Второй шанс: почему Квят лишился места в Red Bull
Единственный российский пилот в Формуле-1 Даниил Квят потерял место в команде Red Bull Racing. На место спортсмена из Уфы чемпионский коллектив взял 18-летнего Макса Ферстаппена – вундеркинда из команды Toro Rosso, которая так же как и основной коллектив принадлежит компании по производству энергетических напитков Red Bull. Квята при этом отправили в Toro Rosso: по сути, компания устроила рокировку между двумя командами.
Для Формулы-1 это нетипичная ситуация. Scuderia Toro Rosso создана для обкатки молодых пилотов: обычно сюда приходят дебютанты Формулы-1. Red Bull специально купила вторую команду в чемпионате мира, чтобы у компании всегда был хороший выбор гонщиков на смену основному составу. После нескольких лет в Toro Rosso гонщиков либо увольняют как не оправдавших надежд, либо переводят в Red Bull Racing. Второй вариант почетен и практически гарантирует пилоту светлое будущее. Тенденция прервалась на Квяте. Даниила перевели в Red Bull Racing в 2015 г., но дальше что-то пошло не так.
Квят стал первым гонщиком, для которого переход из Toro Rosso в Red Bull Racing оказался неудачным, и первым, кого «разжаловали» из основной «конюшни» в молодежную. Autonews.ru разобрался, почему россиянин потерял место, о котором мечтают сотни пилотов по всему миру.
На предыдущей гонке в Китае Квят поднялся на подиум – но этого оказалось недостаточно, чтобы сохранить место в команде. После финиша сочинского этапа глава автоспортивной программы Red Bull Хельмут Марко был в ярости. Именно Марко принимает ключевые решения по составу гонщиков в Red Bull Racing и Toro Rosso. «Авария в Сочи стала результатом давления, которое Даниил оказывал сам на себя. Мы на него не давили, – объяснил Марко в интервью немецкому изданию Motorsport-Total. – Пару лет назад в похожей ситуации оказался Роман Гросжан: он устраивал одну аварию за другой. Мы решили избежать подобного сценария и снять с Даниила хотя бы часть давления, чтобы он смог вернуться к тому уровню, который показывал в прошлом сезоне».
На самом деле, решение об отстранении Квята назревало давно. Во время Гран-при России британские журналисты написали, что Red Bull Racing решила избавиться от Даниила еще в начале сезона, и никакие результаты пилота в сезоне-2016 не могли бы на это повлиять. Если это действительно так, то авария в Сочи стала удобным предлогом для досрочного разрыва с уфимским спортсменом.
«Квят был очень нестабилен, у него было слишком много взлетов и падений [по ходу сезона]. Он уступал Риккардо по три-пять десятых секунды с круга, в то время как в прошлом году он был на расстоянии атаки», – рассказал Хельмут Марко.
Даже подиум в Китае нельзя назвать однозначным успехом Квята. Да, россиянин филигранно стартовал, отменно реализовал тактическое преимущество и уверенно доехал третьим. В то же время, по ходу гонки Даниил занимал вторую позицию, но не смог удержать ее от натиска Себастьяна Феттеля на частично «подбитой» Ferrari. Финишировавший четвертым Риккардо также ехал быстрее Квята: на финальных кругах Дэниел активно накатывал на россиянина, и если бы в гонке был десяток лишних кругов, вполне мог навязать напарнику борьбу. В случае с Гран-при Китая будет уместно говорить о везении Квята и о его умении избегать неприятностей. Увы, на Гран-при России это умение куда-то исчезло.
Квяту тоже есть, чем похвастаться. В 2013 г. Даниил в год дебюта выиграл юниорское первенство GP3 – серию, в которой выступали 30 лучших молодых пилотов со всего мира. Впрочем, показательна даже не сама победа, а то, как именно Квят ее добился. В начале сезона у Даниила не получалось практически ничего: команда никак не могла разобраться с нюансами использования шин и раз за разом выбирала неправильную тактику. Россиянин продемонстрировал себя настоящим командным игроком: вместе с инженерами он решил все технические задачи и к середине сезона сделал команду непобедимой. По ходу сезона Даниил сильно отставал от лидеров, и только к финальным заездам смог догнать и опередить признанных фаворитов.
