Глава ЦОДД: «Камера не увидит номер, только если его замазать грязью»
В прошлом году в Москве появились камеры, которые фиксируют выезд на загруженный перекресток, комплексы на МКАД начали штрафовать за езду по обочине, а на ТТК теперь наказывают за поворот из другого ряда. Руководитель Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Вадим Юрьев подвел итоги работы камер в 2015 году, рассказал, какие нарушения будут фиксироваться в будущем, и объяснил, зачем в камеры заливают «незамерзайку».
- В декабре 2015 г. появилась информация, что в ближайшем будущем камеры начнут фиксировать агрессивное вождение. Как это будет происходить технически?
- В законодательстве нет термина «агрессивное вождение». В то же время мы все понимаем, что человек, который несется по городу со скоростью 200 км/ч, - это потенциальный источник опасности для всех. Проблема не может быть решена тем, что ему пришлют штраф. В Москве в прошлом году было несколько подобных трагедий – в частности, на Кутузовском проспекте. Такого человека нужно быстро зафиксировать. Технически это будет происходить так: едет нарушитель с существенным превышением скорости, проезжает на красный свет, перестраивается через сплошные линии разметки, камера его определяет и в режиме онлайн передает информацию на планшет ближайшему патрулю ГИБДД или на ближайший пост. Полицейские смогут такого человека остановить через несколько минут.
- Технически камеры готовы уже сегодня работать в таком режиме или потребуется переоснастка?
- Полная переоснастка совершенно не нужна. Скорее, потребуется обновление в настройках и связях между нашими системами и системами ГИБДД.
- В Москве камеры еще не начали фиксировать выезд за стоп-линию, хотя в некоторых регионах такие дорожные комплексы работают уже давно. Почему в столице это появится позднее?
- Если мы что-то начинаем делать, то стараемся выполнять задачу хорошо. Мы хотим, чтобы технология работала безотказно. Мы потратим больше времени на тестирование, определим лучшего производителя, настроим технику таким образом, чтобы минимизировать количество спорных ситуаций, и только после этого начнется установка. Мы хотим выстроить идеальную ситуацию, чтобы нарушители были наказаны, а законопослушные водители не получали штрафы.
- Уже есть понимание, когда такие камеры заработают?
- Эти камеры заработают ближе к концу текущего года. Сначала нам нужно посмотреть на результаты работы «вафельниц».
- По «вафельницам» уже есть какая-то статистика? Как они себя показывают?
- «Вафельницы» показывают себя очень прилично, потому что они очень хорошо разгружают перекрестки. Мы намерены распространять этот проект на другие перекрестки – там, где это будет адекватно. Сейчас у нас три перекрестка с «вафельницами».
- В законодательстве нет термина «агрессивное вождение». В то же время мы все понимаем, что человек, который несется по городу со скоростью 200 км/ч, - это потенциальный источник опасности для всех. Проблема не может быть решена тем, что ему пришлют штраф. В Москве в прошлом году было несколько подобных трагедий – в частности, на Кутузовском проспекте. Такого человека нужно быстро зафиксировать. Технически это будет происходить так: едет нарушитель с существенным превышением скорости, проезжает на красный свет, перестраивается через сплошные линии разметки, камера его определяет и в режиме онлайн передает информацию на планшет ближайшему патрулю ГИБДД или на ближайший пост. Полицейские смогут такого человека остановить через несколько минут.
- Технически камеры готовы уже сегодня работать в таком режиме или потребуется переоснастка?
- Полная переоснастка совершенно не нужна. Скорее, потребуется обновление в настройках и связях между нашими системами и системами ГИБДД.
- В Москве камеры еще не начали фиксировать выезд за стоп-линию, хотя в некоторых регионах такие дорожные комплексы работают уже давно. Почему в столице это появится позднее?
- Если мы что-то начинаем делать, то стараемся выполнять задачу хорошо. Мы хотим, чтобы технология работала безотказно. Мы потратим больше времени на тестирование, определим лучшего производителя, настроим технику таким образом, чтобы минимизировать количество спорных ситуаций, и только после этого начнется установка. Мы хотим выстроить идеальную ситуацию, чтобы нарушители были наказаны, а законопослушные водители не получали штрафы.
- Уже есть понимание, когда такие камеры заработают?
- Эти камеры заработают ближе к концу текущего года. Сначала нам нужно посмотреть на результаты работы «вафельниц».
- По «вафельницам» уже есть какая-то статистика? Как они себя показывают?
