Беспилотник по-русски: на что потратят миллиарды рублей
Российское правительство намерено субсидировать затраты на разработку и создание беспилотных автомобилей. Согласно документу, который подписал Дмитрий Медведев, затраты на разработку систем автономных транспортных средств в России будут компенсировать на 97%. Государственные деньги направят не только на технические изыскания, но и на зарплаты сотрудников, участвующих в научных работах.
Субсидии производителям будут предоставляться раз в месяц в размере до 1 млрд руб., но только при выполнении производителем ряда условий. Так, в 2016 г. претендент на получение субсидии должен разработать и создать опытные образцы систем управления и органов управления, расположенных в салоне беспилотника. Кроме этого, у кандидата должны отсутствовать долги перед федеральным бюджетом. Но самое главное условие – создание в России научно-технического центра и предоставление бизнес-плана на выпуск беспилотного транспорта в течение пяти лет с момента получения первых субсидий.
Ни одной заявки на участие подано не было, хотя действующих проектов к тому моменту было немало. Например, в сентябре 2012 г. инженерная компания RoboCV объявила о разработке автопилота для автомобилей на базе навигационной системы ГЛОНАСС, который должен был стать универсальным и мог бы размещаться на любых движущихся устройствах от складских тележек до космического транспорта. Пока же компания предлагает лишь системы автоматизации складской техники. Институт НАМИ с 2012 г. работает над проектом беспилотной «Калины», которой можно управлять дистанционно при помощи джойстика, либо полностью доверившись компьютеру. Наладить выпуск серийных беспилотников планировалось к 2018 году. Группа студентов Томского университета работает над радиолокационнами системами для автомобилей. А любительское конструкторское бюро «Аврора» время от времени показывает беспилотную грузовую «ГАЗель», на которой отрабатываются многие технологии автономного вождения.
Конструкция беспилотного КамАЗа вполне традиционна: сбором данных занимаются камеры и датчики, а управляют машиной сервоприводы на рулевой рейке, в тормозной системе и системе управления двигателем. Автопилот способен распознавать дорожные знаки, сигналы светофора, пешеходов и других участников движения с любого ракурса и в условиях плохой видимости.
Российский проект, над которым трудятся разработчики Cognitive Technologies, отличается особой моделью компьютерного зрения. Компания использует пассивную модель компьютерного зрения, при которой информация, необходимая для управления автомобилем, считывается с видеокамер, а не поступает от дорожных передатчиков или других транспортных средств. Кроме того, беспилотный КамАЗ сможет ездить по плохим дорогам с кочками, ямами, выбоинами и без дорожной разметки. «В отличие от западных аналогов, мы стремимся разработать систему, которая смогла работать на большинстве дорог по всему миру. Как известно, более 70% дорог на Земле имеют плохое качество», – уточнил Черногоров.
По его словам, Cognitive Technologies занимается проектом «умного агробизнеса» совместно с российскими компаниями «Союз-Агро» и Ростсельмаш, в рамках которого планируется адаптировать технологии беспилотного вождения для сельхозтехники и производства. Основные затраты, говорит эксперт – это расходы на разработку, зарплаты разработчиков, приобретение нового программного обеспечения и аппаратуры, которая необходима для тестирования технологий и первых прототипов беспилотников. В будущем, уверяет Черногоров, денег понадобится еще больше: «С началом полевых тестирований беспилотных автомобилей на дорогах и сельхозтехники в полях, разработчикам понадобится больше средств для масштабирования разработки, для проведения тестов в разных регионах, в разных погодных и климатических условиях».
В проектах «Бакулин Моторс Групп» принимает участие КБ «Автора». Основной проект называется Matreshka и представляет собой универсальное шасси с электрическим двигателем, на котором можно построить небольшие грузовики и автобусы. Большая часть компонентов – российского производства. На базе этой платформы можно построить автомобили такси, спецтранспорт для инвалидов, мобильный офис, отделение банка или фургон для курьерской доставки. В Сколково уже тестируется прототип компактного автобуса, который сам выезжает со стоянки и делает условные остановки для посадки пассажиров. Другой экземпляр испытывают на полигоне, а в работе находятся еще минимум три. Самой амбициозной целью разработчиков является поставка своих беспилотников для обслуживания посетителей Чемпионата мира по футболу 2018 г. в России.