В других чемпионатах, где Квят выступал прежде, спортсмен показывал такую же несгибаемую выдержку и умение преодолевать поражения. В 2011 г. Даниил уступил своему напарнику Карлосу Сайнсу в Еврокубке Формулы-Renault 2.0. В тот момент Сайнс пошел на повышение, а Квят остался на второй год, но уже сезон спустя дуэлянты вновь оказались в одной команде и в одном чемпионате. Дело в том, что Карлос своим шансом не воспользовался, тогда как Даниил продемонстрировал впечатляющую скорость и стабильность.
На протяжении всей карьеры Квят показывал высокие результаты именно тогда, когда наблюдатели успевали в нем разувериться. «Долго запрягает» – это про него. А значит, после неудачного старта сезона-2016 вполне может последовать пробуждение в составе Toro Rosso. К тому же, Квят полжизни прожил в Италии и говорит на итальянском как на родном. Toro Rosso – команда с Апеннин, где механики и инженеры общаются на итальянском. Даниила ждет комфортная языковая среда и бригада механиков, с которой Квят уже работал – именно здесь россиянин дебютировал в Формуле-1 в 2014 году. В каком-то смысле Квяту и впрямь будет проще, чем в Red Bull Racing. К тому же, в напарниках у него окажется старый знакомый Карлос Сайнс, которого Квят уже побеждал.
Сейчас у Макса контракт с Red Bull, но, если голландца вдруг позовут в Scuderia, вряд ли пилот откажется. Цель Red Bull – не допустить ухода Ферстаппена. Когда в команде есть настолько быстрый пилот, самое глупое, что она может сделать – отдать его конкурентам. Контракт Макса с Red Bull никто не видел, но среди зарубежной прессы популярна версия, согласно которой Ферстаппен станет свободным агентом, если не получит место в основной команде Red Bull Racing в 2017 году. Такая перспектива открывает простую возможность для «похищения» пилота: в Ferrari как раз освобождается вакансия на следующий сезон. Пока Макс остается в Toro Rosso, Хельмут Марко не может спать спокойно.
В то же время существует вероятность, что шумиха вокруг Ферстаппена окажется пустым местом. Если Макс не настолько хорош, как представляется сейчас, долгосрочный контракт с 18-летним голландцем может испортить результаты команды на много лет вперед. Таким образом, лучшее решение на данный момент – это проверить Ферстаппена в деле. Сравнив Макса с Риккардо на равной машине, Хельмут Марко (и все болельщики Формулы-1) будет точно знать, насколько быстр Ферстаппен. А заодно – насколько хорошо Квят справляется с трудностями в Формуле-1. Все-таки, Даниил по-прежнему выступает с Максом в одном чемпионате – а значит, вполне может одолеть хваленого голландца в очной борьбе.
Во-вторых, у Даниила нет менеджера. В последние годы обязанности агента Квята выполнял сам Хельмут Марко: при наличии долгосрочного контракта с Red Bull россиянину просто не нужен был сторонний менеджер. Без агента Даниил вряд ли будет предлагать свои услуги незнакомым командам в течение сезона.
В-третьих, у Квята нет репутации. Риккардо – агрессивный и улыбчивый медоед, Ферстаппен – бесстрашный вундеркинд, Феттель – безошибочный компьютер в человеческом обличье. В сочетании с Квятом употребляют разве что слово «робот» – как иллюстрацию его безэмоциональности. Для болельщиков и спонсоров Квят слишком «скучный». Безликий спортсмен, который всегда говорит заученными фразами из пресс-релизов и никогда не позволяет себе лишнего.
Это не упрек: по чистой скорости россиянин определенно входит в число 22 быстрейших пилотов мира. А потому очевидно заслуживает места в Формуле-1. Другое дело, что именно сейчас Red Bull Racing собрала «дрим-тим», в составе которой Квяту просто не хватило места.
Чтобы остаться в командах Red Bull в 2017 г., Квяту нужны громкие успехи и еще немного везения. Для начала Даниилу предстоит опередить Карлоса Сайнса. Если все получится, то спортсмен может надеяться, что Ferrari все-таки переманит Риккардо или Ферстаппена. В этом случае в Red Bull Racing вновь освободится место, и Квят сможет его занять. Хельмут Марко подчеркивал: Даниил не уволен. Если бы команда действительно разочаровалась в российском пилоте, то Квят уже лишился бы места в Формуле-1: чемпионская команда никогда не церемонилась с гонщиками. Поэтому в данном случае переход в Toro Rosso можно считать комплиментом: Даниилу дали второй шанс. Десятки пилотов этого шанса не получили.