- «Вафельницы» показывают себя очень прилично, потому что они очень хорошо разгружают перекрестки. Мы намерены распространять этот проект на другие перекрестки – там, где это будет адекватно. Сейчас у нас три перекрестка с «вафельницами».
- В Москве уже работают камеры, фиксирующие поворот из другого ряда. Особенно показательна ситуация на съезде с ТТК на Варшавское шоссе, где теперь выстраивается длинная очередь из автомобилей в пределах одной полосы. На ваш взгляд, это мера для повышения безопасности или скорее инструмент для борьбы с заторами?
- Каждое место, где мы ставим камеру, согласовывается с ГИБДД. У ЦОДД есть две задачи: снижение аварийности и повышение комфорта передвижения. В случае с поворотом из другого ряда, а таких камер у нас уже три, система решает обе задачи. Если в правый поворот пытаются вписаться машины из трех-четырех рядов, то возникают точки пересечений - конфликтные точки в движении, как их еще называют. Это совершенно неправильно: поток должен ехать с одной скоростью, а в такой ситуации теряется равномерность. Значит, нужно снизить количество конфликтных точек, когда автомобилисты, поворачивающие из другого ряда, пытаются «отжать» других участников дорожного движения. Если нет точек пересечения, то и аварийности нет. Комфорт в том, что человек может ехать с одинаковой скоростью и предсказуемой динамикой – ему не нужно резко тормозить и реагировать на лихача, который решил, что он умнее всех и хочет влезть.
- Получается, что фиксация происходит в полуавтоматическом режиме, когда по фотографии ваш сотрудник определяет, есть там нарушение или нет?
- Система полностью автоматизирована, а ручной труд здесь минимален – это понятно даже по тому объему штрафов, который мы обрабатываем. Есть представитель ГИБДД, который контролирует подобные случаи в соответствии с федеральным законом. Но система выдает практически готовое решение. Это скорее контроль на ошибки, а не контроль конкретного штрафа.
- В прошлом году камеры на МКАД начали фиксировать езду по обочине. Есть методика, как обмануть систему? Автомобилисты советуют друг другу включать аварийную сигнализацию.
- Все подобные хитрости не работают. Камера рисует траекторию – по ней совершенно четко видно, двигался автомобиль с включенной аварийной сигнализацией или нет. Если он ехал с ней по обочине, то нарушал правила дорожного движения.
- Как в таком случае камера определяет тех, кто действительно сломался?
- Если человек сломался, то он на обочине остановился – камера нарисует его траекторию движения, которая в определенной точке закончится.
- Спорных ситуаций не возникает?
- В целом, если брать общую статистику по стационарным камерам в Москве, то спорные ситуации единичны. Во-первых, наши стационарные камеры - это хорошо отработанный прибор, во-вторых, у нас есть позиция, и она поддерживается ГИБДД, что все сомнения трактуются в пользу автомобилистов на этапе вынесения штрафов. Доля спорных ситуаций ничтожно мала – около 1%. На фоне общего количества штрафов это исчезающе мало, поэтому назвать какие-то наиболее распространенные сбои практически невозможно.
- Как технически происходит перенастройка камер в выходные дни, когда можно двигаться по выделенным полосам? Камеры полностью отключаются?
- Камера не отключается никогда – она работает в сложных дорожных условиях 24 часа в сутки. Другое дело – выходные, когда не работают «выделенки». Соответственно, в этот момент компьютер определяет время, когда совершено нарушение, и дальше не пускает штраф по системе. Но, конечно, камеры фиксируют проезд по выделенным полосам и в выходные дни, но штрафы за это не выписываются. Большинство наших камер фиксируют не одно нарушение, а несколько. Соответственно, даже если «выделенка» выключена, то скорость камера в любом случае измеряет. Кроме этого, все комплексы являются для нас также и детекторами транспорта, с помощью которых понимаем, с какой скоростью автомобили движутся на данном участке, какая пропускная способность в конкретной точке.
- Насколько ограничен функционал камер? Какие нарушения они способны фиксировать в будущем?
- По сути, комплексы, которые установлены в Москве, могут фиксировать абсолютно любые нарушения – ограничений практически нет.
- А сколько сейчас муляжей камер в Москве?
- На текущий момент их 150. Если брать по соотношению, то это один к пяти. Настоящих камер сейчас около 800.
- Насколько полезными оказались передвижные комплексы фиксации нарушений?
- Передвижные камеры оказались хорошим продуктом и очень полезным для города. У нас сейчас чуть более 30 таких комплексов – они помогли очень существенно снизить аварийность. Мы их приобретали во многом по просьбе ГИБДД. Вместе с полицией координируем места дислокации этих комплексов. Намеренно делали их максимально заметными со стороны, потому что было важно не количество штрафов, а чтобы поток снижал скорость. Комплексы свою задачу решают.