Первые тесты беспилотников в России начнутся как раз в 2018 году. Прототипы будут испытывать в Москве, Подмосковье и Республике Татарстан. А массовое производство и эксплуатация, по мнению Черногорова, начнутся в 2020 г. – как в России, так и во всем мире. Но использовать такие машины на закрытых территориях можно будет уже в течение ближайших 2-3 лет. Вывести беспилотники на дороги общего пользования мешает отсутствие законодательной базы, но и этот вопрос решается, говорит Черногоров: «В рабочей группе в комиссии Госдумы по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем мы ранжировали все вопросы по скорости принятия ключевых решений по ним и решили начать с быстрых и эффективных изменений в ПДД». Кроме того, отмечает эксперт, изменения претерпят уголовный и гражданский кодексы, а также страховое законодательство.
Иван Ананьев
Фото и видео: SK.ru, Cognitive Technologies, Volgabus, КБ «Аврора»
Субсидии производителям будут предоставляться раз в месяц в размере до 1 млрд руб., но только при выполнении производителем ряда условий. Так, в 2016 г. претендент на получение субсидии должен разработать и создать опытные образцы систем управления и органов управления, расположенных в салоне беспилотника. Кроме этого, у кандидата должны отсутствовать долги перед федеральным бюджетом. Но самое главное условие – создание в России научно-технического центра и предоставление бизнес-плана на выпуск беспилотного транспорта в течение пяти лет с момента получения первых субсидий.
Конкурс на 100 миллионов
Стимулировать разработки в области беспилотных автомобилей правительство решило еще в конце 2014 г., когда Минпромторг объявлял конкурс на разработку автомобиля-беспилотника. Победитель должен был получить субсидию в размере 100 млн рублей. По условиям конкурса, участвовать в котором могли только российские компании, нужно было разработать серийный легковой автомобиль B-класса с функцией автономного управления. Первую партию беспилотников нужно было представить к 2016 г., а четыре года спустя исполнитель должен был наладить выпуск машин на сумму 1,5 млрд рублей.Ни одной заявки на участие подано не было, хотя действующих проектов к тому моменту было немало. Например, в сентябре 2012 г. инженерная компания RoboCV объявила о разработке автопилота для автомобилей на базе навигационной системы ГЛОНАСС, который должен был стать универсальным и мог бы размещаться на любых движущихся устройствах от складских тележек до космического транспорта. Пока же компания предлагает лишь системы автоматизации складской техники. Институт НАМИ с 2012 г. работает над проектом беспилотной «Калины», которой можно управлять дистанционно при помощи джойстика, либо полностью доверившись компьютеру. Наладить выпуск серийных беспилотников планировалось к 2018 году. Группа студентов Томского университета работает над радиолокационнами системами для автомобилей. А любительское конструкторское бюро «Аврора» время от времени показывает беспилотную грузовую «ГАЗель», на которой отрабатываются многие технологии автономного вождения.
Грузовики и сельхозтехника без водителей
Генеральный директор Cognitive Technologies Андрей Черногоров объясняет, что субсидии будут давать российским производителям с собственным опытным производством, испытательным центром и полигоном. Первыми получателями субсидий как раз могут стать КамАЗ и инжиниринговая компания Cognitive Technologies, которые совместно разрабатывают проект беспилотного грузовика. Еще в прошлом году руководители компаний рассчитывали на государственную поддержку и показывали разработки Дмитрию Медведеву, и теперь претендуют на финансовую помощь государства. Общий объем инвестиций в разработку и доводку системы оценивается в 12 млрд рублей.Конструкция беспилотного КамАЗа вполне традиционна: сбором данных занимаются камеры и датчики, а управляют машиной сервоприводы на рулевой рейке, в тормозной системе и системе управления двигателем. Автопилот способен распознавать дорожные знаки, сигналы светофора, пешеходов и других участников движения с любого ракурса и в условиях плохой видимости.
