branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Борис Ульзибат, специально для Autonews.ru
Подписаться на Telegram-канал

Замена коробки за 10 минут: что нужно знать о ралли

Щебень и куски грязи летят прямо в зрителей, на трассе лежат детали подвески – мы на ралли Испании…
Замена коробки за 10 минут: что нужно знать о ралли
Замена коробки за 10 минут: что нужно знать о ралли (Фото: автора и Volkswagen)
Вереница черных минивэнов Volkswagen Multivan подъезжает к очередному полицейскому кордону. Пара фраз — и перед нами поднимается лента, перекрывающая всем остальным машинам путь к зрительской зоне на одном из спецучастков ралли Испании. И дело даже не в том, что мы тут по приглашению команды Volkswagen Motorsport. Просто в головном «Мультевене» сидит Луис Мойя, легендарный штурман, гонявший вместе с Карлосом Сайнцем. Здесь его знают все, а он знает все о мире ралли. Для нас он стал проводником между прошлым и будущим, между толпой болельщиков и суматохой сервис-парка.

Ралли Испании само по себе уникально. Это единственная гонка в сезоне, где гравийные спецучастки соседствуют с асфальтом. В пятницу вечером командам приходится почти полностью разбирать машины и собирать их заново, устанавливая новые коробки передач, дифференциалы, карданные валы, стойки и рычаги подвески, а так же тормоза и колеса. Луис Мойя рассказывает, что раньше команда привозила на этап по 3000 шин, ведь гонка была линейной, а в каждом сервис-парке должен быть полный набор деталей. Сейчас, для сокращения расходов, ралли похоже на ромашку — машины каждый раз возвращаются со спецучастков в одно и то же место.
 

В этом году пригоршню острого испанского перца в котел раллийных страстей добавила погода — первые два дня шли проливные дожди. Спецучасток № 1, пролегающий по улицам Барселоны, больше напоминал соревнования по воднолыжному спорту, но испанских болельщиков ливень не остановил — прямо около ограждения под зонтами можно было найти даже молодых мам с грудными детьми. Несмотря на то, что в команде «Фольксвагена» преимущественно шутили, говоря, что в этом году ралли Испании похоже на репетицию ралли Уэльса, напряжение буквально искрило в воздухе дуэтом с осенними молниями. Ведь если все сложится удачно, в Уэльс и Себастьен Ожье, и Volkswagen Motorsport приедут досрочными чемпионами мира, но к дождю команда явно не готовилась. Впрочем, остальные тоже, а это уравнивает шансы.

Однако для досрочной победы нужно было выполнить сразу несколько условий: Ожье гарантировано становится четырехкратным чемпионом мира, если вместе со своим штурманом Жульеном Инграссией занимает первое или второе место в итоговом протоколе, но и если его имя будет на третьей строчке не все потеряно — достаточно получить дополнительные очки на последнем этапе, известном под названием Power Stage. А вот чтобы команда получила досрочный кубок конструкторов, этого было мало — необходимо было, чтобы и второй экипаж — пилот Яри-Матти Латвала и штурман Микка Анттила — приехал к финишу «в очках». Удалась только первая часть плана.
 

Первая зрительская точка спецучастка Terra Alta. К барселонскому ливню добавился порывистый ветер: чтобы промокнуть до нитки требуется примерно 30 секунд, за которые зонт, купленный у предприимчивых китайцев, выворачивается наизнанку трижды. Несмотря на суровую погоду, зрителей полно. Одни облепили склоны возле трассы, другие заняли место повыше, на развалинах старой кирпичной стены, кто-то притащил лестницу и возвышается над головами. В оливковой роще расставлены палатки: люди здесь всерьез и надолго. Машины пролетают связку поворотов за несколько секунд, а перерывы между ними очень немаленькие, но движение не утихает ни на секунду — все болтают, подбадривают друг друга, перекрикиваются и шутят. Да и вообще создается ощущение, что здесь болеют не за конкретных пилотов, а за весь спорт: каждая машина получает равную долю оваций и радостных криков. Тем временем Себастьена Ожье обходит его соперник на Hyundai i20 WRC — Дани Сордо. Напряжение растет.

В свободное время удается еще немного поболтать с Луисом. Он рассказывает, что у двух механиков на замену коробки передач уходит всего 10 минут. Несмотря на то, что из-за специфики ралли Испании на обслуживание машины выделено дополнительное время, 75 минут — это чертовски мало. К тому же на две машины приходится всего восемь механиков и за их количеством постоянно следят комиссары. У каждого из механиков есть специальная повязка, которую выдает FIA и любой человек, на котором ее нет, не имеет права даже просто трогать автомобиль.
 