Наконец, Квят может попробовать перейти в другую команду. Выбор невелик: без спонсоров, которые необходимы для трудоустройства в маленькие команды, Даниил может быть интересен разве что Renault или Williams. И та, и другая команда пока не определилась с составом на следующий сезон. Но и претендентов там хоть отбавляй. А значит, Квят больше не может полагаться на везение. Теперь все зависит только от него.
Антон Погорельский, специально для Autonews.ru
Фото: Global Look Press, Getty Images
Для Формулы-1 это нетипичная ситуация. Scuderia Toro Rosso создана для обкатки молодых пилотов: обычно сюда приходят дебютанты Формулы-1. Red Bull специально купила вторую команду в чемпионате мира, чтобы у компании всегда был хороший выбор гонщиков на смену основному составу. После нескольких лет в Toro Rosso гонщиков либо увольняют как не оправдавших надежд, либо переводят в Red Bull Racing. Второй вариант почетен и практически гарантирует пилоту светлое будущее. Тенденция прервалась на Квяте. Даниила перевели в Red Bull Racing в 2015 г., но дальше что-то пошло не так.
Квят стал первым гонщиком, для которого переход из Toro Rosso в Red Bull Racing оказался неудачным, и первым, кого «разжаловали» из основной «конюшни» в молодежную. Autonews.ru разобрался, почему россиянин потерял место, о котором мечтают сотни пилотов по всему миру.
За что отстранили Квята
На последнем этапе Формулы-1 в Сочи Даниил Квят устроил зрелищное столкновение с Себастьяном Феттелем. Россиянин уткнулся в болид Ferrari в конце стартовой прямой, а потом еще раз поддел Себастьяна в дуге третьего поворота. Первый контакт оказался легким, но второй инцидент привел к масштабным последствиям: четырехкратный чемпион мира вылетел с трассы и разбил машину, попутно зацепив напарника Квята по команде Red Bull Racing Дэниела Риккардо. В результате гонка оказалась испорчена для всех троих. И если Феттель выбыл из борьбы в том же месте, то пилоты Red Bull Racing смогли доехать до боксов, где их машины наскоро отремонтировали и вернули в борьбу. Впрочем, очков это все равно не принесло – и Риккардо, и Квят завершили Гран-при России за пределами зачетной десятки.На предыдущей гонке в Китае Квят поднялся на подиум – но этого оказалось недостаточно, чтобы сохранить место в команде. После финиша сочинского этапа глава автоспортивной программы Red Bull Хельмут Марко был в ярости. Именно Марко принимает ключевые решения по составу гонщиков в Red Bull Racing и Toro Rosso. «Авария в Сочи стала результатом давления, которое Даниил оказывал сам на себя. Мы на него не давили, – объяснил Марко в интервью немецкому изданию Motorsport-Total. – Пару лет назад в похожей ситуации оказался Роман Гросжан: он устраивал одну аварию за другой. Мы решили избежать подобного сценария и снять с Даниила хотя бы часть давления, чтобы он смог вернуться к тому уровню, который показывал в прошлом сезоне».
На самом деле, решение об отстранении Квята назревало давно. Во время Гран-при России британские журналисты написали, что Red Bull Racing решила избавиться от Даниила еще в начале сезона, и никакие результаты пилота в сезоне-2016 не могли бы на это повлиять. Если это действительно так, то авария в Сочи стала удобным предлогом для досрочного разрыва с уфимским спортсменом.
Как Квят начал сезон
Плохо. Особенно ярко это было заметно на фоне партнера Квята Дэниела Риккардо. Австралиец гонку за гонкой выжимал из машины то, на что она не была способна, трижды подряд затаскивая довольно средний болид Red Bull RB12 на четвертое место на финише.«Квят был очень нестабилен, у него было слишком много взлетов и падений [по ходу сезона]. Он уступал Риккардо по три-пять десятых секунды с круга, в то время как в прошлом году он был на расстоянии атаки», – рассказал Хельмут Марко.
