На следующей неделе в Москве синоптики ожидают снежную погоду, которая сильно затруднит дорожное движение. Гидрометцентр обещает «снег зарядами» на протяжении нескольких дней и ночное снижение температуры до минус 2 градусов — условия, при которых на дорогах образуется гололедица, особенно опасная для автомобилистов на летних шинах. В Подмосковье, отметили в метеобюро, первый снег уже выпадал 13 октября. Очереди в шиномонтажные мастерские выстраиваются уже сейчас, и тянуть с заменой резины, пережидая первый снег, не стоит — долгосрочные прогнозы Гидрометцентра обещают аналогичную погоду и дальше.
Когда менять
Сезонную смену резины рекомендуется производить, когда температура воздуха преодолевает отметку 7 градусов по Цельсию. Ниже этой температуры летняя резина теряет эластичность и сцепные свойства даже на сухом асфальте, а выше начинается усиленный износ более мягкой зимней резины. Однако осенью с ее частыми колебаниями температуры и начинающимися ночными заморозками с заменой летних покрышек на зимние тянуть не стоит, иначе велик риск оказаться на обледеневшем или заснеженном покрытии с неподходящими шинами.
Свойства резины не зависят от наличия ошиповки. Ждать до наступления настоящей зимы, имея комплект «шиповок», не стоит — вопреки распространенному мнению, на сухом или мокром асфальте зимние шипованные покрышки работают не хуже, чем нешипованные, а иногда даже лучше, поскольку могут быть иметь более твердый состав резины по сравнению с нешипованными «липучками». Владельцам нешипованных колес имеет смысл осуществить замену чуть раньше наступления холодов, чтобы избежать очередей в мастерских — на состояние дорожного полотна и поведение машины такая замена практически не повлияет.
Запрет на использование летней резины зимой
Формально запрет введен 1 января 2015 г., когда в силу вступил Технический регламент стран Таможенного союза. Требования документа предусматривают обязательное использование зимней резины с декабря по февраль включительно, а также вводят запрет на использование шипованных покрышек в летний период с июня по август. Причем эти границы каждый регион может корректировать самостоятельно.
Другое дело, что наказания за неисполнение требований техрегламента в России пока нет. Ввести требуемые изменения в КоАП планировалось еще в прошлом году, причем чиновники предлагали штраф в размере 10 тыс. руб., чтобы наказание было сравнимо со стоимостью комплекта шин. Однако законопроект так и не был принят. На днях комитет Госдумы по транспорту и строительству вернулся к этому вопросу и рекомендовал принять в первом чтении законопроект о штрафе за покрышки не по сезону. На этот раз предлагаемые изменения предусматривают штраф в размере 2 тыс. рублей. Документ должны принять в декабре после того, как в нем четко пропишут сроки действия ограничений и возможность менять сроки использования летних и зимних шин в отдельных регионах. Причем штраф будут накладывать не только за использование резины не по сезону, но и за применение изношенных шин, а также колес, имеющих критические повреждения, при которых запрещена эксплуатация автомобиля.
Кстати, подобный штраф уже действует в Казахстане. Согласно статье 461 ч. 4 административного кодекса страны за использование несезонных покрышек автомобилистов штрафуют на сумму, эквивалентную примерно 3500 рублей. Кроме того, владелец может лишиться госномеров. В России подобное действие пока попадает в категорию прочих нарушений со штрафом в 500 руб., однако законодательство не содержит четких критериев того, как, когда и за что именно можно наложить взыскание.
Что такое зимние шины
Пункт 5.6.3. Техрегламента стран Таможенного союза точно описывает понятие зимней резины: это покрышки, маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри нее, а также знаками «М+S», «M&S», «M S». Они отличаются более глубоким протектором с развитыми грунтозацепами и множеством ламелей, помогающих шине цепляться за лед.
Документ устанавливает и степень предельно допустимого износа для зимней резины — глубина протектора не должна быть менее 4 мм, что соответствует требованиям большинства европейских стран. Кроме того, регламентируется степень ошиповки. С 2016 г. предельное число шипов на погонный метр протектора не должно превышать 60 штук, а большее число допускается лишь после проведения специальных испытаний, который докажут незначительность влияния на износ дорожного покрытия. Более того, есть даже норматив по весу шипа и его выступу (для легковых шин — 1,2 мм +/- 0,3 мм), однако большинство массовых моделей зимних шин удовлетворяют всем этим требованиям.