Обычно люди приезжают на спецучасток утром и остаются до вечера, но мы стараемся увидеть как можно больше. Везде, понятное дело, не успеваем, но в пару мест за день попасть вполне реально. Следующий спецучасток приносит команде неприятные известия: сегодняшний день закончился для Латвалы сходом — сломалась подвеска, а значит с вероятностью в 99% судьба кубка конструкторов на ралли Испании не решится. Надо работать. К тому же Ожье постепенно отыгрывает потерянные с утра позиции — остается надежда хотя бы на один досрочный титул. Мимо нас проносится экипаж Тьери Невиля на Hyundai: у машины нет переднего бампера и правой фары, капот и крылья измяты — публика приветствует его бурными аплодисментами и криками.

Вечером в сервис-парке царит оживление: механики готовятся полностью перебрать три автомобиля. Да-да, несмотря на ограничение в две машины на команду, у «Фольксвагена» есть три болида. Просто один из них — Polo WRC под управлением Андреаса Миккельсена (штурман — Андерс Ягер) — официально гоняет за команду Volkswagen Motorsport II, а его очки не идут в общую копилку — только в личный зачет. Ко всему прочему один автомобиль еще не добрался до сервис-парка. Болид Яри-Матти придется не только переделывать под асфальт, но и чинить. К счастью, в таких случаях на работу механикам выделяют целых три часа.
 


Во время небольшой паузы удается поговорить с одним из механиков Миккельсена. Его зовут Витас и он отвечает за задний левый угол машины. У механиков нет четкой специализации, а вместо этого они делают все, что нужно, но строго в одном месте. Конечно же это не мешает им в случае необходимости помогать друг другу, ведь к стандартному обслуживанию машины всегда может добавиться незапланированная поломка. К счастью техники в состоянии к этому подготовиться — гонщики могут сообщить о проблемах еще до сервис-парка, в медиа-зоне. А еще у механиков огромная степень ответственности, ведь проверять их работу некому: больше никто не может трогать автомобиль. Единственное, что можно себе позволить — короткая поездка до закрытого парка. В это время можно заметить какие-то недочеты и исправить их на следующее утро, когда на обслуживание будет всего 15 минут.

На следующий день погода исправляется, все автомобили отремонтированы и перенастроены под асфальт. Теперь здесь крупнее тормоза (355 мм спереди и 350 мм сзади против 330 на обеих осях), иные передаточные числа коробки передач, а хода подвески уменьшились с 275 до 180 миллиметров. Покрышки тоже другие: если каждое колесо для гравийного покрытия в сборе весим примерно 24 кг, то асфальтовые «катки» на пять кг легче. К слову, с покрышками есть еще один нюанс: Луис Мойя рассказывает, что инспекция FIA может приключиться с экипажем не только до гонки, но и после, и в обоих случаях машина не может весить менее 1200 килограммов. Проблема в том, что в зависимости от состояния трассы гравийные шины за день теряют до 4 кг каждая. И эти 16 кг надо учитывать. С покрышками, предназначенными для асфальта, попроще: они теряют около 500 граммов.
 

На спецучастке, названном «Бот» (по имени городка, от которого он начинается), жизнь уже с самого утра бурлит: зрители стоят вдоль дороги, сидят на стульчиках в лесу. Самые отчаянные пытаются незаметно для маршалов пробраться в канаву поближе к трассе, несмотря на то, что внизу все в жидкой после вчерашних ливней глине. Но тщетно: за безопасностью публики следят жестко. Это фотографам, да и то только в специальных жилетках, можно куда угодно.

Тем временем мы получаем новость: для Миккельсена гонка закончилась сходом — его Polo WRC врезался в камень и перевернулся. Неприятно, но очков в кубке конструкторов команде он бы так и так не принес, а в личном зачете шел довольно близко к Ожье, представляя опасность для досрочного оформления титула. Автомобиль починят, но едва ли ему удастся отыграть штрафные минуты, которые получит за непройденные спецучастки.
 

Перед вылетом в Москву за день до окончания этапа мы, естественно, не знаем, чем все закончится. Уже в воскресенье поступают новости, что Ожье все-таки пришел первым, да и на дополнительном пауэрстейдже занял второе место, принеся два очка. Латтвала отыграл немало позиций и занял в итоге 14 строчку в итоговом протоколе, заодно показав на пауэрстейдже лучший результат. Четвертый чемпионский титул Себастьен получил, а команде Volkswagen Motorsport осталось совсем немного для очередного кубка конструкторов.

Результат этого сезона почти предопределен, но вовсю идет подготовка к следующему. И он обещает очень много интересного и нового. Заметно меняются правила: теперь команды смогут выставлять по три машины, а в общий зачет пойдет пара лучших результатов. Машины тоже будут другими: они станут на 50 мм шире, на них появится активный межосевой дифференциал (сейчас даже простые механические «самоблоки» есть только спереди и сзади), двигатели прибавят в мощности порядка 50 лошадиных сил. К тому же в чемпионат придет еще один производитель — компания Toyota. Будет жарко, и эту жару просто необходимо ощущать, находясь прямо на трассе, игнорируя холод, дождь, ветер и слякоть и пригибаясь от кусков грязи и щебня из-под колес пролетающих болидов. Только так можно почувствовать ралли.
 

Борис Ульзибат, специально для Autonews.ru
Фото: автора и Volkswagen