Даже подиум в Китае нельзя назвать однозначным успехом Квята. Да, россиянин филигранно стартовал, отменно реализовал тактическое преимущество и уверенно доехал третьим. В то же время, по ходу гонки Даниил занимал вторую позицию, но не смог удержать ее от натиска Себастьяна Феттеля на частично «подбитой» Ferrari. Финишировавший четвертым Риккардо также ехал быстрее Квята: на финальных кругах Дэниел активно накатывал на россиянина, и если бы в гонке был десяток лишних кругов, вполне мог навязать напарнику борьбу. В случае с Гран-при Китая будет уместно говорить о везении Квята и о его умении избегать неприятностей. Увы, на Гран-при России это умение куда-то исчезло.
Почему Квята считают медленным
Квят действительно проигрывает напарнику, но стоит напомнить: Риккардо – один из быстрейших гонщиков современности. В 2014 г. Дэниел на равной машине одолел Себастьяна Феттеля – четырехкратного чемпиона мира, в скорости которого сомневаться не приходится. Риккардо стал единственным, кто умудрился одержать три победы в Формуле-1 с двигателем Renault – в то самое время, когда отсутствие мотора Mercedes-Benz делает первое место недостижимым.Квяту тоже есть, чем похвастаться. В 2013 г. Даниил в год дебюта выиграл юниорское первенство GP3 – серию, в которой выступали 30 лучших молодых пилотов со всего мира. Впрочем, показательна даже не сама победа, а то, как именно Квят ее добился. В начале сезона у Даниила не получалось практически ничего: команда никак не могла разобраться с нюансами использования шин и раз за разом выбирала неправильную тактику. Россиянин продемонстрировал себя настоящим командным игроком: вместе с инженерами он решил все технические задачи и к середине сезона сделал команду непобедимой. По ходу сезона Даниил сильно отставал от лидеров, и только к финальным заездам смог догнать и опередить признанных фаворитов.
В других чемпионатах, где Квят выступал прежде, спортсмен показывал такую же несгибаемую выдержку и умение преодолевать поражения. В 2011 г. Даниил уступил своему напарнику Карлосу Сайнсу в Еврокубке Формулы-Renault 2.0. В тот момент Сайнс пошел на повышение, а Квят остался на второй год, но уже сезон спустя дуэлянты вновь оказались в одной команде и в одном чемпионате. Дело в том, что Карлос своим шансом не воспользовался, тогда как Даниил продемонстрировал впечатляющую скорость и стабильность.
На протяжении всей карьеры Квят показывал высокие результаты именно тогда, когда наблюдатели успевали в нем разувериться. «Долго запрягает» – это про него. А значит, после неудачного старта сезона-2016 вполне может последовать пробуждение в составе Toro Rosso. К тому же, Квят полжизни прожил в Италии и говорит на итальянском как на родном. Toro Rosso – команда с Апеннин, где механики и инженеры общаются на итальянском. Даниила ждет комфортная языковая среда и бригада механиков, с которой Квят уже работал – именно здесь россиянин дебютировал в Формуле-1 в 2014 году. В каком-то смысле Квяту и впрямь будет проще, чем в Red Bull Racing. К тому же, в напарниках у него окажется старый знакомый Карлос Сайнс, которого Квят уже побеждал.
Кто такой Макс Ферстаппен
Макс Ферстаппен – символ новой Формулы-1. Голландец дебютировал в чемпионате мира в 17 лет: это абсолютный рекорд международного первенства, который не побьет уже никто. Просто потому, что после прихода Ферстаппена в правила внесли поправку, запрещающую участвовать в гонках спортсменам младше 18 лет. В прошлом году Макс стал лучшим новичком, совершил один из самых зрелищных обгонов последних лет и влюбил в себя фанатов и руководителей команд. По слухам, Ферстаппеном интересуются в Ferrari и Mercedes AMG.Сейчас у Макса контракт с Red Bull, но, если голландца вдруг позовут в Scuderia, вряд ли пилот откажется. Цель Red Bull – не допустить ухода Ферстаппена. Когда в команде есть настолько быстрый пилот, самое глупое, что она может сделать – отдать его конкурентам. Контракт Макса с Red Bull никто не видел, но среди зарубежной прессы популярна версия, согласно которой Ферстаппен станет свободным агентом, если не получит место в основной команде Red Bull Racing в 2017 году. Такая перспектива открывает простую возможность для «похищения» пилота: в Ferrari как раз освобождается вакансия на следующий сезон. Пока Макс остается в Toro Rosso, Хельмут Марко не может спать спокойно.
