В 2017 г. государство запустит новые программы поддержки автопрома. Об этом в ходе Международного инвестиционного форума «Сочи-2016» заявил глава Минпромторга Денис Мантуров. Эксперты предупреждают, что формат господдержки может измениться, а деньги будут распределять по-другому.
За первые восемь месяцев 2016 г. в стране было продано 830 тыс. легковых автомобилей, что на 16% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Эксперты считают, что даже в условиях стабилизировавшегося рубля экономическая конъюнктура рынка остается неблагоприятной, а покупательная способность населения – невысокой. Однако результаты могли быть еще хуже, если бы не помощь государства. Сейчас в России действуют программы утилизации старых автомобилей, льготного автокредитования и льготного лизинга.
При поддержке государства с начала года было реализовано более 400 тыс. новых автомобилей всех типов, из которых большая часть – по программе обновления автопарка. Она, по данным «Автостата», стала самой популярной – за восемь месяцев реализовано 264 тыс. автомобилей. Больше всего по этой программе продается автомобилей Lada, Hyundai, Renault, Nissan и Volkswagen. Программой льготного автокредитования воспользовались 179 тыс. покупателей. А льготный лизинг попробовали чуть больше 30 тыс. клиентов, причем почти все они покупали автомобили коммерческого назначения.
После обвала рынка в начале 2015 г., когда покупатели практически перестали обращаться за займами в банки, доля продаж автомобилей в кредит постоянно растет и сейчас практически достигла докризисных показателей. По данным Национального бюро кредитных историй, в первом квартале 2016 г. доля кредитных автомобилей составляла 37%, а во втором квартале достигла 44%. Причем каждый второй автомобиль, на приобретение которого россияне берут кредит, покупается еще и по специальным льготным условиям.
О том, какие именно программы перезапустят в следующем году, чиновники не говорят, обещая рассмотреть предложения Минпромторга ближе к концу ноября. По словам Дениса Мантурова, меры поддержки в следующем году будут касаться только тех областей, которые не показывают положительную динамику. Эксперты полагают, что программы льготного автолизинга и автокредитования будут сохранены, а государственные учреждения продолжат закупки новой техники для своих нужд. Но программа обновления автопарка может быть свернута, а льготные кредиты будет действовать только для определенных категорий покупателей и автомобилей.
Опыт других стран показывает, говорят эксперты, что программы обновления автопарка и льготной утилизации не имеет смысла вести дольше трех лет, поскольку за это время все те, кто был в целом готов обменять старый автомобиль на новый, уже сделали это. «Программа утилизации, оказав значительную поддержку продажам недорогих автомобилей, сейчас практически исчерпала себя», – подтверждает PR-директор компании РОЛЬФ Светлана Браницкая. Программу льготного кредитования эксперт считает очень эффективной: «В брендах, где под ее действие попадают модели, обеспечивающие основные объемы продаж, по госпрограмме проходит до трех четвертей кредитных сделок».
Другое дело, что ограничение максимальной стоимости автомобиля для льготных кредитов нужно повышать. «Возникает странная ситуация: правительство готово субсидировать продажи недорогих автомобилей, но лишает поддержки более дорогостоящие, сложные, высокотехнологичные модели. Отмена верхнего ценового порога в программе могла бы дать новый импульс развития рынку», – говорит Браницкая.
Верхний порог стоимости имеет смысл повысить еще и потому, что за год цены заметно выросли, а валютная составляющая по-прежнему довольно велика даже в машинах локальной сборки, напоминает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов: «Часть машин, которые прежде стоили до 500 тыс. руб., теперь не попадают в госпрограммы. Сейчас многие массовые модели перешли границу верхней планки».
В конечном счете, говорят в Ассоциации Российских автомобильных дилеров (РОАД), госпрограммы не только дали мощную поддержку рынку, но и принесли прибыль, поэтому тратить на них деньги имеет смысл и дальше. «Государство выиграло, получив больше в виде налогов, чем потратило на эту программу», – поясняет вице-президент РОАД Олег Мосеев. «Затраты государства возвращаются налогами НДС с каждой проданной машины, налогами с продажи топлива и сервисных услуг, а также обеспечением рабочих мест», – подтверждает Удалов.
Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что новая программа господдержки должна еще больше учитывать интересы местных производителей и стимулировать их к увеличению степени локализации производства. «Возможно, имеет смысл увязать господдержку со степенью локализации, но само по себе понятие локализации описать трудно. В любом случае, поддержка коснется автомобилей местной сборки, что стимулирует производителей расширять местный модельный ряд», – говорит эксперт. Кроме того, отмечает Удалов, поддержка, как и прежде, будет касаться в основном моделей недорогих сегментов, поскольку для их клиентов финансовые условия являются определяющим стимулом для покупки.
Кроме программ льготного кредитования, в 2017 г. Минпромторг намерен запустить программу стимулирования экспорта объемом 100 млрд руб., часть которых получат предприятия автопрома. Правительство намерено субсидировать затраты на подготовку автомобилей к техническим нормативам экспортных рынков и оплачивать стоимость доставки машин до границы. Технически, говорит Сергей Удалов, этим может заняться Российский экспортный центр.
Но помимо затрат на сертификацию и доставку автомобилей, эксперт считает разумным осуществлять также поддержку производителей автокомпонентов и выставочных активностей: «Я бы предложил государству активнее участвовать в выставочных мероприятиях на тех рынках, где продвижение важно, а продукт недооценен. Любая страна показывает на международных выставках весь свой экспортный потенциал, включая продукцию автопрома».
