«Прими вправо, Свенссон. Иначе это закончится плохо», – пело радио. Андерсу Свенссону нравилось, что популярный шведский коллектив обращается как будто персонально к нему. Сама идея смены стороны дороги пришлась тоже по душе – он с радостью наклеил значок с буквой H на переднюю панель. Швед снова боязливо высунул длинный капот своей P1800 из-за грузовика, но на встречке маячила носатая Scania. «Проклятье, черт тебя дери», – выругался он. – Сотня лошадей, два карбюратора! И вот так плестись. Ничего, осталось потерпеть всего неделю».
День Х, по-шведски Dagen H (от Hogertrafikomlaggningen – правостороннее движение), был назначен на 3 сентября 1967 г. – ровно 49 лет назад Швеция поехала по правой стороне движения. Скептики предрекали хаос, аварии и нечто похожее на сцены из фильма «Этот безумный, безумный, безумный мир», но они ошиблись.
В 1718 г. король Швеции Карл XII ввел правостороннее движение для карет и повозок. При следующем короле Фредрике I всадников и экипажей обязали ездить по противоположной стороне и это правило сохранялось вплоть до XX века. К тому моменту Швеция оставалась единственным левосторонним государством континентальной Европы.
День Х, по-шведски Dagen H (от Hogertrafikomlaggningen – правостороннее движение), был назначен на 3 сентября 1967 г. – ровно 49 лет назад Швеция поехала по правой стороне движения. Скептики предрекали хаос, аварии и нечто похожее на сцены из фильма «Этот безумный, безумный, безумный мир», но они ошиблись.
В 1718 г. король Швеции Карл XII ввел правостороннее движение для карет и повозок. При следующем короле Фредрике I всадников и экипажей обязали ездить по противоположной стороне и это правило сохранялось вплоть до XX века. К тому моменту Швеция оставалась единственным левосторонним государством континентальной Европы.
Причем, сами шведы исторически ездили на машинах с левым рулем. Ассар Габриэльсон, один из основателей Volvo, рассказывал, что американские автопроизводители, открывшие сборочные производства в этой скандинавской стране, отказывались менять расположение руля для небольшого экспортного рынка. Также поступали и национальные производители Volvo и Saab – отчасти из-за сложившейся традиции, отчасти по экспортным причинам они были заинтересованы в левосторонних рынках Европы и США. Например, более половины выпущенных Volvo Amazon ушла на экспорт.
Шведские дороги были узкими и извилистыми и на них было сложно разъехаться со встречным автомобилем или телегой, что уж тут говорить про обгон. Левое расположение руля в такой ситуации было удобным – позволяло видеть обочину и вплотную прижиматься к краю дороги для разъезда.
Тем не менее, возможность перехода на левостороннее движение обсуждалась с 1920-х, и затем каждые 3-5 лет шведский Риксдаг (парламент) поднимал этот вопрос. Наконец, на 1955 г. был назначен референдум – население восприняло идею отрицательно, явка была низкой, а 83% из тех, кто пришел, проголосовали против смены стороны движения. Однако в 1963 г., несмотря на результаты референдумов и критиков, пугавших страшными расходами и хаосом на дорогах, Риксдаг большинством голосов одобрил переход на левостороннее движение.
Трасса из Мальмё в Лунд
К этому времени число автомобилей на дорогах Швеции выросло втрое – до полутора миллионов, а к 1975 г. оно должно было увеличиться до 2,8 млн единиц. Ежегодно несколько миллионов автомобилей пересекали границу страны и путались, по какой стороне им ехать. Шведская экономика находилась на подъеме, по дорогам ездило множество тихоходных грузовиков. К началу 1950-х в стране было всего 5 000 км асфальтированных дорог, а в 1953 г. была запущена первая автомагистраль «Мальмё-Лунд». Масштабное дорожное строительство началось только на рубеже 1960-1970-х.
Из-за увеличения трафика и скоростей движения количество ДТП росло: в 1966 г. на дорогах Швеции погибло рекордное количество человек – 1313, причем наибольшая доля аварий приходилась на лобовые столкновения. Риксдаг торопился: при переходе на левостороннее движение нужно было заменить оптику автомобилей, которая вместо того, чтобы освещать обочину, слепила встречных водителей. На шведских машинах пока еще были распространены простые круглые фары, но в других странах набирали популярность блок-фары, стоимость которых была выше.
Понимая сложность подобного перехода, на подготовку выделили четыре года. Была создана специальная комиссия, которая занялась оценкой масштаба бедствий. Предстояло не только реконструировать дороги, нанести новую разметку и установить дорожные знаки, но еще и адаптировать под правостороннее движение общественный транспорт. Шведские автобусы были с правым рулем и дверьми слева, что потребовало дорогостоящих переделок. В итоге часть транспортных средств продали, а вместо них приобрели новые. На правостороннее движение были переведены и трамвайные линии, а из центра Стокгольма этот вид транспорта было решено убрать.
Затраты на реорганизацию планировали покрыть за счет транспортного налога с владельцев машин и мотоциклов, взимаемого в течение четырех лет. По первоначальным оценкам, смена полосы движения должна была стоить правительству 400 млн крон, но в итоге превысила 628 миллионов. Сейчас эта сумма эквивалентна 64 млн евро.