- На ваш взгляд, правильно, когда автомобилистов предупреждают о камерах при помощи соответствующих знаков?
- Так положено делать с точки зрения закона. Значит, мы это делаем. Я думаю, просто не нужно нарушать, независимо от того, есть там знак или нет его.
- В какие дни недели москвичи нарушают ПДД больше всего?
- Если лето, хорошая погода, сухой асфальт, то некоторые люди считают, что это повод почувствовать себя Шумахером. В такие дни очень много штрафов по скорости. По статистике, пятница летом, когда автомобилисты после рабочей недели торопятся отдохнуть – наиболее проблемный период.
- В Москве начали появляться комплексы «Автодория», которые фиксируют среднюю скорость. Какие у них преимущества перед «Стрелкой»?
- Это разные технологии. Одна камера меряет скорость в моменте, другая делает это по среднему времени прохождения участка. Надо применять и ту, и другую. Мы открыты здесь в сотрудничестве, поэтому попробовали новый продукт.
- Как происходит фиксация в снегопады, когда камеры заметены, а номера – в грязи?
- В ПДД есть пункт, согласно которому водитель обязан ездить с чистыми читаемыми номерами. Камера распознает свыше 99% нормальных номеров, и в целом москвичи довольно законопослушные люди. Если номер залеплен грязью, машина в совершенно неподобающем состоянии, то, конечно, камеры не видят знаки. Автомобилисты, которые пользуются этим сознательно, будут оштрафованы сотрудниками ГИБДД. В ближайшее время мы совместно с ГИБДД планируем провести ежемесячник «Чистый автомобиль», рассчитываем, что дело пойдет.
- А защитные пленки, которые рекламируют в интернете, делают номера невидимыми?
- Пленки на номерах не работают. Камера не увидит номера, только если их снять или замазать толстым слоем грязи. Это все только разговоры. Что можно увидеть невооруженным глазом, то распознает и камера. Более того, благодаря ИК-поддержке камера даже видит немного больше, чем человек.
- В Москве есть специальная служба, которая занимается расчисткой камер во время снегопада?
- Такой службы нет. Камера – сложный технический прибор, который находится в агрессивной среде. У нас есть подрядчик – он в круглосуточном режиме приводит в порядок камеры. Это техническое обслуживание, пополнение бака с жидкостью, протирка особо загрязненных объективов, замена запчастей. Этот процесс не останавливается ни на секунду.
- Представьте ситуацию, когда по крупной улице города едет плотный поток транспорта, и все водители превышают скорость. Сколько автомобилистов способна оштрафовать камера?
- Камера может фиксировать до 60 нарушений в секунду. Даже на МКАД, где около 2 тысяч машин на полосу в час, мы распознаем все проезжающие автомобили. С этим проблем нет.
- Настроены камеры одинаково? Или на МКАД, например, фиксируют только плюс 40 км/ч, а на вылетных магистралях в черте города – плюс 30 км в час?
- Все разговоры о разной настройке камер не имеют ничего общего с действительностью. Если стоит знак 40 км/ч, то штрафуем за скорость 60 км/ч и выше, если 60 – то за 80 км/ч и так далее. Настройки зависят только от ограничения скорости на конкретном участке, но везде лимит, согласно законодательству, одинаковый – плюс 20 км в час.
- Почему в некоторых местах Москвы камеры замотаны полотенцами или черными пакетами? Например, на проспекте Андропова из-за ремонта пустили автомобилистов на выделенную полосу, а камера, установленная в том месте, закрыта тряпками. Не проще ли ее оттуда убрать?
- Перенос камеры – дело довольно дорогое и хлопотное. Если ГИБДД просит отставить камеру на опасном участке и после ремонта дороги, то мы ее не трогаем, а просто изолируем от внешних воздействий. В таком случае лучше дождаться, пока ремонт закончится, и просто включить эту камеру. Камера – это недешевое удовольствие. Каждый комплекс – это связь, выезды и техобслуживание. Камера оснащена баком с жидкостью – проще говоря, «незамерзайкой». Ее нужно постоянно заливать и при сильном загрязнении протирать объективы.
- А для чего камере «незамерзайка»?
- Здесь точно такой же принцип, как у автомобильного стеклоочистителя. Камера чистит объектив самостоятельно – такая конструкция уже давно отработана.
Роман Фарботко
Фото: РБК, simicon.ru