Парное выступление: зачем автомобили разбивают друг о друга
Что будет, если смоделировать лобовое столкновение автомобиля из 1990-х с новинкой автопрома, у которой есть современные электронные помощники и больше десяти подушек безопасности
Парное выступление: зачем автомобили разбивают друг о друга
Седан Nissan Tsuru мексиканского производства превратился в груду искореженного металла при столкновении с Nissan Versa. Противник, наоборот, отработал краш-тест по методике американского страхового института дорожной безопасности IIHS на отлично. Эти автомобили – ближайшие аналоги, но их разделяет почти четверть века. Tsuru – это слегка модифицированный Nissan Sentra/Sunny начала 1990-х, который до сих пор выпускают в Мексике. Безопасность машины, как и показал краш-тест, осталась на уровне прошлого века. И дело здесь не только в отсутствии подушек безопасности.
Краш-тесты, в котором автомобили бьют не в барьер, а в другой автомобиль, наглядны и позволяют лучше смоделировать реальную ситуацию.
Nissan Tsuru против Nissan Versa
Еще до того, как удручающий результат краш-теста был опубликован, Nissan поспешил заявить заявил о том, что снимает устаревший седана Tsuru с производства. Последние машины сойдут с конвейера весной следующего года. Официальная причина – новые более жесткие нормы безопасности автомобилей на мексиканском рынке, но они вступят в силу только с 2020 года.
Свой пятидесятилетний юбилей американский инcтитут IIHS отметил своеобразным краш-тестом. Чтобы продемонстрировать, как изменилась безопасность за это время, он столкнул два аналогичных седана – Chevrolet Bel Air 1959 модельного года и Chevrolet Malibu 2009 года. Результат испытаний оказался более чем красноречивым: кузов автомобиля из 1950-х удара не выдержал. Тем не менее, нашлись и те, кто подвергал корректность теста сомнению.
Volvo C70 против Volvo XC90
Volvo продемонстрировала эффективность боковых шторок купе-кабриолета C70, сымитировав боковой удар более тяжелого и высокого автомобиля – кроссовера XC90. Испытания проводились в построенном шведской компанией Центре пассивной безопасности в Гетеборге. Его возможности позволили провести краш-тест в движении: C70 двигалась со скоростью 25 км/ч, когда ей в бок ударил XC90, разогнавшийся до 50 км в час. В итоге пассажиры купе-кабриолета почти не пострадали – голову водителя защитили надувные занавески, встроенные в двери и выстреливающие строго вверх. Причем, они специально сдуваются с задержкой, чтобы обеспечить защиту в том случае, если автомобиль опрокинется после столкновения.
Fiat 500 против Audi Q7
Лабораторные краш-тесты, когда автомобиль разбивают о сминаемый барьер, воссоздают идеальные условия столкновения. А что, если автомобили отличаются по массе и размеру? Крохотный Fiat 500 набрал за фронтальный удар по методике EuroNCAP 15,1 балла из 16 возможных. Но когда вместо барьера немецкий автомобильный клуб ADAC столкнул его с кроссовером Q7, результат оказался хуже – только 11,9 балла. Манекен-водитель испытал чрезмерные нагрузки, его голова из-за лопнувшей подушки ударилась о стойку. Деформация кузова «Фиата» оказалась чрезмерной – Audi Q7 была вдвое тяжелее, а его сминаемые зоны при столкновении с низкой машиной не сработали как следует.
Smart ForTwo против Mercedes-Benz C-Class
В 2010 IIHS провел серию парных краш-тестов, в которых столкнул среднеразмерные седаны с автомобилями A- и B-классов. Результаты маленьких автомобилей оказались хуже, чем при столкновении со сминаемым барьером. Самый компактный из них Smart ForTwo при ударе о седан Mercedes-Benz C-Class развернулся на 450 градусов. Кузов его оказался сильно деформированным, передняя панель поднялась вверх, а рулевая колонка сместилась вперед, из-за чего манекен водителя получил серьезные «травмы».
Smart ForTwo против Mercedes-Benz S-Class
В концерне Daimler, по всей видимости, хорошо запомнили неудачное выступление Smart ForTwo в тестах IIHS. Спустя несколько лет немцы решили реабилитироваться и столкнули новый ForTwo со своим самым большим седаном Mercedes-Benz S-Class. На этот раз городской супермини выступил лучше. Силовая структура Tridion эффективно поглотила энергию при ударе, важную роль сыграли усовершенствованные ремни безопасности и подушки безопасности, в том числе и коленная, доступная уже в базовой комплектации. Однако стоит отметить, что краш-тест проводился на скорости всего 50 км/ч и с большим, чем обычно перекрытием – 50%.
Автомобиль против грузовика
Американский институт IIHS сталкивает легковушки и полуприцепы для проверки прочности противоподкатных брусьев. Брус не позволяет автомобилю залететь под фуру и удариться передними стойками о контейнер. В качестве испытуемого выбран седан Chevrolet Malibu. Краш-тесты проводятся на скорости 56 км/ч со 100-, 50- и 30-процентным перекрытием. Последнее испытание самое жесткое. Например, в 2013 г. только один прицеп из восьми показал приемлемые результаты.
Пожарная безопасность
Краш-тесты «автомобиль об автомобиль» производители использовали еще до возникновения независимых методик испытаний безопасности. Например, чтобы проверить, действительно ли доступный Ford Pinto загорается при ударе в корму, ему в начале 1970-х устроили столкновение с более крупной и тяжелой Chevrolet Impala. Тест действительно закончился пожаром и в результате концерну Ford пришлось отзывать Pinto для установки защитных экранов на бензобак.