Какие бывают шины
Зимние шины делятся на шипованные и нешипованные, которые иногда называют «липучками». Новейшие модели зимних шин даже без шипов неплохо работают на льду, обеспечивая сцепление за счет множества канавок-ламелей. А самые хорошие модели «липучек» могут держаться за лед даже лучше некачественных «шиповок». Выбор типа шины напрямую зависит от условий эксплуатации. В целом «шиповки» лучше работают на льду, однако сильно шумят на асфальте и чуть больше весят. Для средней полосы России подходит такое правило: в городе — нешипованные шины, на трассах и провинциальных дорогах — шипы.
Помимо простого рисунка протектора на шинах применяются направленный и асимметричный с ярковыраженными каналами, которые лучше отводят воду из пятна контакта. Такие шины требуют правильной установки. На боковине шин с направленным рисунком протектора находится указатель направления вращения в виде стрелки, а на внешней стороне асимметричных покрышек имеется надпись «OUTSIDE». Эта надпись всегда должна находиться снаружи. Таким образом менять между собой можно только или левые, или правые колеса. Балансировку колес нужно проводить при каждой сезонной смене шин, даже если меняются колеса с дисками в сборе.
Отдавая на шиномонтаж колеса с датчиками давления в шинах, стоит сказать о них мастеру. При неумелой разбортировке шины дорогие датчики можно повредить. Стоимость новой запчасти доходит до 10 тыс. рублей. Однако наличие в автомобиле системы контроля давления не обязательно говорит о том, что в колесах есть датчики. Некоторые системы ориентируются на показания датчиков ABS, которые постоянно отслеживают скорость вращения колес и могут применяться также для контроля за давлением.
Как накачивать и проверять давление
Рекомендации по давлению в шинах устанавливает автопроизводитель, причем нормы для колес разной размерности на одном и том же автомобиле могут отличаться. Кроме того, рекомендованное давление зависит от нагрузки автомобиля — чем больше в салоне пассажиров и груза, тем сильнее нужно накачивать шины. Табличка с рекомендациями производителя обычно располагается на средней стойке кузова, в торце водительской двери или на лючке бензобака.
Неправильное давление в шинах влияет на управляемость и тормозные свойства автомобиля, а также приводит к преждевременному износу покрышки. Ускоренный износ центральной части протектора говорит об избыточном давлении, боковин — о недостаточном. Если автомобиль не оснащен датчиками давления в шинах, проверять его рекомендуется не реже двух раз в месяц, причем обязательно на остывших колесах.
Что означает маркировка шин
Обозначение типа 195/65 R16 82T содержит информацию о размерности шины, то есть диаметре, ширине и высоте протектора. В данном случае 195 — это ширина протектора в миллиметрах, 65 — отношение высоты профиля к ширине в процентах (высота шины составляет 65% от 195 мм, то есть 127 мм). R — это тип шины (радиальная), 16 — диаметр (а не радиус, как принято считать) обода в дюймах. Цифра и буква в конце шифруют индексы максимальной нагрузки и максимально допустимой скорости, в данном случае 475 кг на колесо и 190 км в час. Шины, предназначенные для автомобилей повышенной проходимости, часто маркируются буквами SUV и, как правило, имеют более высокий индекс нагрузки.
Маркировка позволяет узнать и дату изготовления шины, зашифрованную набором четырех цифр после символа DOT (например, DOT XXXX XXХХ 3512). Первые две цифры обозначают номер недели года, вторые — год изготовления.
Шины российского или китайского производства
Большинство иностранных производителей шин имеют в России полноценные производственные предприятия, оснащенные по всем фирменным стандартам. Процесс изготовления шин на них ничем не отличается от зарубежных заводов, а контроль качества так же строг. Как правило, шины самых ходовых размерностей изготавливаются в России, а нестандартные покрышки редкой конфигурации производители импортируют. При выпуске новой шины производитель, как правило, постепенно обновляет модельный ряд на российском предприятии, но при этом сдерживает цены и на импортируемую продукцию. Сейчас в России работают заводы компаний Nokian, Michelin, Continental, Yokohama, Pirelli и Brigestone. Страна производства шины указывается на боковине.
Из Китая к нам везут шины малоизвестных марок, и этот товар пока лучше обходить стороной. В тестах авторитетных изданий китайские покрышки показывают очень слабые результаты, а их стоимость ненамного ниже, чем, например, у корейских шин. К маркам неизвестного наименования вообще стоит относиться с подозрением — это может быть как некачественная китайская продукция, так и бюджетный бренд известного производителя, в шинах которого ради экономии использованы более простые и малоэффективные решения.
Фото: sueddeutsche.de, Global Look Press, Фотобанк Лори