Фото: Lori.ru, Lada.ru, Steeringnews.com
За первые восемь месяцев 2016 г. в стране было продано 830 тыс. легковых автомобилей, что на 16% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Эксперты считают, что даже в условиях стабилизировавшегося рубля экономическая конъюнктура рынка остается неблагоприятной, а покупательная способность населения – невысокой. Однако результаты могли быть еще хуже, если бы не помощь государства. Сейчас в России действуют программы утилизации старых автомобилей, льготного автокредитования и льготного лизинга.
При поддержке государства с начала года было реализовано более 400 тыс. новых автомобилей всех типов, из которых большая часть – по программе обновления автопарка. Она, по данным «Автостата», стала самой популярной – за восемь месяцев реализовано 264 тыс. автомобилей. Больше всего по этой программе продается автомобилей Lada, Hyundai, Renault, Nissan и Volkswagen. Программой льготного автокредитования воспользовались 179 тыс. покупателей. А льготный лизинг попробовали чуть больше 30 тыс. клиентов, причем почти все они покупали автомобили коммерческого назначения.
После обвала рынка в начале 2015 г., когда покупатели практически перестали обращаться за займами в банки, доля продаж автомобилей в кредит постоянно растет и сейчас практически достигла докризисных показателей. По данным Национального бюро кредитных историй, в первом квартале 2016 г. доля кредитных автомобилей составляла 37%, а во втором квартале достигла 44%. Причем каждый второй автомобиль, на приобретение которого россияне берут кредит, покупается еще и по специальным льготным условиям.
О том, какие именно программы перезапустят в следующем году, чиновники не говорят, обещая рассмотреть предложения Минпромторга ближе к концу ноября. По словам Дениса Мантурова, меры поддержки в следующем году будут касаться только тех областей, которые не показывают положительную динамику. Эксперты полагают, что программы льготного автолизинга и автокредитования будут сохранены, а государственные учреждения продолжат закупки новой техники для своих нужд. Но программа обновления автопарка может быть свернута, а льготные кредиты будет действовать только для определенных категорий покупателей и автомобилей.
Опыт других стран показывает, говорят эксперты, что программы обновления автопарка и льготной утилизации не имеет смысла вести дольше трех лет, поскольку за это время все те, кто был в целом готов обменять старый автомобиль на новый, уже сделали это. «Программа утилизации, оказав значительную поддержку продажам недорогих автомобилей, сейчас практически исчерпала себя», – подтверждает PR-директор компании РОЛЬФ Светлана Браницкая. Программу льготного кредитования эксперт считает очень эффективной: «В брендах, где под ее действие попадают модели, обеспечивающие основные объемы продаж, по госпрограмме проходит до трех четвертей кредитных сделок».
Другое дело, что ограничение максимальной стоимости автомобиля для льготных кредитов нужно повышать. «Возникает странная ситуация: правительство готово субсидировать продажи недорогих автомобилей, но лишает поддержки более дорогостоящие, сложные, высокотехнологичные модели. Отмена верхнего ценового порога в программе могла бы дать новый импульс развития рынку», – говорит Браницкая.
Верхний порог стоимости имеет смысл повысить еще и потому, что за год цены заметно выросли, а валютная составляющая по-прежнему довольно велика даже в машинах локальной сборки, напоминает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов: «Часть машин, которые прежде стоили до 500 тыс. руб., теперь не попадают в госпрограммы. Сейчас многие массовые модели перешли границу верхней планки».
В конечном счете, говорят в Ассоциации Российских автомобильных дилеров (РОАД), госпрограммы не только дали мощную поддержку рынку, но и принесли прибыль, поэтому тратить на них деньги имеет смысл и дальше. «Государство выиграло, получив больше в виде налогов, чем потратило на эту программу», – поясняет вице-президент РОАД Олег Мосеев. «Затраты государства возвращаются налогами НДС с каждой проданной машины, налогами с продажи топлива и сервисных услуг, а также обеспечением рабочих мест», – подтверждает Удалов.
Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что новая программа господдержки должна еще больше учитывать интересы местных производителей и стимулировать их к увеличению степени локализации производства. «Возможно, имеет смысл увязать господдержку со степенью локализации, но само по себе понятие локализации описать трудно. В любом случае, поддержка коснется автомобилей местной сборки, что стимулирует производителей расширять местный модельный ряд», – говорит эксперт. Кроме того, отмечает Удалов, поддержка, как и прежде, будет касаться в основном моделей недорогих сегментов, поскольку для их клиентов финансовые условия являются определяющим стимулом для покупки.
Кроме программ льготного кредитования, в 2017 г. Минпромторг намерен запустить программу стимулирования экспорта объемом 100 млрд руб., часть которых получат предприятия автопрома. Правительство намерено субсидировать затраты на подготовку автомобилей к техническим нормативам экспортных рынков и оплачивать стоимость доставки машин до границы. Технически, говорит Сергей Удалов, этим может заняться Российский экспортный центр.
Но помимо затрат на сертификацию и доставку автомобилей, эксперт считает разумным осуществлять также поддержку производителей автокомпонентов и выставочных активностей: «Я бы предложил государству активнее участвовать в выставочных мероприятиях на тех рынках, где продвижение важно, а продукт недооценен. Любая страна показывает на международных выставках весь свой экспортный потенциал, включая продукцию автопрома».
Фото: Lori.ru, Lada.ru, Steeringnews.com