В то же время существует вероятность, что шумиха вокруг Ферстаппена окажется пустым местом. Если Макс не настолько хорош, как представляется сейчас, долгосрочный контракт с 18-летним голландцем может испортить результаты команды на много лет вперед. Таким образом, лучшее решение на данный момент – это проверить Ферстаппена в деле. Сравнив Макса с Риккардо на равной машине, Хельмут Марко (и все болельщики Формулы-1) будет точно знать, насколько быстр Ферстаппен. А заодно – насколько хорошо Квят справляется с трудностями в Формуле-1. Все-таки, Даниил по-прежнему выступает с Максом в одном чемпионате – а значит, вполне может одолеть хваленого голландца в очной борьбе.
Кто переманит Квята
Этого не произойдет. Во-первых, в Формуле-1 не принято менять гонщиков посреди сезона. Руководитель Toro Rosso Франц Тост уже объявил, что будет рад провести с Квятом остаток чемпионата-2016, да и сам Даниил вряд ли захочет второй раз за год менять команду.Во-вторых, у Даниила нет менеджера. В последние годы обязанности агента Квята выполнял сам Хельмут Марко: при наличии долгосрочного контракта с Red Bull россиянину просто не нужен был сторонний менеджер. Без агента Даниил вряд ли будет предлагать свои услуги незнакомым командам в течение сезона.
В-третьих, у Квята нет репутации. Риккардо – агрессивный и улыбчивый медоед, Ферстаппен – бесстрашный вундеркинд, Феттель – безошибочный компьютер в человеческом обличье. В сочетании с Квятом употребляют разве что слово «робот» – как иллюстрацию его безэмоциональности. Для болельщиков и спонсоров Квят слишком «скучный». Безликий спортсмен, который всегда говорит заученными фразами из пресс-релизов и никогда не позволяет себе лишнего.
Это не упрек: по чистой скорости россиянин определенно входит в число 22 быстрейших пилотов мира. А потому очевидно заслуживает места в Формуле-1. Другое дело, что именно сейчас Red Bull Racing собрала «дрим-тим», в составе которой Квяту просто не хватило места.
Останется ли Квят в Формуле-1
В последние два с половиной года Квяту отчаянно везло. Сначала Даниил попал в Формулу-1 раньше срока, перескочив через ступеньку в виде молодежного первенства GP2. Потом Квят оказался в Red Bull Racing после одного сезона в Toro Rosso. Даже Феттель провел в молодежной «конюшне» полтора года – россиянин взлетел по карьерной лестнице быстрее четырехкратного чемпиона мира. Так получилось из-за вереницы переходов, которая внезапно оставила свободное место в «старшем» коллективе. Коллеги Квята проводили в Toro Rosso по три сезона – и если бы не стремительное повышение Даниила в 2015-м, россиянин до сих пор гонялся бы в итальянской команде. А значит, не стоит переживать из-за перехода в Toro Rosso: строго говоря, Квят оказался там, где должен был.Чтобы остаться в командах Red Bull в 2017 г., Квяту нужны громкие успехи и еще немного везения. Для начала Даниилу предстоит опередить Карлоса Сайнса. Если все получится, то спортсмен может надеяться, что Ferrari все-таки переманит Риккардо или Ферстаппена. В этом случае в Red Bull Racing вновь освободится место, и Квят сможет его занять. Хельмут Марко подчеркивал: Даниил не уволен. Если бы команда действительно разочаровалась в российском пилоте, то Квят уже лишился бы места в Формуле-1: чемпионская команда никогда не церемонилась с гонщиками. Поэтому в данном случае переход в Toro Rosso можно считать комплиментом: Даниилу дали второй шанс. Десятки пилотов этого шанса не получили.
Наконец, Квят может попробовать перейти в другую команду. Выбор невелик: без спонсоров, которые необходимы для трудоустройства в маленькие команды, Даниил может быть интересен разве что Renault или Williams. И та, и другая команда пока не определилась с составом на следующий сезон. Но и претендентов там хоть отбавляй. А значит, Квят больше не может полагаться на везение. Теперь все зависит только от него.
Антон Погорельский, специально для Autonews.ru
Фото: Global Look Press, Getty Images