Российский проект, над которым трудятся разработчики Cognitive Technologies, отличается особой моделью компьютерного зрения. Компания использует пассивную модель компьютерного зрения, при которой информация, необходимая для управления автомобилем, считывается с видеокамер, а не поступает от дорожных передатчиков или других транспортных средств. Кроме того, беспилотный КамАЗ сможет ездить по плохим дорогам с кочками, ямами, выбоинами и без дорожной разметки. «В отличие от западных аналогов, мы стремимся разработать систему, которая смогла работать на большинстве дорог по всему миру. Как известно, более 70% дорог на Земле имеют плохое качество», – уточнил Черногоров.
По его словам, Cognitive Technologies занимается проектом «умного агробизнеса» совместно с российскими компаниями «Союз-Агро» и Ростсельмаш, в рамках которого планируется адаптировать технологии беспилотного вождения для сельхозтехники и производства. Основные затраты, говорит эксперт – это расходы на разработку, зарплаты разработчиков, приобретение нового программного обеспечения и аппаратуры, которая необходима для тестирования технологий и первых прототипов беспилотников. В будущем, уверяет Черногоров, денег понадобится еще больше: «С началом полевых тестирований беспилотных автомобилей на дорогах и сельхозтехники в полях, разработчикам понадобится больше средств для масштабирования разработки, для проведения тестов в разных регионах, в разных погодных и климатических условиях».
ЧМ-2018 на беспилотных автобусах
Еще один перспективный проект – беспилотник Волжской компании Volgabus, пилотный образец которого вскоре покажут на ВДНХ. Компания также планирует получить господдержку, но пока, пояснил представитель Volgabus Кирилл Урванцев, она вкладывает свои деньги и не подходит под требования правительства. Например, по количеству сотрудников. Однако компания уже создает свой собственный исследовательский центр. Центр НИОКР «Бакулин Моторс Групп», которому принадлежит торговая марка Volgabus, начнет работу в Сколково в 2017 г. и будет заниматься исследованиями в области робототехники, а также разработками систем управления транспортными потоками, решениями в сфере кибер-безопасности и системами навигации. На начальном этапе в техноцентре будет работать 30 сотрудников, к 2018 г. – около сотни специалистов.В проектах «Бакулин Моторс Групп» принимает участие КБ «Автора». Основной проект называется Matreshka и представляет собой универсальное шасси с электрическим двигателем, на котором можно построить небольшие грузовики и автобусы. Большая часть компонентов – российского производства. На базе этой платформы можно построить автомобили такси, спецтранспорт для инвалидов, мобильный офис, отделение банка или фургон для курьерской доставки. В Сколково уже тестируется прототип компактного автобуса, который сам выезжает со стоянки и делает условные остановки для посадки пассажиров. Другой экземпляр испытывают на полигоне, а в работе находятся еще минимум три. Самой амбициозной целью разработчиков является поставка своих беспилотников для обслуживания посетителей Чемпионата мира по футболу 2018 г. в России.
Первые тесты беспилотников в России начнутся как раз в 2018 году. Прототипы будут испытывать в Москве, Подмосковье и Республике Татарстан. А массовое производство и эксплуатация, по мнению Черногорова, начнутся в 2020 г. – как в России, так и во всем мире. Но использовать такие машины на закрытых территориях можно будет уже в течение ближайших 2-3 лет. Вывести беспилотники на дороги общего пользования мешает отсутствие законодательной базы, но и этот вопрос решается, говорит Черногоров: «В рабочей группе в комиссии Госдумы по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем мы ранжировали все вопросы по скорости принятия ключевых решений по ним и решили начать с быстрых и эффективных изменений в ПДД». Кроме того, отмечает эксперт, изменения претерпят уголовный и гражданский кодексы, а также страховое законодательство.
Иван Ананьев
Фото и видео: SK.ru, Cognitive Technologies, Volgabus, КБ «Аврора»