокая температура воздуха. На протяжении всей своей истории организаторы «Дакара», наоборот, стремились к усложнению спецучастков, рассчитывая, что чем больше участников сходят с дистанции, тем проще следить за оставшимися.Любителей «Дакара» больше всего возмутило решение остановить девятый этап, который проходил на севере Боливии. Температура воздуха превысила отметку в 45 градусов по Цельсию, и организаторы решили прекратить гонку во второй контрольной точке в целях безопасности.
Победитель «Дакара»-2009 Джиниель де Вильерс в интервью Motorsport признался, что он крайне удивлен таким решением организаторов, добавив, что о безопасности говорят лишь те участники ралли-рейда, которые плохо к нему готовятся. «Да, это был горячий этап, но у нас в машине был кондиционер, так что все нормально. Температура воздуха в Боливии не отличается от той, что в Африке. Если ты не готов к гонкам, то для тебя там и небезопасно», - заключил Джиниель де Вильерс.
В классе мотоциклов новый чемпион
В этом году на «Дакар» не поехали Марк Кома и Сирил Депре, которые едва ли не по очереди побеждали в классе мотоциклов на протяжении последних лет. В прошедшем ралли-рейде победу одержал австралиец Тоби Прайс, выступающий за KTM. Эта команда, напомним, лидирует в своем классе уже 15 лет. В прошлом году Прайс занял третье место, но в 2016-м, по его признанию, на лидерство и не надеялся.«Честно говоря, перед «Дакаром» я представить не мог, что выиграю. К тому же я стал первым австралийцем, победившим в ралли-рейде – это какое-то безумие. Я надеюсь, что одержанная победа – это только начало, и мне удастся снова стать лучшим через год», - цитирует гонщика «Чемпионат».