«Держись правее, Свенссон»
Переход на правостороннее движение был запланирован на воскресенье 3 сентября - к этому моменту было практически все готово. Новую разметку наносили не желтой, а белой краской, появилась сплошная полоса, пересекать которую было категорически запрещено. Предстояло заменить 360 тыс. дорожных знаков, часть из которых обновили в последнюю ночь. Кроме того, на дорогах установили 130 тыс. знаков с буквой H, напоминающих о грядущей реорганизации движения. В августе через телевидение и печать стартовала информационная компания, частью которой была и песня популярной группы The Telstars «Hall dig till hoger, Svensson» («Держись правее, Свенссон»). Логотип H оказался не только на наклейках и информационных материалах, но даже на нижнем белье. Для водителей выпускали перчатки с подсказкой: левая была запретительного красного цвета, правая - разрешающего зеленого. «Правосторонние» фары новых автомобилей снабжались специальными наклейками, дабы не слепить встречных водителей.
Одновременно были введены жесткие скоростные ограничения: не более 40 км/ч в городе, на 10 км/ч меньше, чем было, и 60 км/ч за городом. В последующие годы загородный лимит увеличили до 90 км/ч, а на широких и прямых дорогах - до 110 км в час.
В ночь на 3 сентября до 6:00 утра движение частного транспорта не разрешалось. В крупных городах этот запрет начал действовать еще в субботу. В 4:50 движение по дорогам было полностью остановлено, водители сняли с фар защитные наклейки и переехали на противоположную сторону дороги, и спустя 10 минут транспорт пошел. На фотографиях переход выглядит, как настояший хаос, однако это впечатление обманчиво: регулировать движение полиции помогали военные и 150 тыс. волонтеров.
«День H» прошел относительно спокойно. Андерс Свенссон, который часто ездил за границу и привык к правостороннему движению, адаптировался без проблем, чего не скажешь о его соотечественнике, с непривычки запутавшемся на круговом движении. И теперь растерянно осматривал царапину на крыле и разбитую фару, с которой Андерс только сегодня утром снял наклейку. За оставшиеся 9 часов 3 сентября было зафиксировано 157 ДТП, в которых пострадали 32 человека, и только один – серьезно, да и тот был пьян. На следующий день, 4 сентября, было зафиксировано всего 125 аварий и снова обошлось без смертельных случаев. Для сравнения, по понедельниками обычно происходило от 130 до 190 ДТП. В сентябре на дорогах Швеции погибли 59 человек, против 99 годом ранее, а всего число погибших за год составило 1 077 человек - на 236 меньше в сравнении с 1966 годом. Причем, автопарк Швеции к этому времени уже превысил отметку в два миллиона автомобилей.
Тем не менее, только переход на правостороннее движение и скоростные ограничения до конца не исправили ситуацию. Пару лет водители привыкали к новым правилам и ездили аккуратно, но затем число аварий вновь стало расти. В последующие годы в Швеции стали обязательными ремни безопасности и ближний свет днем, но кардинальный перелом произошел после того, как власти страны приняли программу нулевой смертности Vision Zero. Она включала дальнейшее снижение скорости в населенных пунктах, строительство безопасных дорог с круговыми перекрестками, разделительными барьерами, повышение безопасности автомобилей и велосипедистов (их обязали ездить в шлеме). В течение 15 лет количество погибших в ДТП снизилось с 500 до 286 случаев – почти в двое. За прошлый год в Швеции было зафиксировано только 260 смертей в дорожных авариях – меньше, чем средний показатель по Евросоюзу.
Кто и когда свернул налево
В настоящее время 68% населения планеты ездит по правой стороне дороги. Это повелось еще с древних времен – натягивать вожжи повозки было удобнее сильной правой рукой. Великобритания в XVIII веке узаконила левостороннее движение, возможно, для того, чтобы кучер многоместного экипажа не задел хлыстом пассажиров. Во Франции во время революции начали ездить по правой «простонародной» стороне. Позже Наполеон закрепил это положение и завоеванные им страны становились правосторонними. Великобритания в свою очередь насаждала «левосторонность» в своих колониях и повлияла на дорожное движение в Японии. Россия стала ездить по правой стороне самостоятельно еще в середине XVIII века.
В настоящее время 68% населения планеты ездит по правой стороне дороги. Это повелось еще с древних времен – натягивать вожжи повозки было удобнее сильной правой рукой. Великобритания в XVIII веке узаконила левостороннее движение, возможно, для того, чтобы кучер многоместного экипажа не задел хлыстом пассажиров. Во Франции во время революции начали ездить по правой «простонародной» стороне. Позже Наполеон закрепил это положение и завоеванные им страны становились правосторонними. Великобритания в свою очередь насаждала «левосторонность» в своих колониях и повлияла на дорожное движение в Японии. Россия стала ездить по правой стороне самостоятельно еще в середине XVIII века.
Обычно сторону движения меняют под влиянием соседей. Так, бывшие британские колонии в Африке перешли на правостороннее движение по примеру соседей – бывших французских колоний. Островное государство Самоа в 2009 г. разрешило ездить гражданам по левой стороне, так как страну наводнили подержанные праворульные машины из Австралии и Новой Зеландии. Соседям с разносторонними движением, например, Китаю и Макао, приходится строить сложные транспортные развязки на границах.